Смекни!
smekni.com

Основные черты русского барокко (стр. 2 из 2)

18 в. публичные выставки показали высокий уровень подготовки ее питомцев. Уже в 18 в. начал складываться музей Академии с произведениями русского и зарубежного искусства. Академия считала важнейшим жанром искусства историческую живопись. Исторические картины А. П. Лосенко, И. А. Акимова, Г. И. Угрюмова, несмотря на их условный, академический характер, воспитывали у современников гуманные чувства, любовь и уважение к прошлому своей родины, к героизму русских людей.

а) Русская архитектура первой половины 18 века это прежде всего архитектура строящегося Петербурга , отразившая черты новой культуры и те изменения, которые произошли в русском градостроительстве к началу 18 века .

Сегодня, когда мы говорим об эстетической городской среде, мы имеем в виду гармонической сочетание красивого внешнего облика города и его разумной пространственной организации. Об этом мечтал и царь Петр 1.

Затеянный им гигантский градостроительный эксперимент всецело был подчинен созданию русского Парадиза, по при меру полюбившегося царю Амстердама с его практическим складом жизни и строгостью снаружи, удобной и жилой архитектурой внутри.

Однако несмотря на строжайшие запреты царя, Петербург более или менее приближался к тому идеальному регулярному городу, который рисовался в воображении Петра. Прямые улицы, пересекающиеся под прямым углом, широкие площади, регулярные сады и парки все это наметилось еще при Петре и оставалось в течении всей последующей жизни .

Первые петровские здания были строгими и скромными по убранству, преимущественно деревянными и одноэтажными. Небольшие постройки, прижатые к земле деревянные домики для лиц мещанского звания. Сотни таких домов вытягивались вдоль улиц сплошною фасадою. Была определена ширина улиц, высота домов, характер архитектуры и даже материал кирпич, известь, цемент.

В первоначальной застройке Санкт-Петербурга господствовал лаконичный стиль раннего или Петровского барокко. Здания имели прямоугольные очертания.

Первый этаж служил как бы пьедесталом здания, стены второго и третьего этажей чаще всего были плоскостными, со скромными украшениями в виде пилястр и карнизов. Кирпичные стены штукатурились, отделы вались деталями из алебастра, основное поле фасада покрывал ось охрой касно-брусничного цвета или красилось в голубые тона.

Первоначальный городской центр стал формироваться в непосредственной близости от крепости, на Петербургском острове. Здесь находились здания Сената, торговые ряды, таможня, канцелярия городских дел, самая большая в городе Троицкая церковь. Недалеко от домика Петра 1 на дворянской улице располагались дома вельмож и знати.

От Адмиралтейства, как бы намечая центр города, расходятся главные перспективы: Невская (направление на Новгород), Вознесенская (путь за границу), позже Еропкин предложил третью, будущую Гороховую улицу. Три перспективы, направленные на адмиралтейскую башню, определили планировку центра северной столицы.

Первые архитектурные планы-проекты Петербурга были созданы замечательными архитекторами Жаном Батистом Леблоном ((1679-1719) проект Летнего сада, Апраксина двора, Петергофа) и Доменико Трезини (1670-1734). Генеральный проект Леблона был вершиной в ряду градостроительных утопий. Он воплотил градостроительные идеалы всей западноевропейской культуры. Петр 1 не принял проект Леблона, он был слишком умышленным, абстрактным и чужим даже для такого европеизированного человека того времени, каким был русский царь.

Архитектором, котрому Петр всецело доверил воплощение своих планов, стал Доменико Трезини. (Петропавловский собор, Александро-Невская лавра, Зимний дворец и др.). Архитектурный стиль Трезини был назван Петровским, русским барокко, впитавшим в себя разнородное влияние его европейских форм: голландского французского немецкого итальянского. Его пост ройки праздничны и пластичны, без них трудно представить Петербург.

Выводы

1 Стиль барокко прекрасно прижился не только на западноевропейской, но и на российской почве. Воспроизведенный в дереве и камне, он сделался символом роскоши и пышности, избыточности и чрезмерности.

Симфония барочного изобилия (или хотя бы отдельные ее ноты) звучит в наших интерьерах уже три столетия. Причем фрагменты стиля могут проявляться на всех ступенях социальной лестницы и на всех уровнях вкуса - и во дворцах, и в хижинах. Так, сувенирно-расписная хохлома с золотыми цветами и сдержанно-синяя гжель были, по сути, вариантами наивного народного подражания великолепной "дворцовости", однако дешевыми материалами. Яркие цветы на крестьянских платках и кофтах также запечатлели пусть упрощенное, но непосредственное народное понимание барокко. Итак, что же такое русское барокко и чем оно отличалось от, скажем, итальянского? Во-первых, это все же отраженный свет "далекой европейской звезды" первоисточника, воображаемого счастья некой прекрасной и благополучной земли. Причем многократно переосмысленный европейский образец изменился настолько, что впору говорить о самобытном и вполне самостоятельном явлении русского барокко.

Как уже сказано выше, атмосферой барокко в его национальном понимании пропитались, начиная с XVIII века, все слои общества - от аристократии до крестьян. Общими для столь разных проявлений стиля были, во-первых, чувство формы, во-вторых, декоративно-пластическое и, в-третьих, цветовое чувство. На всех уровнях - от утонченно-профессионального до стихийно-народного – в архитектуре и внутреннем убранстве домов присутствовали три основных изобразительно-выразительных компонента: асимметрия, контрасты, крупные объемы.

Повсюду - и в мебели, и в украшении интерьеров - мы видим обилие декора, текучие и в то же время динамичные формы, пластичные линии. Не менее важна для отечественного варианта стиля яркость цветового пятна. Асимметричные детали декора или конструктивных элементов служили для передачи движения.

Русское барокко конца XVII - начала XVIII веков - первый большой европейский стиль, легко и органично вписавшийся в нашу национальную традицию. Вместе с тем это было время первого масштабного вторжения европейской культуры в русскую жизнь.

1 . Эдинг Б. Очерки древнерусской архитектуры. София, 1914. 2. С.21.

2. Некрасов А.И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI XVII веков.

М., 1936. С.307.

3. Султанов Н.В. Рецензия на сочинения академика А.М.Павли нова "История русской архитектуры", "Древности Ростовские и Ярославские", "Древние храмы Витебска и Полоцка и деревянные церкви г. Витебска" СПб., 1897. С.38.

4. Красовский М.В. Очерк истории московского периода древ нерусского церковного зодчества (от основания Москвы до конца первой четверти XVIII века). - М.,

1911. - С.374-375.

7. Горностаев Ф.Ф. Очерк древнего зодчества Москвы//Путеводитель по Москве, изданный Моск. архитектурным о-вом. М., 1913 C.CLXX.

8. Згура В.В. Проблема возникновения барокко в России/ /Барокко в России. М., 1926. С.13 42.

9. Михайловский Е.В. О национальных особенностях московской архитектуры конца XVII века: Автореф.дис. ... канд.архит. М., 1949.

10. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко . М., 1978. С.12.

11. Ильин М.А. К вопросу о природе архитектурного убранства "московского барокко" / /Древерусское искусство. XVII век. М., 1964. С.232 235;

12. Микишатьев М.Н. Ранний памятник петровской эпохи//Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Л., 1983. Вып. XIV. С.18 25.

13. Попадюк С.С. Архитектурные формы "холодных" храмов "ярославской школы"//Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1983. С.64 91.

14. Тельтевский П.А. Проблемы барокко в русской архитектуре: Автореф.дис. ... д-ра искусствоведения. М., 1965.

15. Кудрявцев В.В. Историко-архитектурное наследие XIX начала XX века и вопросы его современного использования (на примере г. Саратова); Автореф.дис. ... канд.архит. М., 1984.

16. Гуляницкий Н.Ф. Традиции классики и черты Ренессанса в архитектуре Москвы XV XVII вв./ /АН М.. 1978. 26. С.13-30.

17. Попадюк С.С. Общность развития декоративных форм в ру сской и польской архитектуре XVI XVII вв.//Культурные связи народов Восточной Европы в XVI в. М., 1976. С.176 186.

18. Попадюк С.С. Общность развития декоративных форм... С. 185.

19. Нечаев В.Н. Нутровые палаты в русской живописи XVII в.//Русское искусство XVII в. Л., 1929. С.58.

20. Евсина Н.А. Архитектурная теория в России XVIII в. - М., 1975. - С.29.

21. Давыдова ИЛ. Эстетические представления русских людей XVII в./ /Проблемы истории. М., 1978. Вып.7. С.34.