Смекни!
smekni.com

Международные конкурсы в области литературы и искусства (стр. 8 из 13)

2.4.2 Кинематографические конкурсы

По силе эмоционального воздействия на зрителя кинематограф, пожалуй, до сих пор не имеет себе равных. Недаром в советский период часто цитировалось высказывание В. И. Ленина о том, что «кино является высочайшим из искусств». Восторженными поклонниками этого вида искусств действительно являются многие. Благодаря достижениям современной кинематографической техники, мастерству актеров, режиссеров, операторов у зрителей при просмотре кинофильма часто возникает эффект полного присутствия, благодаря чему эмоциональные переживания зрителей особенно сильны. Самая первая лента братьев Люмьер «Прибытие поезда», созданная в конце 19 века, длилась всего несколько минут, но, будучи в диковинку для большинства непосвященных в технические тонкости людей, была подобна чуду[23][24]. С тех пор прошло более века. Кино стало столь же обыденной и необходимой вещью для многих людей как прием пищи. Широкая доступность всех, даже самых малоимущих, слоев населения планеты к тем или иным произведениям кинематографии, породили и широчайший спрос на продукцию кинематографа. В результате родилась понятие целой отрасли – «киноиндустрии», являющейся весьма доходной во многих странах мира. Став на коммерческие рельсы этот вид искусства, зачастую живет по закону "спрос рождает предложение", следствием чего является появление огромного количества низкопробных, а порой и вредной с точки зрения нравственных норм кинопроизведений. Учитывая, огромное влияние кино на сознание зрителей, как средства пропаганды различного рода идей, как прогрессивных с общечеловеческой точки зрения, так и деструктивных, следует отметить огромное все возрастающее значение международных кинематографических форумов в деле укрепления и пропаганды подлинных культурных ценностей. Главными из таких форумов являются кинофестивали. Зародившись в первой половине 20 века, фестивальное движение приобрело широкую популярность и теперь является предметом пристального влияния, как специалистов, так и поклонников этого вида искусства.

2.4.2.1 Премия «Оскар»

Премия Американской Академии Киноискусства в виде символа – золотой статуэтки мужчины. Вручается за выдающиеся достижения в кинематографе каждый календарный год с 1929. В том виде, в каком она существует в настоящее время, золотая статуэтка была вручена на первой же церемонии, но название «Оскар» появилось только в 1939. По самой распространенной версии, своим названием награда (работа дизайнера Седрика Гиббонса) обязана исполнительному директору Академии Маргарет Херрик, воскликнувшей при ее виде: «Да он же похож на моего дядю Оскара!». Так или иначе, но с 1939 приз Академии известен именно под этим именем и считается самой престижной кинонаградой планеты. Чтобы попасть в число кинокартин, имеющих право претендовать на «Оскар», фильм должен идти хотя бы в одном кинотеатре Лос-Анджелеса в течение 7 дней, но не позднее 31 декабря каждого года. Продолжительность кинокартин (исключая номинации для короткометражных фильмов) должна быть не менее 40 минут, а сам фильм должен быть снят на пленке форматом от 35 до 70 мм и не должен быть показан перед театральным прокатом по телевизионным каналам. 10 января списки фильмов, получивших право вступить в борьбу за «Оскар» и разбитых по номинациям, на которые они могут претендовать, рассылаются членам Академии (всего около 6000 человек, возглавляемых избираемым президентом Академии). Они должны указать не более пяти фильмов в каждой номинации и отослать обратно не позднее 29 января. В середине февраля, исходя из этих списков, объявляются номинации на «Оскар» и создаются т.н. «финальные списки». В этих списках члены Академии отмечают по одному фильму в каждой номинации. И, по результатам списков, в конце марта на торжественной церемонии вручения «Оскаров», объявляются победители. Правила отбора кинокартин на соискание премии Американской Академии Киноискусства в номинации «лучший фильм на иностранном языке» следующие. Не позднее ноября страна, желающая участвовать в соискании «Оскара», должна представить не более одного фильма организационному комитету Академии Киноискусства. Из общего числа представленных фильмов члены Академии выберут сначала пять номинантов, а затем – победителя. Первой кинокартиной, удостоенной «Оскара» в этой номинации, была лента «Похитители велосипедов» режиссера Витторио Де Сики в 1950 (Италия). В настоящее время «Оскары» вручаются по 24 номинациям: Лучший фильм года. Лучшая режиссура. Лучшая мужская роль. Лучшая женская роль. Лучшая мужская роль второго плана. Лучшая женская роль второго плана. Лучший оригинальный сценарий. Лучший сценарий-адаптация. Лучшая операторская работа. Лучший монтаж. Лучшая работа художника-постановщика/декоратора. Лучшая музыка. Лучшая песня. Лучший дизайн костюмов. Лучший звук. Лучший звуковой монтаж. Лучшие визуальные эффекты. Лучший грим (вручается с 1981). Лучший фильм на иностранном языке (вручается с 1947).Лучший анимационный полнометражный фильм (вручается с 2001). Лучший анимационный короткометражный фильм. Лучший художественный короткометражный фильм. Лучший документальный полнометражный фильм. Лучший документальный короткометражный фильм.

Существуют также следующие специальные «Оскары»:

· Мемориальная награда имени Ирвинга Тальберга вручается за выдающийся продюсерский вклад в развитие кинопроизводства;

· Гуманитарная награда имени Джин Хершолт вручается персоне, так или иначе связанной с кинематографом, за выдающиеся гуманистические достижения;

· Почетный «Оскар» вручается за выдающийся вклад в развитие киноискусства и за заслуги перед Академией;

· «Оскар» за научные и технические достижения и за художественные фильмы, которым награждают фильмы, поставленные студентами киновузов США. Эти награды определяются без номинаций специально созданным комитетом Академии и вручаются вне основной церемонии.

2.4.2.2 Венецианский кинофестиваль

Венецианский кинофестиваль – старейший в мире, впервые он состоялся в 1932 году по инициативе тогдашнего фашистского диктатора Бенито Муссолини.За первые годы своего существования кинофестиваль («мостра», как называют его итальянцы) присуждал премии имени Муссолини («Кубок Муссолини») и золотые медали Фашистской ассоциации культуры. Кинофестиваль носил явно политический характер и главные призы раздавались в основном исходя из художественных пристрастий Гитлера. Так, например, известно, что ему нравился фильм «Родина» президента немецкой Имперской кинопалаты Карла Фрелиха. В 1938 году этот фильм завоевал главный приз. В те годы экран для элитной публики был устроен на террасе гостиницы "Эксельсиор", на фоне красивейшей архитектуры Венеции, а после просмотра фильмов следовал бал в салоне гостиницы. С самого начала своего основания и до сих пор венецианский кинофестиваль остается одним из самых значимых и престижных в мире. Нынешняя главная награда Венецианского фестиваля «Золотой Лев Золотого Марка» была введена только после войны в 1949-м году. С венецианским «Золотым Львом Золотого Марка» - могут соперничать лишь каннская «Золотая пальмовая ветвь», «Золотой медведь» Берлина и голливудские «Оскары». На протяжении своей 70-летней истории Венецианский кинофестиваль сделал внушительный вклад в популяризацию кино. Отсюда впервые получил известность итальянский неореализм Висконти и Росселини, потом фильмы Антониони, Феллини, Бертолуччи, французские режиссеры новой волны - Луи Малль, Ален Рене и Жан-Люк Годар. Благодаря Венецианскому фестивалю западной публике стали известны шедевры Акиро Куросавы, Андрея Тарковского или Анджея Вайды. По сравнению с кинофестивалями в Канне и Берлине Венецианский фестиваль может похвастаться не только своими традициями, но и своей взвешенной политикой между коммерческим кино и чистым искусством. Директор фестиваля Мориц де Хадельн, который раньше руководил фестивалем в Локарно и Берлинским кинофестивалем, на протяжении более 20 лет настаивает на том, что награды в Венеции должны получать фильмы, которые могут потом рассчитывать на успех и среди широкой публики, не только среди элиты. Однако Венеция, хоть и не страдает от недостатка внимания со стороны звезд и их продюсеров, но продюсеры все же по большей части предпочитают Канны – возможности кинорынка здесь практически неограниченны.

2.4.2.3 Каннский кинофестиваль

Каннский кинофестиваль является наиболее престижным и широко освещаемым событием в кинематографическом мире. В свое время Каннский фестиваль был задуман в противовес тогда еще профашистскому Венецианскому. Одной из главных каннских наград долгое время был «Приз мира». Ежегодно на знаменитой набережной Круазетт в курортном городе Канны (Франция) собираются звезды, профессионалы кино и любители широкого экрана со всего мира. Открытие первого международного кинофестиваля в Каннах планировалось на осень 1939 года. По идее организаторов фестиваля он должен был представлять альтернативу кинофестивалю Венецианскому, попавшему под влияние официальных нацистских властей. Программа была готова, почетным Председателем жюри назначен Луи Люмьер (изобретатель кинематографа). В программу были включены американский фильм "Волшебник страны Оз" и советский фильм "Ленин в 1918 году". Открытие должно было состояться 1 сентября, однако именно в этот день началась Вторая мировая война. Открытие было отложено, и первый Каннский кинофестиваль состоялся лишь в сентябре 1946 года и с тех пор он стал проводиться ежегодно. На конкурс было представлено 46 фильмов.. 11 из них получили главную награду - Гран-При кинофестиваля. По традиции, заведенной первым фестивалем, главная премия: сначала Гран-При, затем "Золотая пальмовая ветвь" присуждается лучшему полнометражному и лучшему короткометражному фильмам. На фестивале вручаются и другие призы полнометражным фильмам: Большой специальный приз жюри, Приз за лучшее исполнение мужской и женской ролей, Приз за лучший сценарий, лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу. Жюри может также присудить еще одну премию полнометражному фильму и две короткометражным фильмам. В 1951 году организаторы фестиваля изменили время (сезон) его проведения - Каннский фестиваль стали проводиться весной - в апреле, мае. В 1955 году главная награда - Большой приз Каннского кинофестиваля – был переименован в "Золотую пальмовую ветвь". Первой "Золотой пальмовой ветви", действительно выполняемой из золота, был удостоен американский фильм Дэлберта Манна "Марти". С 1959 года на фестивалях журналистам стали показывать фильмы днем, еще до официального показа, чтобы они могли составить свое мнение о фильмах заранее. В 1948 и 1950 годах Каннский кинофестиваль не состоялся из-за нехватки денег на его проведение. В 1968 году в связи со студенческими волнениями, которые к моменту проведения 21-го Каннского фестиваля охватили всю Францию, особой декларацией Жюри от 19 мая Фестиваль был закрыт. Награды не присуждались. К концу шестидесятых Каннский кинофестиваль приобрел статус респектабельного фестиваля - с развитой инфраструктурой, отработанными механизмами. Кинофестиваль 1969 года привнес новшество в структуру фестиваля - программа была дополнена проведением "Двухнедельника режиссеров" - параллельного показа фильмов, организованного созданным в 1968 году Обществом кинорежиссеров. Так Каннские фестивали приобрели устойчивую двуполярную структуру, ставшую залогом развития и успеха следующих смотров. В 1978 году Жиль Жакоб, только что назначенный главным отборщиком фильмов, создал внеконкурсную секцию "Особый взгляд". С тех пор в Каннах проходят три фестивальных показа: основной конкурс, "Двухнедельник режиссеров" и "Особый взгляд".