Смекни!
smekni.com

О петриковской росписи (стр. 1 из 2)

Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области. Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п.. Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательному фарфоровом блюде, загадочным узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.

Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.

Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки"). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

Мастера

К старшему поколению петриковских мастеров принадлежат Татьяна Пата, Арина Пилипенко, ее сверстница Надежда Билокинь, Полина Глущенко, Мария Приймаченко, и кое-что из более молодых Анна Исаева и Надежда Тимошенко.

Все они сформировались как творческие личности на протяжении первой трети столетия, в пору развития местного рисования как изобразительного фольклора, когда рисовали пышные цветистые "цветки" на грунте стены (рисованные печи), а позже - на бумаге (малевки - фрагменты росписи печей, полотенца, наличника), были неотъемлемой частью общего декора традиционного жилья. Целостное фольклорное мироощущение, представленное сквозь призму собственной индивидуальности мастера, - характерная фундаментальная художественная черта этого поколения.

Общей чертой творчества мастериц этого поколения является непосредственность, искренность, обостренное ощущение декоративности. Они строят свои композиции на одновременном контрасте основных и дополнительных цветов, совершенно владеют традиционной техникой росписи яичной темперой. Для композиционных схем их произведений характерная некоторая статичность, уравновешенность всех элементов, ритмическое повторение цветов. Тем не менее, их сюжеты не одинаковые, и несут в себе черты неповторимой индивидуальности. Одна из старейших петриковских мастериц декоративной росписи - Татьяна Пата. ее техника чрезвычайно разнообразная. Художница объединяет широкий сочный мазок с легкими, прерывчатыми, выцарапывает щепочкой тоненькие прожилки в середине листочка, кистью из кошачьей шерсти выписывает ее краешки, лозинкой выбирает лепестки цветов, пальцем обрисовывает прозрачные округлые ягоды.

Мария Приймаченко

Известная украинская художница, мастер народной декоративной живописи. Занималась вышивкой, керамикой, иллюстрациями к детским изданиям. Родилась в с. Болотня, Киевская область. В 1936 окончила Школу народных мастеров, где в то время преподавали В. Кричевский, А. Петрицкий, В. Касиян, и стала принимать активное участие в различных выставках. В конце 1930-х ее работы экспонировались в Киеве, Москве, Ленинграде, Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Пекине и др. Мария Приймаченко принимает участие в выставке народного искусства 1936 года и награждается дипломом 1-й степени. С тех пор ее работы с неизменным успехом экспонируются на выставках – отечественных и зарубежных. Сама же художница почти безвыездно живет в своем селе. Именно Болотня с ее природой, ее бытом, ее традициями наложила отпечаток на творчество Марии Приймаченко. Оно представляет собою феномен удивительного сплава конкретного, фантазийного и, наконец, подсознательного. Нередко образы рождаются во сне, а уже потом воплощаются в картинах. В 1937 рисунки М. Приймаченко впечатлили посетителей I Международной выставки в Париже, где она получила золотую медаль. Пабло Пикассо называл ее произведения «прекрасными работами гениальной женщины». Марк Шагал так сильно увлекся ее творчеством, что начал писать странные существа, очень похожие на «приймаченковских» зверей. Награждена Государственной премией УССР им. Т. Шевченко (1966) за цикл работ «Людям на радость». С 1970 – заслуженный деятель искусств Украины. В 1988 получила звание народной художницы Украины. Во «Всемирной энциклопедии наивного искусства» (Белград, 1984) признана звездой первой величины (именно работа М. Приймаченко украшает обложку этого издания), которая стоит рядом с такими мастерами, как А. Руссо, Н. Пиросмани и И. Генералич. Перед талантом художницы склонялся Н. Глущенко: «Приймаченко – художник единственный в своем роде. В ней воплощена эстетика нашего народа». Произведения находятся во многих музеях Украины, в том числе МУНДИ, Государственном музее им. Т. Шевченко и Запорожском художественном музее. Связи творчества Марии Приймаченко с наидревнейшим искусством несомненны. В ее композициях находят свое воплощение идущие из недр народной мифологии образы фантастических зверей и птиц. Ее творчество – это сгусток эмоциональных впечатлений от преданий, легенд, от самой жизни. За ним ощущается огромная школа народного искусства, многовековая культура украинского народа.

Татьяна Пата

С 14 лет зарабатывала на хлеб тем, что ходила по домам и расписывала цветами дымоходы печей. В 1913 г. в Петриковку приехала Петербургская художница Е.К. Эвенбах, которая, заинтересовавшись творчеством Т. Паты, копировала ее рисунки и приглашала переехать в столицу. Однако Татьяна Якимовна не согласилась оставить родное село, этот удивительный мир, из которого она черпали вдохновение, сюжеты для своих произведений. Это было время расцвета народной мастерицы.

Федор Савович Панковспоминал: «Татьяна Акимовна мне рассказывала, что молодой была такая «гаєна» (то есть непоседливая, любительница затей). Как-то родители поехали в Полтаву на ярмарку, а она надумала разрисовать снаружи хату. Нарисовала подсолнухи от завалинки до самой стрехи. Отошла, глянула: стреха на подсолнухах лежит, а хаты словно и нет. Но вот возвращаются отец с кумом, конечно же, навеселе. Отец: «Тпру! Кум, а где это мы?». Кум подошел к хате, долго смотрел, потом до него дошло: «Да оно же нарисовано!».

Дальнейшую творческую судьбу мастерицы определила встреча с выдающимся историком и этнографом Д.И. Яворницким. Это его стараниями «луковки» и «кудряшки» выбрались за порог петриковского дома и пошли удивлять мир. Он первый содействовал общественному признанию ее произведений как настоящих ценностей народного искусства. В 20-х годах по заказу Днепропетровского краеведческого музея, который возглавлял тогда Дмитрий Иванович, Т. Пата выполнила ковер и два эскиза росписи дымохода, которые ныне хранятся в фондах. В последние годы жизни художница создала серию новых рисунков, которые вошли в альбом "Татьяна Пата" (1973), оформляла книги, художественные открытки.

Характерные особенности петриковской росписи

Нынешний период развития декоративно-прикладного искусства Украины является значащим в плане утверждения его социально-культурного потенциала. Творчески наследуя традиции, художники привлекаются к общему руслу развития современной культуры. Об эволюции народной росписи рассказывают разнообразные современные выставки произведений народных мастеров Днепропетровщины, Ивано-Франковщины, Киевщины, Львовщины, Полтавщины, Черкасщины, Харьковщины, Хмельнитчины, Херсонщины и многих других, которые не только унаследовали лучшие художественные традиции, а и обогатили этот вид искусства новой тематикой, современными орнаментальными мотивами, изысканной палитрой красок.

Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области. Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п.. Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательному фарфоровом блюде, загадочным узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.

Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.