Смекни!
smekni.com

Париж - столица искусства начала XX века (стр. 2 из 2)

На Дворце правосудия находятся старейшие городские часы, отбивающие время на протяжении уже шести веков. Создал их немецкий часовой мастер Генрих Вик в 1370 г. В этом здании располагался Парижский парламент, когда Карл V перевел королевскую резиденцию в Лувр, а Дворцом правосудия оно стало во время Французской революции. Лишенные всяких украшений стены Консьержери и примыкающая к ней зловещая тюрьма до сих пор будят воспоминания о трагических моментах французской истории, когда приговоренные к смерти в эпоху якобинского террора покидали это место, одетые в белые рубашки, чтобы быть казненными на гильотине на площади Согласия (Пляс де ля Конкорд).

Великолепная Сент-Шапель, окруженная стенами Дворца правосудия, – настоящий шедевр готического искусства. Эта часовня была выстроена в начале XIII в. по приказанию канонизированного французского короля Людовика IX, чтобы разместить в ней бесценные реликвии: Терновый венец и Святой Крест из Святой земли. Огромные витражи часовни, между которыми почти нет каменной кладки, – это самое настоящее пиршество ярко-красного и синего цветов. На них изображены сцены из Книги Бытия, Ветхого и Нового Заветов.

Самый ценный памятник острова Сите – это величественный собор Парижской Богоматери, возвышающийся над площадью Паперти собора Парижской Богоматери (пляс дю Парви-Нотр-Дам), расчищенной Османном в эпоху Наполеона III, чтобы открыть для всеобщего обозрения знаменитый фасад собора и окончательно скрыть следы древней галльской Лютеции. «Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и истории науки и искусства, – писал Виктор Гюго. – Эта главная церковь, церковь-прародительница, является среди главных церквей Парижа чем-то вроде химеры: у нее голова одной церкви, конечности другой, торс третьей и что-то общее со всеми… Каждая волна времени оставляет на памятнике свой намыв, каждое поколение – свой слой, и каждая личность добавляет свой камень… Великие здания, как и высокие горы, – создания веков».

В 1163 г., в эпоху правления Людовика VII, епископ Мориц Сюллийский пригласил папу Александра III заложить первый камень в основание собора. Новая базилика была выстроена на останках более ранней церкви Святого Стефана. Сооружение собора Парижской Богоматери заняло около 200 лет и было закончено в середине XIV в.

Почти каждое событие французской истории накладывало на собор свой отпечаток, в том числе и Французская революция «посвятившая» собор культу божества Разума, заодно захламив его и разворовав его сокровища. Прогулка вокруг собора позволяет увидеть взаимодействие составляющих его архитектурных элементов: ползучих арок, остроконечных шпилей, окон, дверей, розеток – и населяющих его чудищ и демонов, появляющихся в дверных проемах или выскакивающих из-за пилястров, украшенных гирляндами аканфа.

С башен собора открывается панорама Парижа и острова Святого Людовика, связанного с Сите мостом Святого Людовика (пон Сен-Луи). На этом острове, представляющем собой полоску земли, вытянутую вниз по течению Сены, бывает мало туристов, здесь царят тишина и покой и находятся дома многих известных жителей столицы. Также на этом острове располагается ряд аристократических особняков XVII в., в этом числе особняк Лозен, где жил поэт Шарль Бодлер и другие представители артистических и литературных кругов той эпохи.

Пти-Пон – это самый короткий мост в Париже, и в свое время за проезд по нему с каждого взималась пошлина. За противоположным от Сите концом этого моста лежит легендарный левый берег: предместье Сен-Жермен, которое было районом церквей и монастырей до того, как превратиться в район баров и бистро, и Латинский квартал.

Над крышами и мансардами солидных особняков этой части Парижа возвышаются купола исторических зданий. Некоторые из них весьма высоки, как купол Института Франции. Это самый красивый купол во Франции. В здании под ним каждый октябрь собираются на свои сессии пять национальных академий республики. Другие величественны, как купол церкви Валь де Грас, построенной в XVI в. во исполнение обета после рождения наследника французского престола, будущего Людовика XIV. Третьи внушительны, как купол Пантеона, памятника героям нации. С 1791 г. многие знаменитые исторические личности, ученые, литераторы: Мирабо, Вольтер, Руссо, Марат, Виктор Гюго, Эмиль Золя – нашли свое последнее пристанище под сводами этого здания. Мария Кюри, скончавшаяся в 1934 г., – единственная женщина в этой компании знаменитостей. Из-под купола Пантеона свисает (возможно, настолько же враменно, как и ранее в других местах) знаменитый маятник Фуко, с помощью которого в 1851 г. знаменитый французский физик демонстрировал факт вращения Земли.

«Купол знаний» высится над Сорбонной – знаменитым парижским университетом, основанным Робером де Сорбоном, первым его ректором и наперсником короля. В 1257 г. де Сорбону было дано разрешение основать колледж своего имени для бедных студентов и преподавателей, желающих углубить свои знания в области технологии. Кардинал Ришелье (похороненный в самой Сорбонне в мраморной гробнице) распорядился построить для университета новое здание. От этого творения архитектора Ле Мерсье сегодня осталась только часовня. В 1885–1901 гг. весь комплекс зданий университета был полностью перенесен. Сегодня он занимает немалую часть Латинского квартала. Совсем рядом с ним находится Люксембургский сад. «Нет места более прелестного, – писал Леон Доде, – более призывающего к праздности и мечтательности и более привлекательного для юных влюбленных, которые чудесным весенним утром или прекрасной летней ночью исчезают в тени столетних деревьев».

Люксембургский сад окружает Люксембургский дворец (где сейчас располагается Сенат Франции) – островок Флоренции посреди Парижа, построенный для Марии Медичи по образцу Палаццо Питти во Флоренции. В любое время здесь можно увидеть студентов – в барах, открытых кафе или бистро Латинского квартала. Этот район получил такое название из-за того, что в Средние века официальным языком общения профессоров и студентов университета была латынь, а также потому, что он расположен между Люксембургским садом, Сеной и бульваром Сен-Мишель, то есть на месте древней галльской Лютеции. Тень Цезаря еще лежит на расположенных неподалеку отсюда Арене Лютеции – амфитеатре, построенном в центре древнего города приблизительно в I веке до н.э. и обнаруженном в 1869 г. при работах на улице Монж (рю Монж), а также на банях Клюни, где среди зеленых полей и густых лесов отдыхали пришедшие в эту землю римляне.

В Национальном музее средневековое искусство, частью которого являются бани Клюни, можно увидеть то, что осталось от трех больших залов бань: фригидария, тепидария и кальдария. К баням примыкает построенный в конце XV века особняк аббатов Клюни (отель дез-Аббе де Клюни), где хранится коллекция редчайших шедевров средневекового искусства. Среди них – шесть гобеленов «Дама с единорогом», шедевры фламандского текстильного искусства.

На левом берегу также находится целый ряд знаменитых церквей: Сен-Северен во фламандском готическом стиле, куда якобы приходил молиться во время своей предполагаемой поездки в Париж Данте, описанная Хёйсмансом как «маленькая и изящная на невзрачном парижском углу»; Сен-Жюльен-ле-Повр в самом центре университетской жизни города, окруженная узкими переулками (рядом с ней, на площади Вивиани (пляс Вивиани), растет старейшее в Париже дерево – лжеакация, или робиния, посаженная в 1601 г. ботаником Ж.Робином, от имени которого происходит название этого вида); наконец, Сент-Этьен-дю-Мон, до которой рукой подать от Пантеона, известная благодаря своему великолепному амвону в стиле Возрождения, а также благодаря тому, что в часовне при этом храме неподалеку от могил Паскаля и Росина покоятся останки святой Женевьевы, покровительницы Парижа. Здесь же находится старейшая и известнейшая церковь города – Сен-Жермен-де-Пре. Одноименное аббатство было создано в 543 г. королем Хильдевертом в открытом поле, на той равнине, где паризиев разбирали римские легионеры. Внутри пространство храма делится на три нефа, хоры украшены капителями, а стены – фресками. Острый шпиль его романской колокольни возвышается над одной из самых оживленных площадей Парижа, расположенной недалеко от Сен-Сюльпиз - самой большой церкви Парижа после собора Парижской Богоматери.

В конце бульвара Сен-Жермен на набережной Сен-Бернар (ке Сен-Бернар) сверкает изогнутый фасад Института арабского мира, построенного в 1987 г. архитектором Жаном Нувелем. В стеклянные стены десятиэтажного здания вделаны светочувствительные алюминиевые перегородки, идея которых заимствована из гранадской Альгамбры. Они открываются и закрываются по мере перемещения солнечных лучей, как бы в постоянном диалоге между арабской архитектурой и современными технологиями. За институтом расположен оазис спокойствия – Ботанический сад, внутри которого находится Национальный музей естествознания. Сначала, при ЛюдовикеXIII, это был королевский сад, где выращивались лекарственные растения, а в 1640 г. он был открыт для публики. В наши дни, по распоряжению Миттерана, была проведена реставрация здания, в том числе металлических конструкций Галереи эволюции. В обновленном саду можно увидеть многочисленные чучела жирафов, носорогов, бегемотов, зебр, антилоп и слонов. Улица Ренн (рю де Ренн) ведет от Сен-Жермен-де-Пре к Монпарнасу и его самому поразительному символу – башне Монпарнас (тур Монпарнас), гигантскому строению из стекла и металла, высящемуся в парижском небе с 1973 г. В здании высотой более 200 метров 59 этажей, которые преодолеваются за считанные мгновения на невероятно быстром лифте. С последнего этажа башни открывается захватывающий вид Парижа.

Кажется почти невозможным связать воедино все нити истории этого невысокого холма, мифы, вплетенные в нее Аполлинером и художниками начала ХХ века, избравшими, этот район «пупом земли», и нынешнюю городскую суету у его подножия. Здесь остается лишь Музей Бурделя на улице Антуана Бурделя (рю Антуан Бурдель), хранящей атмосферу того Монпарнаса начала ХХ века. В студии знаменитого скульптора, любимого ученика Родена можно увидеть более 500 его работ, создававшихся в этих стенах с 1884 г. до самой смерти художника в 1929 г.