Смекни!
smekni.com

Народные ремесла и промыслы России и Донского края (стр. 13 из 16)

Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен на поверхности предмета рельефно, выпукло, или, наоборот, заглублен. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. По ней можно было определить и время, и страну, где была создана та или иная вещь. Так на критских сосудах встречаются мотивы морских звезд и угрей. Для древнеегипетского орнамента обязательны цветы лотоса, папирус. Ассирийское декоративное искусство переняло у египтян изображения лотоса и ввело пальметту и розетку, которые чередуются с остроконечными формами цветов и плодов лотоса. В древнегреческом искусстве одним из основных элементов орнамента был меандр (ломанные под прямым углом линии), а позже – элементы растительного и животного мира. Переплетение, или вязь – любимый прием древнерусского орнамента. В его кружевную сетку искусно вплетены фигурки людей, силуэты животных и птиц.

Орнамент широко распространен в творчестве народов мира. Он во многом определяет народные традиции в отделке одежды, резьбе по дереву, металлу, кости, в других видах народного творчества. Современные художники создают новые формы орнамента, включая в него как древние элементы, так и современную символику.

4. Народные промыслы Дона

«Народные ремесла и промыслы Дона» - это подлинная материальная летопись истории народа. Культура Дона самобытна и многообразна. Дон – это и донские казаки, и многонациональный край, в котором проживают представители 104 национальностей. Этим во многом обусловлено своеобразие культуры Дона.

Донской край, донское казачество... В расхожем представлении сразу возникает образ Дикого поля и былого лихого воинства со сложной историей и трагической судьбой. На его необозримых просторах сложилось Всевеликое Войско Донское, старейшее из всех казачьих образовании Российской Империи, с особымвоенно-демократическим укладом жизни и культурными традициями, бережно передававшимися из поколения в поколение.

Как уже известно, пахать землю и сеять хлеб казаку запрещалось. Считалось, что занятие земледелием отвлечет его от главной и основной обязанности - воина. Но уже в начале XVIII в. казаки начинают заниматься земледелием. А к концу XIX в. весь Дон был уже распахан. Сельское хозяйство становится основой экономической жизни казаков. Сущность его идеологии составляет два понятия - воля и земля. Нередко само казачество определялось так: «вольные люди на вольной земле». Особенность землепользования на Дону заключалась в том, что земля являлась собственностью всего Войска. Казак мог пользоваться землей, но владеть ею имело право лишь Войско в целом.

Из-за отдаленности пахотных земель казачьи семьи выезжали в поле и по несколько дней не бывали дома, перенося жару, сырость, дожди, ветры. Сеяли донцы в основном рожь, пшеницу, ячмень, овес, хотя выращивали и просо, гречиху, горох, фасоль, картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Основным средством обработки земли являлся тяжелый плуг, который тянуло 6-8 волов. В некоторых хозяйствах пользовались сохой.

Начало сева сопровождалось специальным обрядом: на десятину земли по углам клали четыре испеченных "креста" или "жаворонка", которых обычно пекли на праздник "40 Святых", прогоняли борозду, "кресты" и "жаворонки" съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле брызгали "святой водой". Все это должно было способствовать увеличению урожая. По окончании сева был весьма распространен обычай хождения духовенства с иконами. Как правило, носили икону Божьей Матери и крест. Во время хождения с иконами теми жителями, у которых служились молебны, устраивались всенародные обеды. Убирали хлеб косами, серпами, а при молотьбе использовали цеп и молотильный каток, в который впрягали коня. Зерно мололи на мельницах: почте каждая казачья станица имела по несколько мельниц-ветряков. В конце XIX в. в крупных хозяйствах появились жатвенные машины.

Следует заметить, что наши предки славно трудились, и результатом их труда явились излишки хлеба, которые в конце XIX в. составляли 10 млн пудов ежегодно. Отборное донское зерно шло за границу через южные порты Азовского и Черного морей.

Одним из самых древних занятий казаков являлось рыболовство. На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые казаки и старшины рыбу ловили круглый год. Частъ ее продавали, остальную перерабатывали на "спетых" заводах. Здесь рыбу сортировали, мерную отделяли от немерной, белую от красной, один сорт от другого. Затем рыбу разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики-салковнички.

Засолка производилась в солилах - длинных четырехугольных коробах, сделанных из толстых деревянных досок. Одно солило вмещало до 100 тыс. мелкой или 30 тыс. крупной рыбы. Рыбу не только солили, но и коптили. Коптильни представляли собой мазанки, крытые камышом. При отсутствии печей рылись канавы, в которых дымились деревянные опилки. Коптили обычно рыбец и сельдь. Отправляясь на ловлю сельди, казаки брали с собой бочки с рассолом, куда бросали еще живую рыбу. Она напивалась соленой воды, бочки закапывали, и рыба хорошо хранилась в течение долгого времени. Готовая рыба содержалась в складских помещениях, балыки - в длинных решетчатых балычницах, икру хранили в бочках, а судаков - в ямах, выложенных свежим камышом.

Крупный рыболов вел дело на широкую ногу: у него было от 8 до 25 работников. Выезжал он в море с неводом, а зимой ставил от 50 до 100 вентерей. Для плавания он имел несколько "дубов" - больших лодок с высокими и широкими бортами, грузоподъемностью до 300 пудов. Поскольку главными орудиями рыбного промысла были сети и вентеря, то в их изготовлении участвовали все члены семьи рыбака: отец сажал за эту работу даже малолетних детей. Плели сети из толстых ниток при помощи лопаточки и челнока. Сеть обычно служила рыбаку два сезона.

Рыбы на Дону было в изобилии. В XVIII в. в Черкасском городке в любое время можно было купить осетрину, любую икру (фунт ее стоил 8-10 коп.). Блюдом, приготовленным из осетрины, белуги, стерляди, гостя могли угостить в каждом курене.

Сшили рыбу обычно "в корень", т. е. пластовали со спины, такая рыба могла долго находиться в рассоле. Рыбу, помещенную в бочки, засыпали солью, а через три дня, надев резиновые сапоги, ее топтали и клали гнет. Перед вывеской на просушку рыбу вымачивали, а затем выветривали на палатах, старались выбирать такое время года, когда не было мух. Жизнь рыболова была нелегкой, но, как говорится, "без труда не вынешь и рыбку из пруда".

Важной статьей казачьего дохода было виноградарство, заниматься которым на Дону начали в конце XVII в. Петр I, побывавший здесь в 1695 г., нашел разведение виноградных садов делом перспективным и приказал азовскому воеводе Прозоровскому завести на, юге России "виноградные и арбузные сады". Популярными на Дону сортами винограда являлись "Краснотоп золотовский", "Сибирысовый", "Пухляковский белый". Последний появился на казачьей земле в начале XX в.: его привез с Балканского полуострова казак станицы Раздорской Н. И. Пухляков. Вскоре этот сорт широко распространился на донской земле.

В виноградных садах обычно бывало от 20 до 400 кустов, и каждый куст приносил от 1,5 до 3 пудов ягод. На Дону были владельцы, имевшие по восемь отдельных виноградных садов. Казаки продавали виноград в сыром виде и делали виноградное вино.

Лучший виноград рос в станице Цимлянской, здесь изготавливались и прекрасные вина. В этой станице виноградники разводились не кустами, как в других станицах, а рядами или шпалерами. Отличные вина производились в станице Раздорской, где также было много виноградных садов. Официальным центром донского виноградарства в начале XX в. во всех справочниках назывался хутор Пухляковский, где находилась Донская войсковая школа виноградарства и виноделия.

Десять лет назад был объявлен первый Областной фестиваль народного творчества «За возрождение народной культуры», который вызвал интерес и вернул к жизни многие народные ремесла, бытовавшие у казаков и представителей разных народов области. С древнейших времен казаки старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, вышивальщиц, кружевниц, резчиков, ювелиров трудились в донских станицах и хуторах, создавая уникальные произведения декоративно-прикладного искусства – одежду, посуду, мебель, оружие, украшения. С давних времен они занимались шорным делом, резьбой по дереву, лоскутным шитьем, плели из лозы и соломки, расписывали и художественно обрабатывали дерево, изготовляли изделия из керамики. Кружевные подзоры, рушники, скатерти («столешницы», «настольники»), тканые дорожки - все это придавало дому неповторимое своеобразие. На праздники казачий курень украшали дополнительно нарядными рушниками. Казачий уклад жизни обуславливал многообразие форм керамической посуды. Это макитры, глечики, различные формы кувшинов и кружек. Украшались они поливой, росписью, несложным и рельефным орнаментом. Повсеместно на Дону было распространено плетение из лозы и резьба по дереву. Корзины отличались и по размерам, и по формам. Большинство изделий выполнялось в технике сложного плетения, но было и ажурное. Во внешнем облике жилища присутствовали элементы деревянного декора, выполненные прописной и рельефной резьбой. По резным наличникам и крылечкам сразу можно было отличить дома мастеров-умельцев, либо зажиточных казаков, которые для украшения своего жилища нанимали резчиков.

В каждом казачьем хуторе, каждой станицей жили мастера самых разных профессий. Больше всего было гончаров и корзинщиков. Глиняную посуду и плетенные изделия – от вентерей для ловли рыбы до тончайших сетей, от замысловатых до плетенной мебели – использовали в казачьих землях с древнейших времен.