Смекни!
smekni.com

Народний ансамбль Казахстана (стр. 2 из 3)

Балетные спектакли:

1. П. Чайковский «Лебединое озеро» (балет в 4‑х действиях) Балетмейстер – В. Райбаев.

2. Ж. Бизе – Р. Шедрин «Кармен – сюита» Балетмейстер – Б. Аюханов

3. Ш. Гуно «Вальпургиева ночь» Балетмейстер – Ш. Терегулов (Россия)

4. Л. Минкус «Дон – Кихот» (балет в 3‑х действиях) Балетмейстер – Ш. Терегулов

5. Адам «Жизель» (балет в 2‑х действиях) Балетмейстер – С. Вихарев (Россия)

6. Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан» (балет в 3‑х действиях) Балетмейстер – Т. Нуркалиев

7. И. Стравинский, К. Дебюсси, Л. Бернстайн «Игорь. Глория. Ванесса» Балетмейстер – Жан Годен (Франция)

8. П. Чайковский «Щелкунчик» (балет в 3‑х действиях) Балетмейстер – И. Иванова (Россия) Художник – Э. Гейдебрехт (Германия)

9. Л. Делиб «Коппелия» Балетмейстер – С. Вихарев Художник – В. Окунев

10. Л. Минкус, А. Адам «Дивертисменты» Балетмейстер-постановщик Т. Нуркалиев

11. Р. Салаватов «Алкисса» (балет в 2‑х действиях) Балетмейстер – В. Гончаров Художник – В. Окунев.

Казахская государственная филармония имени Жамбыла.

Государственный академический симфонический оркестр Республики Казахстан.

Заслуженный коллектив Республики Казахстан, организован в 1958 г. в составе Казахской филармонии имени Джамбула. С 1983 г. – самостоятельный художественный коллектив. Первый исполнитель симфонических произведений казахстанских композиторов: «Жигер» А. Жубанова, 7,8 симфонии Е. Брусиловского, «Праздничный кюй», «Кудаша», «Дайрабай» Е. Рахмадиева и многих других. Оркестр исполняет также симфонические произведения классиков зарубежной музыкальной культуры, например, 15 симфоний Д. Шостаковича, старинную музыку XVII–XVIII вв. (произведения Вивальди, Коррели, Баха, Генделя) и многие другие. С 1987 года художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Казахстана – народный артист Казахстана, лауреат Государственной премии Т. Абдрашев.

Государственная хоровая капелла имени Б. Байкадамова

Заслуженный коллектив Казахстана, организован в 1939 г. Его организатором и первым руководителем был народный артист КазССР Б.В. Лебедев (1939–1941). В 1954 г. коллектив воссоздан заново, до 1958 г. им руководила заслуженная артистка КазССР Г.Е. Виноградова, затем долгие годы руководил народный артист СССР А.В. Молодов. В настоящее время художественным руководителем и главным дирижером является Б. Демеуов. В репертуаре коллектива – казахские народные песни, кюи, произведения казахских композиторов, а также русских и зарубежных классиков. Для хоровой капеллы писали свои произведения композиторы Б. Байкадамов, А. Жубанов, Г. Жубанова, Б. Жуманиязов, К. Кужамьяров, М. Тулебаев, Е. Рахмадиев, Л. Хамиди и др.

Государственный духовой оркестр

Государственный духовой оркестр Казахстана, вошедший в состав филармонии в 1990 году, за короткий срок превратился в одно из самых ярких явлений культурной жизни республики. Быстрый профессиональный рост помог оркестру весьма успешно выступить на фестивалях духовой музыки во Франции и Испании. Духовой оркестр возглавляет Канат Ахматов – выпускник Московской консерватории по классу тромбона, проходивший стажировку как дирижер в Государственном духовом оркестре России.

Духовой оркестр преимущественно играет на концертной эстраде, не исключая выступления на площадях города в праздничные дни.

За 5 лет им подготовлено около 40 программ. К. Ахметов как дирижер дважды выезжал в США, где руководил объединенным коллективом американских руководителей духовых оркестров. В культурном центре штат Орегон и на недавнем международном фестивале в Сиэтле с успехом звучала казахская музыка. Этот факт, является одним из важных достижений казахской культуры, так активно развиваемой государственным духовым оркестром Казахстана – пропагандистом бодрости и оптимизма.

Академический фольклорно-этнографический оркестр «Отырар сазы» имени Н. Тлендиева.

Создан в 1980 г. как ансамбль при Казахской филармонии. Организатором, художественным руководителем и главным дирижером оркестра был народный артист СССР Н.А. Тлендиев. В 1982 г. оркестр стал называться «Отырар сазы» («Звуки Отрара»). Музыкальные произведения исполняются на национальных казахских инструментах, известных с древних времен и восстановленных, благодаря исследованиям собирателя, музыковеда Сарыбаева Б.Ш. В репертуаре оркестра: народные кюи – «Кеңес», «Сары өзен», «Сал күрең», произведения народных композиторов «Косбасар», «Саржайлау», «Сылқылдақ» Таттимбета, «Кюй Ердена», «Қамбар батыр» Ыхласа, «Еске алу» М. Тулебаева и др.

Государственный камерный оркестр Республики Казахстан «Академия солистов».

Особую привлекательность выступлениям камерного оркестра придают выступления вместе с ним Айман Мусаходжаевой, которая является художественным руководителем, создателем этого молодежного музыкального коллектива. Лауреат многих международных конкурсов, народная артистка А. Мусаходжаева всегда демонстрирует примеры высочайшего профессионализма.

За время своего существования оркестр успел побывать с гастролями во многих областях Казахстана, в Кыргызстане, Узбекистане, Санкт-Петербурге, Москве, в Австрии и США.

Государственный струнный квартет имени Г. Жубановой

Ернар Мынтаев – руководитель, виолончель; Ермек Магавин – скрипка; Айдар Токталиев – скрипка; Дастан Балагумаров – альт.

Струнный квартет является лауреатом конкурсов в Японии (г. Асака), Италии (г. Сан-Бартоломео, Сицилия), России (г. Санкт-Петербург, г. Москва), Украине (г. Хмельницкий).

Государственный ансамбль танца «Салтанат»

В середине XX века, Казахстанские зрители впервые увидели рождение нового ансамбля песни и танца Казахстана. Ансамбль был принят как диво, как новое слово в сценическом воплощении казахского народного танца. Основателем была режиссер-хореограф, Народная артистка Казахской ССР, заслуженная артистка Украинской ССР Лидия Демьяновна Чернышева.

Среди достижений: золотая медаль – на Всесоюзном фестивале молодежи и студентов, серебряная медаль – на шестом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, и присвоение коллективу звания «Заслуженного». Это достойная оценка творчества ансамбля за любовное воплощение и художественного воспроизведения культуры древнего казахского народа, его песен акынов, танцев и быта.

В трудные времена перестройки, всевозможных политических катаклизмов, влияющих не только на человеческий фактор, но и на стабилизационный период жизни коллективов, было принято Правительством Республики Казахстан в 1987 г. переименовать Государственный ансамбль песни и танца Казахской ССР в Государственный заслуженный ансамбль танца «Салтанат», расширяющим идеологическую направленность в развитии и пропаганде культуры народов, населяющих многонациональный Казахстан. Демократические перемены, пришедшие с получением независимости Республики Казахстан, потребовали кардинальные изменения в творчестве ансамбля и этим координатором и родоначальником не только ансамбля, но и нового стиля в казахской сценической хореографии была назначена – известная в прошлом танцовщица, солистка ансамбля «Гульдер», автор многочисленных изданий для высших учебных заведений по методике преподавания хореографии казахского народного танца, заслуженный деятель республики Казахстан Гульсауле Орумбаева.

Сущность нового стиля, созданного в ансамбле «Салтанат», заключается в синтезе народного танцевального фольклора и школы классического танца. Такой сплав дал возможность передать со сцены подлинную поэзию, внутреннюю силу и красоту танцев народов Казахстана.

Ярким воплощением народного творчества, быта, древних ремесел стала постановка хореографической композиции «Уршик». Трудно передать словами краски и оттенки этого танца. Это совершенно своеобразная манера держаться. Это едва уловимая изменчивость мягких, женственных линий, пластинки танцовщиц. Это особая легкость и плавность поступи. Это удивительная певучесть, непрерывность движений. Это естественность и непринужденность сценической жизни исполнительниц. но самое ценное – трактовка образа. Хореограф выявил эстетические идеалы, поэтическую сторону казахского народа с его мечтой, с его стремлением к красоте.

Казахский народный танец в ансамбле «Салтанат» вобрал в себя самое возвышенное и поэтическое из сокровищ народного творчества и стал объединяющим символом дружбы и единения народов на всех концертных представлениях.

«Салтанат» – коллектив творческого беспокойства, неустанных исканий. Здесь нет места рутине, штампам, застывшим формам. Все танцы постоянно шлифуются, углубляются, становясь золотым фондом ансамбля.

Ансамбль народного танца Казахстана на современном этапе

Впервые в истории казахского танца в Астане осуществлена хореографическая постановка как драматическое действо. «Это серьезный и совершенно новый проект, заслуживающий внимания со стороны искусствоведов. Новизна его заключается, во-первых, в том, что спектакль создавался не постановщиками классического танца, а народным ансамблем. Во-вторых, здесь впервые и между тем очень умело, использован синтез жанров хореографического искусства», – прокомментировала Казинформу событие заслуженная артистка РК, соискатель института литературы и искусства при академии наук им. М. Ауезова Изимова Тойган Оспанкызы. «Танцевальное шоу», как называет спектакль сам автор идеи и постановщик Еркебулан Агимбаев, носит символическое название «Туйгындар», что с древнетюркского означает «ловкая, сильная птица-ястреб». Именно так именовали воинов шедших в первых рядах тюркских войск несколько столетий назад. Спектакль был поставлен ансамблем народного танца «Наз» государственной филармонии г. Астаны совместно с композитором-аранжировщиком Байдалы Рыспанбетовым и историком-тюркологом Каржаубай Сарткожаулы.