Смекни!
smekni.com

Ориентализм в России на рубеже XIX-XX веков (стр. 4 из 5)

Сама постановка вопроса о наличии некоторых глубинных связей древнерусского и восточного искусства представляется вполне правомочной. Гончарова в своем увлечении Востоком вообще забыла о тех исторических связях с западноевропейской культурой, которые давно уже стали русской национальной традицией. В этом плане ее призыв ориентироваться только на Восток и его эстетическое наследие был не оправдан, носил характер еще одной утопии.

Все это лишний раз подтверждает сложность тех глубинных процессов, совершающихся в недрах искусства, которые связаны с претворением тех или иных традиций.

Русская художественная культура, впитывавшая на протяжении столетий многие достижения и Запада и Востока, складывалась как национальная и в то же время общечеловеческая. Это относится и к искусству конца ХIХ-начала XX века при всем специфическом своеобразии его развития.


Заключение

Каждая культура – это часть единой человеческой цивилизации. У них есть общие черты и различия: когда большие, а когда – меньшие; многие культуры находятся в контакте на протяжении тысячелетий. Традиционно принято говорить о влиянии культур друг на друга, однако представляется, что точнее говорить о взаимодействии. Взаимные влияния складывались в многослойное и разнообразное взаимодействие и динамическое единство человека.

Коснувшись истории художественных связей России с Ближним Востоком в конце 19 – начале 20 века, мы воочию наблюдаем процесс развития активных творческих поисков. Русские мастера открывали в прекрасном восточном мире доброе творческое начало. Для многих из них эти встречи явились плодоносной почвой дальнейшего роста оригинальной творческой индивидуальности.

Культура стран Востока влияла на многих представителей западного искусства, причём, источником влияния далеко не всегда являлось непосредственное знакомство с Востоком. Русские художники гораздо больше работали с натуры, их произведения правдивы, многие, в определённой степени, документальны. В отличие от западных художников, Восток для русских мастеров не какая-то пряность, а простой народ, его будни, преисполненные нелёгкого труда, это доброта и постоянное ощущение национальной красоты этих стран.

Мир всегда был един, все мировые культуры всегда что-то брали и берут друг от друга. Одно они осваивают как своё, другое отвергают из-за несовместимости, очень многое просто забыто или ещё не воспринято. Впрочем, прекрасные творения замечательных художников убедительнее любых слов.

Список литературы:

1. Абдуллатиф Салман. Арабский мир в произведениях русских художников XIX - начала XX вв. : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения : (17.00.04) / Акад. художников СССР, Ин-т живописи,скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. - Л.,1988.

2. Борисовская Н.А. Лев Бакст. – М: Искусство, 1978г.

3. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства / ВикторВласов. - СПб. : ЛИТА : Н.Н. Тихомирова, 2000.

4. Журнал «Художественная галерея» №60, 137, 187, 195, 198.

5. Журнал «Эрмитаж» осень 2006 #2

6. Искусство стран Востока. Книга для учащихся старших классов / А.Н. Анисимов, Л.Н. Гумилёв, А.Н. Желоховцев и др.; Сост. Д.Б. Пюрвеев, В.И. Скурлатов; Под ред. Р.С. Васильевской. – М: Просвещение, 1986г.

7. История русского искусства: В 2-х томах. Т.2, кн.2. Учебник/Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств ордена Ленина Аккад. художеств СССР. – 2-е изд. перераб. – М.: Изобрраз. искусство, 1980.

8. М.Б. Пиотровский. Мусульманское искусство. Между Китаем и Европой. СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2008г.

9. Мировое искусство. Русская живопись / Сост. И.Г. Мосин. – СПб: ООО «СЗКО “Кристалл”», 2007.

10. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века. М: «Искусство», 1991.

11. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М. : Астрель : АСТ, 2000.

12. Шедевры русской живописи (70-е годы XIX века). Елена Матвеева. М: Издательство «Белый город», 2007.

13. Шедевры русской живописи (80-е годы XIX века). Валерий Роньшин. М: Издательство «Белый город», 2007.

14. Шедевры русской живописи (90-е годы XIX века). Наталья Майорова, Геннадий Скоков. М: Издательство «Белый город», 2007.

15. Шедевры русской живописи (рубеж XIX и XX веков). Ирина Голицына. М: Издательство «Белый город», 2007.

16. Шедевры русской живописи (10-е годы XX века). Наталья Майорова, Геннадий Скоков. М: Издательство «Белый город», 2007.

17. П.Н.Савицкий Статья «Поворот к Востоку»


Приложение

1. Фрески Согда (Пянджакент) – современный Таджикистан, Согдийская обл.


2. Парфянское водосточное приспособление с изображением лица перса.


3. Скульптура Кушанского государства (рельеф)


4. Хорезм


5.Скальные храмы Персии. Персеполь.


6. Прикаспий


7. Верещагин В.В. «Апофеоз войны»

Верещагин В.В. «Представляют трофеи» 1972


Верещагин В.В. «Двери Тимура» («Двери Тамерлана»)


8. Поленов В.Д.«Олифа в Гефсиманском саду»

Поленов В.Д.«Палестинский пейзаж»


9. Бакст Л.С. Эскиз декораций к балету «Шехерезада»

Бакст Л.С Эскизы костюмов для «Русских сезонов» Сергея Дягилева


10. Серов В.А Эскиз декораций для балета «Шехерезада»


11. Серебрякова З.Е. Эскизы росписей Казанского вокзала


12. Врубель М.А. «Девочка на фоне персидского ковра»


Врубель М.А. Акварель «Восточная сказка»


13.Кузнецов П.В. «Вечер в степи»

Кузнецов П.В. «Мираж в степи»


Кузнецов П.В. «Утро»

Кузнецов П.В. «Натюрморт с сюзане»


14. Сарьян М.С. «Персия»

Сарьян М.С. «В Персии»


15. «Бубновый валет»

Машков «Натюрморт с зеркалом и лошадиным черепом»

Лентулов «Василий Блаженный»