Смекни!
smekni.com

Особенности средневековой духовной культуры (стр. 3 из 4)

В средние века произошел переход от античного общества свободных, политически равных граждан к феодальной иерархии сеньоров и вассалов; от служения обществу, государству – к личному служению своему господину. Сословная организация жизни общества, ее иерархичность означают, что каждый человек имеет свое место в мире, знает предъявляемые к нему требования и живет в строгом соответствии с ними.

Средневековый тип отношения человека к миру, смысл его жизни формируются на основе феодальной собственности, сословной замкнутости, духовного господства христианства, преобладании духовного целого, вечного над индивидуальным, преходящим. Христианство все идеалы, которые воодушевляли античность – радость земного бытия, чувственное восприятие реального мира, представление о человеке во всей мощи и славе как о прекраснейшем создании, - заменило стремление его к греховному существу, осуждением всех радостей. Переход от античного атлета, живущего в гармонии с миром, к средневековому аскету, устремленному к вероисповедальному единству с Богом, являет собой новый уровень духовного самосознания человека. В христианстве образцом выступает человек смиренный, духовный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей помощью, знающий свое место в мире, свою роль в обществе.

Однако в этих условиях намечается поворот к становлению человека как личности. До 13 в. преобладала тяга к общему, принципиальный отказ от индивидуального, главным для человека была типичность. Европеец жил в обществе, в котором человек стремился быть «как все», что олицетворяло христианскую добродетель. Средневековый человек выступал как жестоко определенная в своей жизни личности, олицетворяющая подчинение личного всеобщему, общепринятому, освященному религией.

После 13 в. начинается мировоззренческий поворот, все более осознаются притязания отдельной личности на признание. Этот постепенный, поэтапный процесс начинается с осознания принадлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, где личные характеристики возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены своим коллективом. Человек превращается в сословную личность. Позднее человек стал тождествен своей профессии, а не занимался той или иной профессиональной деятельностью. Такое мировоззрение начинает разрушаться в процессе становления буржуазных отношений. Чувствующий свою растущую самостоятельность в экономической сфере человек все более осознает свое несовпадение с коллективом, стремится к личной свободе, ищет новый смысл жизни.


4. Роль средневековых городов в становлении нового образа жизни

К концу 12 в. роль религиозных, политических, экономических и культурных центров в Европе перешла от монастырей к городам. В них создавались крупные общины с самостоятельным управлением. Росло число ремесленных цехов и других светских корпораций. Города привлекли множество людей – ремесленников, паломников и студентов. «Городской воздух делает свободным», - гласила поговорка того времени.

Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша и собор. Ратуша представляла собой каменное здание с залом для собраний и подсобными помещениями. Неотъемлемой ее частью была башня – символ свободы города.

Соборы должны были вмещать все городское население. Собор строился по заказу и на средства городской общины. Постройка и укрепление храма, на которые уходили десятилетия, являлись всенародным делом. Собор являлся средоточием общественной жизни. Перед ним выступали проповедники, спорили профессора и студенты, устраивались театрализованные религиозные представления.

Бурный рост городов вел к расширению строительства, а это, в свою очередь, - к созданию профессиональных артелей, не связанных с определенным городом, а выезжавших туда, где намечалась большая стройка. Именно из артелей, а конкретно – из артелей каменщиков, впоследствии образовалось философско-политическое общество «Вольных каменщиков».

Активное становление городов вело и к изменению мировоззрения. Человек стал противопоставляться массе, коллективу, но его роль определялась не личностными характеристиками, а профессией.

5. История некоторых Соборов

5.1 Собор Сан-Марко в Венеции

Евангелист Марк считается покровителем Венеции. Легенда рассказывает, что Святой Марк (Сан-Марко) однажды возвращался из Аквилеи, где проповедовал христианство, и, застигнутый бурей, был вынужден остановиться на одном из островов Венецианской лагуны. Во сне Марку явился ангел и возвестил, что здесь он обретет покой. Слова, которые произнес ангел, впоследствии были начертаны на знамени Венецианской республики: «Мир тебе, Марк, евангелист мой». Апостол Марк умер и был погребен в Александрии, откуда его тело тайно вывезли два венецианских купца. В 828 году мощи святого Марка были доставлены в Венецию, где евангелист нашел вечное упокоение. Так сбылось предсказание ангела.

Над гробницей Святого Марка, радом с дворцом дожей, венецианцы возвели собор Сан-Марко, ставший сердцем Венеции. В соборе хранятся сокровища и реликвии, привезенные со всего света оборотистыми венецианскими купцами. В результате собор превратился в музей средневекового искусства.

Собор Сан-Марко являлся и центром общественной жизни Венеции. Здесь происходили все важнейшие государственные церемонии. Здесь посвящали дожей Венецианской Республики, здесь получали знаки своей власти венецианские флотоводцы и кондотьеры, здесь проводились общегородские молебны и торжества.

Интерьер собора, поражающий своим величием, украшают великолепные, переливающиеся золотом мозаики на темы Ветхого и Нового завета.

Собор Сан-Марко стал символом Венеции – средневековой Республики Святого Марка. Подобное слияние города и его патронального святого известно и в русской истории: например, в вечевых республиках Пскова и Новгорода. Вероятно, именно это слияние активных, созидательных сил народа и помощи свыше и дает такой расцвет экономики и культуры, который до сих пор потрясает нас в образах средневековой Венеции или вечевого Новгорода.

5.2 Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите, на месте, где в 1 веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой совершенно уникальное явление.

Средства на постройку главного собора Парижа щедро жертвовали король, епископы и простые граждане. Главный алтарь собора был освящен в мае 1182 года.

Главный фасад собора делится на три яруса: нижнюю часть, среднюю часть – Галерею Королей с окном-розой, и верхнюю часть – башни. В зависимости от времени дня, и погоды собор окрашивается в самые различные тона серого цвета. А вечером, в лучах заходящего солнца башни храма выглядят розово-пепельными.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства – Терновый венец Иисуса Христа.

5.3 Шартрский Собор

Старинный французский город Шартр, административный центр департамента Эр-и-Луар, находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа. История города восходит к середине 1 тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой католической церкви, которая, как считают, была построена на месте, где во времена галлов находилось кельтское языческое капище. Здесь же находился святой источник.

А спустя некоторое время после постройки первой шартрской церкви, в Шартре появилась драгоценная реликвия христианства: Покров Богоматери. Предание утверждает, что именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа.

В 911 году под стенами Шартра появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное с Покровом. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Покров на городской стене, и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.

Второе чудо произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранилась священная реликвия, был практически полностью уничтожен громадным трехдневным пожаром. Но ларец, в котором хранился Покров Девы Марии, уцелел.

Шартрский собор – одно из величайших творений готической архитектуры и христианской культуры Средневековья. Его ценность состоит еще и в том, что он счастливо сохранился до наших дней практически не тронутым. Расположенный на высоком холме над городом, собор получил название «Акрополя Франции». Его сравнивают с энциклопедией, в которой отразилось миропонимание различных слоев французского общества первой половины 13 века.

Богатейшее наружное и внутреннее убранство собора насчитывает в общей сложности около 10 тысяч скульптурных изображений. В соборе находится огромный резной деревянный алтарь, на котором изображено сорок сюжетов на евангельские темы. На полу собора цветными каменными плитками выложен своеобразный лабиринт, обозначавший для кающихся паломников тот путь, который они должны были проползти на коленях.

Во все времена паломников привлекали драгоценные реликвии христианства, хранившиеся в Шартрском соборе. До 18 столетия в соборе хранились, голова матери Богородицы – святой Анны, и очень древняя и глубоко почитаемая деревянная статуэтка Девы Марии, носящей под сердцем ребенка, имевшая название «Черная Мария».