Смекни!
smekni.com

Николо-Угрешский монастырь (стр. 2 из 4)

Изъятие церковных ценностей и зданий было продолжено. В 1919 году монахам пришлось организоваться в так называемую "Николо-Угрешскую трудовую общину". Таким путем они надеялись сохранить хотя бы оставшуюся к тому времени у них часть монастырской земли и построек (большей частью земли и зданий уже завладел Наркомпрос - для устройства детской колонии и дома отдыха). Однако это помогло лишь на некоторое время. В 1924 году монастырь был передан Московскому отделу народного образования, а в 1925 году Президиум Моссовета сначала принял решение "освободить монастырь от монахов", а потом постановил закрыть все монастырские церкви, кроме Петропавловской. В 1928 году закрыли и эту церковь. Казалось, что Николо-Угрешская обитель прекратила свое существование.

Но пришли новейшие времена, и все изменилось. В 1991 году Николо-Угрешский монастырь был передан Русской Православной Церкви. О том, как живет сегодня знаменитая обитель, мы расскажем в разделе "Монастырская жизнь".

Не раз печалился прп. Пимен Угрешский о том, что везде-де "храмы обширны и благолепны, только на Угреше нет ни одного просторного храма". В 1870-е годы он уже всерьез задумывался о постройке подобного храма, поскольку к этому времени обитель была вполне "достаточна" и монастырские доходы можно было пустить на строительство.

8 ноября 1879 года архимандрит Пимен получил благословение от митрополита Макария на возведение Спасо-Преображенского собора. Строить решено было "по образцам древнейших храмов русско-византийского зодчества". Эпоха классицизма отошла, оставив по себе величественные церкви в Санкт-Петербурге, Москве, по многим русским городам и весям. Однако: "Великолепен Исаакиевский собор, - отмечал отец Пимен, - но он не имеет того древнего благолепия, к которому мы с детства привыкли, и, глядя на эту базилику, не думается, что стоишь перед православным храмом..."

Сначала к работе над проектом привлекли Б.В. Фрейденберга, но его чертеж собора не удовлетворил заказчиков, и продолжил работу архитектор А.С. Каминский. У настоятеля Николо-Угрешской обители не было иллюзий относительно скорости строительства столь мощного и дорогостоящего сооружения. Он говорил о соборе: "При помощи Божией, можно надеяться, что лет в десять-двенадцать придет к окончанию".

Строительство и отделка Спасо-Преображенского собора были завершены в 1894 году, 24 августа состоялось его торжественное освящение. В то время паломников поражал интерьер храма. Фрески, резной пятиярусный иконостас, узорочье древнерусских орнаментов - все это необычайно гармонично сочеталось между собой, и потому храм "не подавлял" вошедшего, как это иногда бывает с большими соборами, но "возносил в горняя".

Совсем в ином смысле поразил Преображенский собор реставраторов и первых насельников монастыря, появившихся здесь в начале 1990-х годов. Все пять куполов были сломаны, внутри храм выгорел, в трапезной находился спортивный зал детско-юношеского клуба самбо и дзюдо, в нижнем этаже расположились мастерские жилищно-кооперативного общества. Десять лет понадобилось на то, чтобы хотя отчасти восстановить собор.28 мая 2000 года его торжественно освятил Святейший Патриарх Алексий П.

Когда-то собор во имя Святителя Николая был старейшим в Угрешской обители. Но в 1940 году его разобрали. А восстановили лишь в 2003-06 годах по сохранившимся чертежам.

О времени постройки "старого" Никольского собора есть разные мнения. Одни говорят, будто он был заложен самим благоверным князем Дмитрием Донским, а впоследствии "искажен многочисленными перестройками". Другие утверждают, что собор построили при царе Алексее Михайловиче - но на месте существовавшего с конца XIV века каменного собора. Третьи означают время постройки церкви XVI веком, полагая, что он возводился после набега полчищ Мехмет-Гирея.

Во всяком случае, уже в XIX столетии о Никольском храме говорили как о древнем, древнейшим среди всех построек Николо-Угрешского монастыря. В середине века собор, несколько обветшавший и, как тогда казалось, "устаревший", решили перестроить, чему мягко, но непреклонно воспротивился митрополит Филарет (Дроздов). "Собор сам по себе хорош, - говорил он, - его разрушать и заменять новым не следует, он должен остаться как есть..."

Таким образом, собор подвергся лишь "внешней" переделке - к нему пристроили обширный притвор. Последний несколько изменил вид церкви, но не повредил ее основные формы.

В ходе ремонта собора его укрепили: заменили фундамент, местами - кирпич, пострадавший от пожаров и сырости. На главку храма поставили новый крест. Ремонт коснулся и интерьера Никольского собора. Обветшавший иконостас XVII века восстановили и позолотили, стены украсили фресками.

Именно в Никольском соборе находилась древняя чудотворная икона Николая Чудотворца, к которой стекались толпы паломников. Теперь эта икона "прописана" в Третьяковской галерее, а в монастыре хранится современный список с нее.

В 1940 году храм разрушили, и к моменту передачи Николо-Угрешского монастыря на его месте был огороженный пустырь, где кое-как были свалены стройматериалы, принадлежавшие мастерским жилищно-кооперативного общества. Завершено восстановление собора в 2006 году.

Скромная, как-то очень уютно притулившаяся на берегу монастырского пруда, скитская Петропавловская церковь - единственный деревянный храм Николо-Угрешской обители. Строительство ее, как и многих других зданий монастыря, относится ко времени настоятельства при. Пимена. Возводилась она быстро: в октябре 1859 года состоялась ее закладка, а в сентябре 1860 года ее уже освятили.

Возведение Петропавловской церкви связано было с устройством в монастыре скита. Потребность в нем к середине XIX века сделалась уже очень насущной: на Угрешу часто приезжали паломники, обитель стала многолюдной, и инокам, ищущим сугубой молитвенной жизни, "спрятаться" было просто негде. Скит устроили по образцу скита в Оптиной пустыни. В течение трех дней после освящения Петропавловской церкви он был открыт для паломников - в том числе, и для женщин. По истечении этого срока скит затворили.

Петропавловская церковь (очевидно, как самая "незавидная") дольше других храмов монастыря оставалась в распоряжении верующих. Вплоть до 1928 года здесь совершались богослужения. Впоследствии в ней разместился народный суд, а потом - гостиница. Глядя на бывшую церковь в начале 1990-х годов, ни за что нельзя было постороннему человеку догадаться, что когда-то эта постройка была храмом Божиим. В 1995 году закончилось восстановление церкви, и 23 июня она была торжественно освящена.

Эта часовня находится на берегу пруда, рядом со скитом. Когда-то, до закрытия Николо-Угрешского монастыря, здесь находилась часовня Иерусалимской иконы Божией Матери. Иерусалимская икона Царицы Небесной была написана, по преданию, самим апостолом Лукой. В X веке князь Владимир Святой принес ее из Херсонеса в Киев (в Херсонес икона попала, в свою очередь, из Константинополя). Затем в течение нескольких веков образ находился в Великом Новгороде, а Иван Грозный приказал перенести его в Успенский собор Московского Кремля. В 1812 году из Успенского собора икону похитили французы, и теперь она находится в Париже, в соборе Парижской Богоматери.

Ныне отстроенная на прежнем месте часовня освящена в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших" - еще одного чтимого в России образа Владычицы.

Больничная церковь была построена в 1860 году на средства благочестивого московского купеческого семейства Александровых. Проект церкви разрабатывали архитекторы М.Д. Быковский и А.С. Каминский. К Скорбященской церкви с обеих сторон примыкают корпуса. Во втором этаже одного из них, северного, располагалась монастырская больница с палатами, аптекой, кабинетом врача и кельями смотрителей и служителей. В советское время в северном корпусе также находилась больница (теперь уже - поселковая), а кроме того, станция скорой помощи и поликлиника. Верхняя часть больничного храма в то время была разрушена, нижняя же "пряталась" под стандартной кровлей, так что и нельзя было догадаться, что здесь когда-то была церковь. В настоящее время Скорбященский храм полностью восстановлен по старым чертежам.

В отличие от вышеописанных - разрушенных или изуродованных при большевиках и восстановленных заново - храмов, храм-часовня Страстей Господних - приобретение новейшего времени. Она была построена в 2003-04 годах неподалеку от церкви при. Пимена Угрешского (также новой). Следует отметить изящное архитектурное решение часовни, благодаря которому она безболезненно вписывается в складывавшийся веками монастырский "ландшафт".

Именно в этом здании - оно еще называлось Патриаршими, Государевыми палатами - провела несколько. месяцев Марина Мнишек. Здесь ей пришлось пережить если не самые горькие, то самые смутные дни своей жизни.

В XIX веке Настоятельские покои были расширены и перестроены, однако отчасти сохранили свой "старинный" вид. В советское время в Настоятельских покоях находились сначала колония ОГПУ, а потом коммунальные квартиры. Теперь - Музей-ризница.

В Успенскую церковь, "что у Государя на сенях", попасть можно через второй этаж Настоятельских покоев (взойдя на церковное крыльцо и поднявшись на второй этаж, вы обнаружите, что направо - вход в самую церковь, налево же, через церковную лавку, - в Настоятельские покои). Построена Успенская церковь была, очевидно, в XVI-XVII веках, однако из-за позднейших переделок она напоминает обликом скорее храмы XVIII века. Когда в Угрешскую обитель приехал при. Пимен, церковь находилась в самом печальном состоянии. "Иконостас был простой, дощатый белый, - писал он, - стены выбелены мелом... От копоти своды и стены были сильно закопчены и иконостас утратил свой первобытный цвет". При архимандрите Пимене церковь значительно украсилась. Здесь установили пятиярусный резной иконостас с Царскими вратами XV века. Эти бесценные врата пожертвовал Николо-Угрешской обители Ивановский монастырь, располагавшийся на Солянке. Тогда же, в 1857-58 годах, своды церкви были расписаны палехскими изографами - знаменитыми на всю Россию мастерами своего дела. Когда в Настоятельских покоях и Успенской церкви разместились коммуналки, эти чудесные росписи закрасили масляной краской - благодаря чему они и сохранились настолько, чтобы реставраторы смогли восстановить их. Правда, часть фресок все же пропала: некоторые испортили кощунники-атеисты, а некоторые - вода, просачивавшаяся сквозь кровлю. Заново освящен храм был в 1991 году.