Смекни!
smekni.com

Монастыри России (стр. 2 из 7)

Богатые и знатные люди иногда сами основывали свои монастыри, состоявшие в полной от них зависимости. Большие обители образовывали от себя монастыри-колонии. То есть приписные монастыри, которые оставались в их ведении. Иногда одни монастыри приписывались к другим по распоряжению своего основателя или правительства.

В период с XV по XVII в. были основаны, между прочим, следующие монастыри. В Москве и ее окрестностях был основан Новоспасский, Николаевский на Угреши и Новодевичий монастырь. В Твери: Калязинский, Троицкий Селижаров. В Смоленске Святотроицкий Болдинский. В Казани Успенский Зилантов монастырь. В Новгородско-Псковской земле: Троицкий Александро-Свирский, Тихвинский Успенский, Псково-Печерский. В Двинской области Антониев Сийский монастырь. В Белозерском краю Нилова пустынь и другие.

Почти все монастыри, кроме северных, были общежительными. То есть в них жили мужчины и женщины. Некоторые обители служили приходскими церквями. В 1528 году Макарий, впоследствии митрополит Московский, новгородским архиепископом стремился ввести общежитие в северорусских монастырях. Это ему отчасти удалось. Некоторые основатели монастырей, по примеру Феодосия Печерского, Кирилла Белозерского, Евфросина Псковского, сами писали уставы для своих монастырей. Сюда можно было отнести Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Герасим Болдинского и других. Однако общие основы древнерусского монастырского быта были выработаны самой жизнью, независимо от этих уставов.

Во главе монастырской общины стоял настоятель, а в женских монастырях игуменья. Настоятели обыкновенно избирались монастырским собором, но могли назначаться и епархиальным архиереем, если монастырь от него зависел. Настоятели знатнейших монастырей утверждались в своей должности, а иногда и назначались самим царем. Без благословения настоятеля ничего не могло быть предпринято монастырем, но настоятель должен был совещаться с собором. Хозяйственная часть была сосредоточена в руках келаря, который ведал монастырскими вотчинами. Он подсчитывал все доходы, расходы и сборы. Для этого он имел многих помощников. Казной монастыря заведовал казначей.

Все должностные лица выбирались монастырской общиной. Письменными делами монастыря управлял дьяк или подьячий. По судебным делам монастыря ходатайствовал стряпчий. Прием в монастыри был свободный, но от желающего требовался вклад деньгами или другим имуществом. Только лица, внесшие вклад, считались действительными членами монастырской общины. Принятые без вклада, "Бога ради", не принимали участия в монастырской жизни. Они составляли тот бродячий монашеский элемент, который был так силен в древней Руси. С ним упорно и напрасно боролась духовная власть. Стоглав (церковный документ) предписал принимать в монастыри и без вклада "приходящих с верою и страхом Божьим".

Крупнейшие монастыри России

Оптина пустынь

Оптинская, или Оптина Пустынь – одна из древнейших русских обителей. Точное время основания её неизвестно, однако, по преданиям, Пустынь существовала ещё до нашествия на Русь монголо-татар. Считается, что основателем Пустыни был раскаявшийся разбойник по имени Оптин. Расположилась она неподалёку от маленького городка Козельска. Козельск упоминается в летописи, как один из древних городов, оказавших наиболее упорное сопротивление во время первого монголо-татарского нашествия. Город был взят намного превосходящими силами только после того, как в нём не осталось ни одного защитника.

Сведений о жизни обители с тех древних времён практически не осталось. Зато известны некоторые сведения об Оптинской Пустыни XVII века. Игуменом там был отец Сергий. Сама обитель же состояла всего лишь из одной деревянной церкви и около десятка монахов, живших в простых кельях. Обитель многие годы оставалась малонаселённой и из-за этого в 1724 году была и вовсе упразднена по указанию Синода. Опустевшая обитель была полностью разорена, однако уже через два года возродилась вновь.

Но настоящее возрождение Оптинской Пустыни началось в конце XVIII века. В 1795 своё внимание на обитель обратил сам московский митрополит Платон. Он же назначил туда строителем монаха Иосифа, а ещё через год послушника Песношского монастыря Авраамия. Обитель находилась в полном запустении, и восстановителям пришлось немало потрудиться, чтобы привести её в порядок. После того как с бытовыми проблемами было покончено, началось расширение обители. Вскоре там появились колокольня, Больничная церковь, новые кельи и сад.

Следующий этап строительства в обители начался при настоятеле Моисее. Именно при нём были построены новые церкви и отреставрированы старые постройки. Появились и новые жилые корпуса для братии, трапезная, библиотека, мельница и даже черепичный и кирпичный заводы. Также были разведены огромные сады и огороды, способные прокормить уже довольно многочисленную братию. До наших дней сохранились многие деревянные сооружения: церковь Иоанна Предтечи, построенная ещё в 1822 году, и домики, в которых жили во время своих визитов в Оптинскую Пустынь знаменитые русские писатели Гоголь и Достоевский.

Развитие Оптинской пустыни продолжалось и далее. В 60-х годах XIX века численность братства достигла полутора сотен человек. После того, как обитель была обустроена, у её настоятелей появилось время подумать и о духовных делах. Уже в середине века там начали издавать духовные книги. Одним из первых авторов писаний, появившихся в Оптиной Пустыни, был монах Иоанн. Порфирий Григоров подробно описал жизнь некоторых значимых людей духовного сана, имевших отношение к монастырю.

Большое значение такие книги имели для людей, которые не могли оставить свою обычную жизнь, уйдя в монастырь, или отправится в паломничество. Они давали им духовное образование не меньшее, чем знаменитые старцы обители.

Но и паломников в Оптине вполне хватало. Среди них был даже знаменитый писатель Ф.М. Достоевский, позже отразивший свои мысли и впечатления о поездке в романе «Братья Карамазовы». А прототипом старца Зосимы стал старец Оптинского скита Амвросий. Был связан с обителью и другой, не менее известный русский писатель Л.Н. Толстой. А его родная сестра и вовсе была настоятельницей женского монастыря, основанного Амвросием. Там старец провёл последний год своей жизни.

В советские времена отдалённую Оптинскую пустынь тихо и незаметно для большинства закрыли. Там была устроена лесопилка и дом отдыха. Последнее на сегодняшний день возрождение Оптинской Пустыни началось в 1987 году. Сохранившиеся постройки были переданы Русской православной церкви. Через год возобновилось служение, сначала в надвратной церкви, а затем и в Введенском соборе. Кроме того, были обретены святые мощи преподобного старца Амвросия. В 1996 к лику святых были причислены ещё несколько оптинских старцев, а через 4 года было установлено Соборное Празднование.

Оптинская пустынь знаменита не столько своими соборами и церквями и православными реликвиями, сколько своими обитателями. Об удивительных старцах и чудотворцах Пустыни и в наши дни продолжают ходить легенды. Именно влияние старцев отличает Оптинскую Пустынь от тысяч других монастырей, разбросанных по разным уголкам России.

Старчество в Оптинской пустыни было введено довольно поздно, поэтому в настоящее время известны все их имена. Некоторые из них: иеросхимонах Лев, иеросхимонах Макарий, схиархимандрит Моисей, иеросхимонах Амвросий, иеросхимонах Иосиф, схиархимандрит Варсонофий и иеромонахи Анатолий (Зерцалов), Анатолий (Потапов), Нектарий.

В восемнадцатом веке обитель прославил старец Лев. О нём и о чудесах исцеления, которые он совершал, быстро узнала почти вся страна. Врачей в то время было очень мало, а на селе о них даже и не мечтали, поэтому единственной надеждой тяжело больных были лишь знахари и чудотворцы. Ко Льву приезжали из разных уголков страны, и старец никому не отказывал в помощи.

Одним из самых известных оптинских старцев был отец Амвросий, настоящее имя которого – Александр Гренков. Он родился в 1812 году в Тамбовской губернии. Отец Амвросий был известен как прорицатель. По преданию, ему было известно обо всех мыслях и грехах людей. В скит к нему за помощью приезжали со всей России. Кроме того, он также был известен как целитель: больные, посетившие старца, вскоре выздоравливали. Однако человек должен был строго выполнять указания старца, если же он отклонялся от них, то мог разориться, заболеть и даже умереть. Именно поэтому Амвросия слушали и уважали. Оптина Пустынь стала известна как целительница души и тела, и поток паломников туда не иссякал.

Старец Амвросий известен ещё и как основатель детского приюта, поблизости от Оптинской Пустыни, а также Казанской женской обители в Шамордино, где он и скончался в возрасте 89 лет. В 1988 он был причислен к лику святых, а мощи его находятся в Введенском монастыре Оптинской пустыни и продолжают творить чудеса, исцеляя неизлечимо больных.
Ходят легенды и о последователе Амвросия – Иосифе и его чудесных чётках. Странно, что сам старец с детства страдал различными болезнями, но в то же время мог излечить других. Однажды больная исцелилась после того, как подержала его чётки в руках. После смерти старца, больные исцелялись, даже побывав на его могиле.
Также знаменит и оптинский старец Варсонофий. Не менее удивительна его судьба. До того, как стать монахом Варсонофием, Павел Плиханков был дворянином и полковником в русской армии. В обитель он попал в возрасте 50 лет. У Варсонофия был дар ясновидящего: он рассказывал людям обо всех совершённых ими грехах и событиях жизни, называя при этом точные даты. Кроме того, он был известен своей неуязвимостью, несколько раз чудесным образом избегал смерти, в том числе и во время русско-японской войны.

Одними из знаменитых пророков был отец Нектарий. Он предсказал не только многие события в своей собственной жизни, но и разорение монастыря в 20-х годах прошлого века. Когда старец находился в ссылке в Холмищах, к нему приезжал Георгий Жуков, которому Нектарий предсказал будущие великие победы. Святые мощи старца хранятся в соборном храме обители.