Смекни!
smekni.com

Первые контакты с кельтами (стр. 2 из 3)

Археологи связывают непосредственно с кельтами наблюдаемый в погребениях пшеворской культуры обычай сгибать загробные дары и прежде всего оружие - мечи. Основываясь на этих данных, О.Н. Трубачев вспоминает лексическую группу славянского "гибнуть" и "гибель" из первоначального "сгибать" и "сгибание". Подобный обычай мог попасть к славянам именно от кельтов и оказать влияние на такое сакраментальное понятие как смерть в бою. Хотя немало исследователей придерживается мысли, что этот обряд, особенно на севере Древней Руси, пришел из Скандинавии. Учитывая, что и германские племена были подвержены сильнейшему кельтскому воздействию, можно предположить, что этот обряд был общим и у славян и у скандинавов. Немало следов кельтского пребывания и восточнее - на территории правобережной Украины. Одни украинские топонимы, да еще такие значимые, как - Галич, Галиция, происходящие, видимо, от названия племени галатов или галлов, говорят о многом. Уж куда кажется теснее связь, если западный форпост Древней Руси Галицкое и впоследствии Галицко-Волынское княжество называется почти так же, как самое крупное кельтское образование Галлия! Может быть, не зря только в этом закарпатском княжестве именно в отечественных средневековых источниках князя именовали королем. Тем более, что в настоящее время только на территории Закарпатья известно более сорока поселений латенской культуры, представленные селищами открытого типа, то есть не имеющих оборонительных сооружений - может быть и потому, что обороняться было не от кого, поскольку жили кельты среди союзников, если не сказать больше - родичей. На этой территории археологами найдено несколько мест, где занимались железодобычей. Может быть, и двигались кельтские племена на север и на восток Европы в поисках железа, сырья столь необходимого для развития кельтской цивилизации, тем более все, что было связано с добычей и производством железа, носило у этих племен сакральный характер.

"Исключительный вклад был внесен кельтами в европейскую металлургию и металлообработку. Эти отрасли латенской культуры, по существу, стали основой развития всей последующей металлургии Центральной Европы. Раскопками открыты крупные производственные комплексы кельтов, в которых было сосредоточено множество сыродутных железоделательных горнов. В их оппидиумах кузнечный инструментарий насчитывает более 70 видов". Поскольку развитой отраслью кельтского ремесла было производство оружия - оно широко распространялось по всей Центральной и, частично, Восточной Европе.

Не менее ярким примером сохранения кельтских традиций и навыков в области металлургии в иной культурной среде служат центры по производству железа, исследуемые не только на территории Польши, но и на Украине, в районе Умени. Ареал кельтской культуры дотянулся и сюда.

Хоронили кельты своих покойников здесь практически так же, как и славяне, сжигая их в полном убранстве, о чем свидетельствуют побывавшие в огне вещи, такие как фибулы, гривны, поясные цепи и так далее, после чего останки собирали в сосуд, чаще всего местной лепной керамики, над которым насыпался курган. Бывали и безурновые сожжения тел, а также сожжения на стороне, с последующей насыпкой кургана в другом месте.

Во всем мире кельты славились как умелые металлурги. В связи с этим неудивительно, что славянское кузнечное ремесло I тыс. н.э., по данным металлографических изысканий и изучению технологической структуры, ближе всего к металлообрабатывающему ремеслу кельтов и провинций Римской империи, где продолжали развиваться традиции металлообработки кельтов - главных кузнецов и литейщиков Европы. Причем это касается не только Висло-Одерского региона, но и славянского населения Восточно-Европейской равнины. И что удивительно, техника обработки железа в этом регионе не базировалась на скифских традициях, как думали ранее, а имела предшественницей именно кельтскую традицию.

"В ареале пшеворской культуры открыты и исследовались раскопками крупные производственные пункты, специализировавшиеся на добыче и обработке железа и гончарной посуды. Металлургических центра известно четыре: регион Свентокшицких гор, окрестности Новой Гуты - Кракова, округа Тархалиц и Грошовиц, Фаленты близ Варшавы.

В самом крупном таком центре - Свентокшицком - археологическими изысканиями 1955-1966 гг. выявлено 95 металлургических комплексов, насчитывающих более четырех тысяч сыродутных горнов. Польский археолог К. Белении, производивший исследования Свентокшицкого центра, считает, что в целом в нем количество комплексов достигало 4000, с общим числом железоплавильных печей до 300 тысяч. Объем их продукции составлял около четырех тысяч тонн железа рыночного качества".

Подобный объем производства в это время не с чем сравнивать! Если представить себе, что воинское вооружение на одного человека весило бы даже 10 кг, то из этого металла можно было бы изготовить оружия на четырехсоттысячную армию - причем в течение года! Недаром этот металлургический центр, основанный кельтами эпохи позднего латена, и в котором в III-IV вв. изготовление железа достигло небывалого по тем временам производственного размаха, снабжало своей продукцией не только пшеворское, но и многие римские провинции.

Гончарное производство пшеворской культуры также было наследием кельтской культуры, о чем свидетельствуют исследованные во время раскопок в Малопольше десятки горнов для обжига глиняной посуды

Немало своего умения кельты внесли и в ювелирное дело. Особенно больших успехов они добились в технике бронзолитейного дела. Кельты умели составлять многие сплавы цветных металлов, знали совершенные приемы литья и ковки Они также повсеместно применяли различные методы инкрустации, позолоты и серебрения. Из драгоценного золота они делали диадемы, налобные венчики, браслеты и многое другое. Наибольшего мастерства они достигли в изготовлении фибул, особенно, когда во II в. до н. э наступил расцвет эмальерного дела Красная эмаль становится излюбленным элементом кельтских изделий

Не менее развито было и стеклоделие. В период раннего латена наибольшее распространение получили желтые стеклянные бусы с круглыми белыми и синими глазками Позднее в моду вошли синие бусы с белыми глазками* Любопытно, что подобные глазчатые бусы схожих цветов и композиций производили в Старой Ладоге в VIII-IX вв Правда, считается, что технология изготовления этих бус была арабской

Здесь уместно будет вспомнить, что на древнерусском языке глаз - это око. Вместе с тем один из русских летописцев Нестор называл их именно "глазками".

"Егда бедеть туча велика и находть дъти наши глазкы стекляныи и малый великыи провертаны, а дрыя подлъ Волхвъ беруть еже выполаскывает вода".

Вместе с тем, по-английски, стекло - это glass. Нельзя исключать кельтского происхождения этого слова, тем более, что в древнеирландском языке слово glas в качестве прилагательного используется для передачи цвета именно глаз - от серых и зеленых, до голубых или блестящих.

Любопытно, что монеты, найденные в Закарпатье латенского времени, являются, если можно так выразиться, говоря о столь далеких временах, подделкой македонских тетрадрахм IV-III вв. до н. э либо монет ионийского царя Аудолеона. Это связано с тем, что в данный период в кельтской среде было широко распространено наемничество. "Практически почти все эллинистические династии Средиземноморья содержали на службе отряды кельтских воинов. Они служили даже в Египте фараонам династии Птолемеев. В качестве платы наемники более всего предпочитали деньги Филиппа и Александра. Именно эти монеты начали имитировать в Кельтике и делали это на протяжении нескольких веков". И далее: "Имитация греческих монет чеканилась, вероятно, в Закарпатье, о чем свидетельствуют находки в Галиш-Ловачке формочек для отливки серебряных кружочков, заготовок для монетного чекана".

Как тут не вспомнить первую встречу кельтов с Александром Македонским, описанную у Арриана "Пришли послы и от кельтов, живущих у Ионийского залива. Кельты народ рослый и мнения о себе высокого. Все сказали, что они пришли искать дружбы с Александром, все они заключили с ним союз Кельтов он еще спросил, чего в мире они больше всего боятся Он надеялся, что его громкое имя дошло до кельтов и еще дальше, и они скажут, что больше всего боятся они именно его. Ответ кельтов не соответствовал его надеждам. Жили они далеко от

Александра, в местах непроходимых, видели, что ему не до них, и ответили, что боятся, как бы не упало на них небо. К Александру они отправили послов потому, что восхищаются им, но не из боязни или ради выгоды. Александр назвал их друзьями, заключил с ними союз и отослал их обратно, заметив только, что кельты хвастуны". Видимо, кельты видели определенный магический знак в том, что в качестве платы за собственную доблесть получали монеты самого доблестного полководца античных времен.

Кстати, у этого античного биографа Александра Великого есть один интересный пассаж, связанный с военными действиями на Дунае, заселенном по его же замечанию "... самыми воинственными племенами. Большинство из них племена кельтские". А именно: "Он сам сел на корабль, велел набить сеном меха, из которых делали палатки, и собрал тут же челноки, выдолбленные из одного дерева. Их было великое множество, потому что береговое население ловит на Истре рыбу с этих челноков, ездит на них по реке друг к другу, и многие на них же занимаются разбоем. Как это напоминает описание ладей однодревок, на которых древние русы спускались грабить византийские земли. Об этом нам известно со слов византийского императора Константина Багрянородного: "Да будет известно, что приходящие из внешней России в Константинополь моноксилы являются одни из Немограда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта России, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, из Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся к крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пак-тиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие славинии - рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находившиеся по соседству водоемы. Так как эти водоемы впадают в реку Днепр, то они из тамошних мест входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для оснастки и продают росам. Росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их". Это вполне соотносится с археологическими данными, показывающими, что первые контакты населения Закарпатья с кельтами могли происходить еще в V-IV вв. до н.э., однако основное проникновение кельтов в эти места началось лишь в III в. до н.э. Вопрос в том - кто кого научил делать однодревки. Йожко Шавли относит ладьи-однодревки к доисторическим временам, как один из важнейших элементов древнейшей славянской культуры, что подтвердилось раскопками в Люблянском Барье.