Смекни!
smekni.com

Музеи Венгрии (стр. 7 из 8)

Из наиболее важных памятников барочного искусства XVII—XVIII веков следует выделить работы первого значительного венгерского художника той эпохи Адама Маньоки. Автопортрет и портрет князя Ференца II Ракоци, придворным художником которого он был, свидетельствуют о его выдающемся таланте портретиста. Далее в собрании Музея имеется множество эффектных картин, изображающих птиц, фрукты, цветы работы художника-натюрмортиста Якаба Богданя. Родом из Северной Венгрии, он долгие годы жил в Англии, где занимался декорацией дворцов королевской семьи. Из памятников барочной скульптуры особо следует выделить изящные статуи святых Рока и Себастьяна из Эгервара.

Среди отделов постоянной экспозиции Национальной галереи наибольшим успехом у публики пользуются залы венгерской живописи XIX века. Здесь посетителя встречают произведения Кароя Марко старшего и Кароя Броцки, а также работы Кароя Кишфалуди. В живописи периода реформ, подготовившего буржуазную революцию, отражаются жизнь и вкусы общества первой половины XIX века. Портреты работы Яноша Доната, Габора Мелега, Миклоша Барабаша, Йожефа Боршоша, Алайоша Дёрдя, Яноша Селе, Кароя Либаи и др. отличаются задушевной трактовкой образов венгерских патриотов. Жанровые картины этих художников дают представление об обычаях эпохи, о будничных эпизодах, быте того времени. В 1847 году талантливый двадцатилетний живописец Михай Зичи создает типично романтическую картину «Спасательная лодка». В то же время, изображая историческое событие XVII века, живописец Балинт Кишш намекает на актуальную общественную проблему — судьбы политических пленных.

Произведения венгерской исторической живописи достаточно полно отражают события столетней давности: национально-освободительную пропаганду и антигабсбургское движение. Каждая картина Виктора Мадараса — последовательный протест против национального притеснения. Берталан Секей был выразителем героического патриотизма. Дюла Бенцур завоевал любовь земляков картиной, изображающей обезглавливание Ласло Хуняди. Два ранних произведения этого художника — «Женщина в лесу» и «Читающая» — образцы интереса в венгерской живописи к интимному пейзажу (одновременные с работами Ласло Пала и Мункачи). Зал в Галерее, занятый произведениями Кароя Лотца, — аргумент в пользу того, что не надо бояться популярности у публики изображений обнаженного женского тела, если эти изображения высокохудожественны. Характерные венгерские пейзажи Гезы Месёя свидетельствуют о появлении в Венгрии пленэрной живописи. «Майский пикник» Пала Синей Мерше и другие его работы покоряют посетителей своей совершенно современной по духу живописностью. Замечательный мастер венгерского критического реализма Михай Мункачи представлен в экспозиции Национальной галереи почти сорока картинами. Его произведения захватывают бесподобной виртуозностью живописи, драматической выразительностью образов. Это соседство спокойно переносят проникновенные «Леса» Ласло Пала, его полные лирического настроения пейзажи. Произведения этих двух друзей взаимно дополняют и оттеняют друг друга. В других залах демонстрируются произведения художников XIX века; их замыкают картины учеников Мункачи, его молодых современников, начавших художественную деятельность под воздействием могучего таланта этого мастера. Начало развития венгерской живописи XX века представлено творчеством основателей Солнокской колонии художников, картинами Адольфа Феньеша и Ижака Перлмуттера. Многообразное и полное неожиданности искусство Ласло Меднянски показано очень эскизно, несмотря на то, что его картины занимают целый зал. То же самое можно сказать и о творчестве Риппл-Ронаи, одного из венгерских основателей французской художественной группировки «Наби». Двадцать произведений трех разных периодов его творчества (постимпрессионистского, или так называемого «черного», пуантилистического и пастельного) представлены в экспозиции. Произведения надьбаньских живописцев, творчество которых заложило основы импрессионизма в Венгрии (картины Шимона Холлоши, Кароя Ференци, Белы Ивани-Грюнвальда, Иштвана Чока), дают представление о сущности этого направления. В экспозиции Галереи выставлены произведения великого художника-одиночки, наивного и одержимого экспрессиониста Михая Тивадара Чонтвари Костки. Рядом с несколькими его небольшими картинами в экспозиции находится также несколько пейзажей и композиций «в натуральную величину», отданных Галерее частными владельцами на временное хранение. Выставленные в экспозиции картины-«видения» «наследника Джотто» Лайоша Гулачи, полные рафинированной живописности и своеобразной, фанатической, примитивной религиозности, помогают понять и полюбить этого художника. В Галерее полностью представлены члены художественной группы «Восьмерка» — венгерского варианта фовизма. Экспозиция позволяет проследить творческий путь Кароя Кернштока, Берталана Пора, Роберта Береня, Эдёна Марфи, Дежё Цыганя, Белы Цобела, Лайоша Тихани и Дежё Орбана. Галерея знакомит зрителей также с творчеством художников, развивавших принципы кубосезаннизма: Яноша Надь Балога, Белы Уитца, Йожефа Немеш Ламперта, Вилмоша Перлротт Чабы, Арманда Шёнбергера, Белы Кадара, Имре Соботки. Венгерское крыло веймарского «Баухауза» в экспозиции представлено несколькими картинами Шандора Бортника.

Произведения Иштвана Надя, Йожефа Косты, Яноша Торняи, Дюлы Руднаи, Ласло Холло дают яркое представление о характере алфёльдской школы живописи; их картины отражают удушливую атмосферу, царившую в самой отсталой провинции Венгрии, среди самых притесняемых и бедных слоев населения. Самое потрясающее явление венгерской живописи между двумя мировыми войнами — это творчество Дюлы Дерковича, чьей идейной позицией была борьба за интересы пролетариата передовыми художественными средствами. Его творчество представлено в экспозиции более чем десятью картинами.

Социалистическая направленность искусства была характерна в это время также для Иштвана Деши Хубера и Дёрдя Кондора, чьи произведения также выставлены в Галерее. Экспозицию Галереи завершают произведения наиболее известных живописцев первой половины XX века: Иштвана Сени, Аурела Берната, Вилмоша Аба Новака, Йожефа Эгри, Яноша Васари, Пала Ц. Молнара, Яноша Кметти, Реже Бургхардта, Яноша Халапи, Енё Барчаи, Енё Гадани, Гезы Фони, Эндре Домановски и Имре Амоша.

При размещении скульптуры нужно было учитывать особенности архитектуры здания, использовать все возможности: большие площадки главной лестницы, центральные переходы, наиболее приметные места облицованных красным и белым мрамором помещений. Весь пластический материал, за исключением работ, размещенных в обходных галереях, выставлен вместе с живописными работами. Экспозиция произведений скульптуры занимает огромный вестибюль, обходные многоэтажные галереи этого вестибюля, переходы лестниц и т. д. Посетителей Галереи встречает «Пастушка» Иштвана Ференци, аллегорическое название которой — «Начало искусств» — указывает на время создания этой статуи: появление национального изобразительного искусства Венгрии. Внимание посетителей привлекает и мраморная статуя Алайоша Штробла «Наша мать». В вестибюле находится еще целый ряд скульптурных произведений большого размера: «Ева» Йожефа Энгела, «Изгнанник» Яноша Пастора, «Утро» Кишфалуди Штробла, «Надгробие Раднаи» Ференца Меддьеши, «Крестьянский мальчик» Ласло Месароша, «Стоящий рабочий» Дёрдя Голдманна, «Литейщик» Йожефа Шомоди. В обходной галерее второго этажа размещены маленькие шедевры Микло-ша Ижо, его гениальные импровизации, изображающие танцующих крестьян, и характерные портреты. На этом же этаже представлен ряд скульптурных композиций монументального характера: эффектная реплика (уменьшенных размеров) коложварского памятника Матяшу работы Яноша Фадруса, «Мальчик, играющий в бабки» Иштвана Сентдёрди, «Давид» Эде Каллоша, «Девушка» Имре Чикаса. На четвертом этаже расположена экспозиция современной венгерской скульптуры. Расположенные здесь произведения показывают путь развития скульптуры в хронологическом порядке, от новаторских начинаний поколения венгерских скульпторов начала XX века: Марка Ведреша, Фюлёпа Э. Бека, Вилмоша Фемеша Бека и Ференца Меддьеши до работ современных скульпторов среднего поколения: Бени Ференци, Пала Пацаи, Шандора Микуша, Тибора Вилта, Миклоша Боршоша, Енё Керени, Иштвана Тара, Ивана Сабо, Йожефа Шомоди и, наконец, работы скульпторов более молодого поколения: Шандора Варади, Иштвана Мартша, Ласло Мартона, Дюлы Киш Ковача, Тамаша Вига. В помещениях, где расположена постоянная экспозиция живописи, в витринах выставлены произведения венгерского медальерного искусства.

Временные выставки Галереи меняются в среднем восемь раз в год. Устраиваются выставки, материал которых дополняет постоянную экспозицию художественной продукцией последних лет, новыми произведениями современных художников. Имеют место групповые выставки творческих объединений или колоний художников. Наиболее часто в нескольких залах устраиваются мемориальные ретроспективные выставки или выставки классиков венгерского искусства, приуроченные к юбилеям и годовщинам и свидетельствующие зачастую о достижениях научной работы Галереи. Программу временных выставок Галереи характеризует перечень нескольких прошедших выставок: «Изобразительное искусство Венгрии после Освобождения», «Надьбаньские живописцы», «Вашархейские художники», «Колония художников на проспекте Сазадош», «Солнокская колония художников», «Группа социалистических художников», «Венгерское изобразительное искусство против фашизма» и т. д. Среди многочисленных ретроспективных персональных выставок, проведенных Галереей за время ее существования, наибольшим успехом пользовались выставки Вилмоша Аба Новака, Дюлы Бенцура, Адольфа Феньеша, Яноша Торняи, Дюлы Дерковича, Иштвана Деши Хубера, Роберта Береня, Яноша Васари, Иштвана Чока, Берта-лана Пора, Йожефа Эгри.