Смекни!
smekni.com

Переоценка ценностей в культуре XIX века (стр. 2 из 3)

Реакция на спекулятивную философию не обязательно находит себя только в иррационализме.

Позитивизм, марксизм, антропологический материализм Фейербаха – реакция вполне в рационалистическом духе на философию XVIII в.

Так, позитивизм вообще отвергает теоретическую спекуляцию как средство получения знаний, отказывается от проблем, изучаемых прежней философией, таких как проблема бытия, причинности и т. п. Основоположник позитивизма О. Конт считал, что философия должна быть построена по образцу эмпирических наук, поэтому все научные законы и теории могут быть только обобщением эмпирических фактов, задача же науки – описание фактов.

Философию этого времени объединяет интерес к человеку, сочувствие к нему, попытка вернуть человеку целостность, уничтожить отчуждение.

Л. Фейербах в отличие от материалистов XVIII видит в человеке не механизм, машину, а рассматривает человека как психофизическое единство, единство души и тела.

Для K. Маркса классический идеализм представляется надстроечным явлением, в полной мере отражающим сущность буржуазных отношений. Бороться, по его мнению, нужно не опровергая одни философские концепции другими, а уничтожая те отношения, которые порождают эти концепции. Только уничтожив отчуждение труда, человек вновь обретает свою родовую сущность, что и приведет к гармонизации отношений человека с человеком, человека с природой, человека и общества.

Подытоживая, можно сказать, что для мыслителей XIX в. время, в котором они живут, представляется бездуховным и пустым, общество превращает человека в часть сложного общественного механизма, усредняя человека, лишая его индивидуальности, превращая его в объект манипулирования, неспособный отличать добро от зла.

Философская мысль этого периода ищет выход из такого положения, в котором оказался человек, она занята поиском новых идеалов, которые могут вернуть человеку смысл его существования.

Дляних невозможно упрощенное представление о человеке, они решаются заглянуть в те сферы человеческого существа, куда не осмеливалась заглядывать философия разума.

2.Романтизм и реализм как явления культуры XIX века

XIX век осознает себя, прежде всего, в философии и литературе. Для философии этого периода свойственно стремление познать человека во всей его целостности, те же задачи ставит перед собой и литература. В искусстве XIX века возникает такое явление как романтизм.

Романтизм - широкое направление в культуре и искусстве, которому свойственно стремление к возвышенным ценностям, романтизм выражает потребность в ценностных параметрах человеческой жизни, гипертрофированную в условиях возникшего при капитализме вакуума.

Социальной предпосылкой для возникновения романтизма послужило разочарование в итогах Великой французской революции и переоценка ценностей, означавшая кризис гуманизма, кризис веры в прогресс и всемогущество разума. Романтики выступили против плоского рационализма эпохи Просвещения. К этому направлению в культуре примкнули видные представители интеллигенции, деятели культуры и искусства, поэты, композиторы, художники. Братья Шлегель, Новалис, Дж. Байрон, В. Гюго, Ф. Шеллинг, Ж. Санд, Берлиоз, молодой Пушкин, Хомяков, Ф. Шопен, Л. Бетховен, Вагнер разделяли идеи романтиков.

Повседневная жизнь ужасна, она скучна, лишена яркости, в ней человек теряет свою индивидуальность. Поэтому центральная задача культуры, считали романтики - эстетическое преодоление действительности. Это положение о преобразующей силе искусства было высказано Ф. Шлегелем в 1788 г. С помощью искусства романтик переносится в мир туманных поэтических символов и фантастических грез. Эстетический мир- это самостоятельная реальность, которую можно противопоставить ценностно-пустой социальной деятельности серой обыденности.

Отметим основные принципы романтизма.

1. Для романтиков характерно признание абсолютной субъективности или ничем неограниченной свободы творчества. Как писал Шеллинг: «...человеческий дух раскован, считал себя вправе всему существующему противополагать свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но что возможно» [4, с.28]. Внешние обстоятельства не имеют значения для художественной натуры. Главное – внутренний мир человека, ничем не ограниченный порыв творчества. Искусство позволяет человеку вырваться из пошлой суеты повседневности в храм красоты. «Человеческий дух диктует законы всему сущему, и весь мир есть произведение искусства» - так формулирует формулу романтизма Ф. Шлегель.

Художник, реализующий в акте творчества все способности человеческой души, в противоположность узкому профессионалу является человеком по преимуществу. То, чем “люди являются среди других творений земли, тем является художник по отношению к другим людям" - так определяет Ф. Шлегель роль художника - творца среди других людей.

2. Все то, что не имеет конкретного воплощения, все, что лишено формы, интересует романтиков, так как в мире должен царить культ вечного обновления в мире мыслей и в мире чувств. Во всех подлинных произведениях искусства заключен неисчерпаемый смысл, они могут получить бесконечное число толкований. Нет искусства без красоты, без прекрасного. Красота – это выраженная в конечном бесконечность (Шеллинг). Красота в искусстве выше природной, ибо для природы возможно создавать прекрасное лишь на мгновение, а искусство не подчиняется времени, создавая прекрасное, оно дарует ему возможность вечного существования.

3. Характерной чертой романтизма является неудовлетворенность настоящим, идеализация прошлого, настоящее – это время утрат. Особый интерес романтиков вызывает средневековье, именно там они пытаются найти потерянную человеком ценность. По мнению В.Гюго, со средневековья начинается новая эпоха, стоящая под знаком нового мировоззрения - христианства, которое видит в человеке постоянную борьбу двух начал - земного и небесного, тленного и бессмертного, живого и небесного. Неодномерность человека, утраченная им вболее позднее время, присуща человеку прошлого, а не настоящего.

4. Романтизм делит людей на аристократов и толпу, на выдающихся героев и "серых" посредственностей. Романтики воспевают личность, подобную Наполеону, способную раздвинуть границу человеческих возможностей. Достаточно сказать, что мимо Наполеона не прошел ни один из мастеров романтизма. Байрон считал его судьбу укором всем честолюбивым натурам. Стремление вырваться за пределы положенного, обыденного обнаруживает себя в байроновском Дон Жуане и Манфреде Гофмана («Эликсир дьявола»).

Романтический идеал существует не только в литературе, он входит в жизнь, где люди пытаются найти формы внешнего выражения собственной инакости, подчеркнутого аристократизма; «дендизма». Романтический идеал «демонической» личности, личности, не понятой обществом, входит в манеру поведения высших слоев общества. Становится модным быть подверженным сплину, выделяться внутренней опустошенностью и тоской по неосуществимому... Всеми не понятый Чайльд-Гарольд, Онегин тиражируются в повседневной жизни. Уже с ХVIII в. в английский словарь входит понятие сплин. Тосковать и даже просто скучать становится красиво и модно, романтики XIX века немыслимы без своей "мировой скорби". То, что в средневековье было смертным грехом, в девятнадцатом веке рассматривается как утонченная лирическая эмоция, человек, неспособный переживать ее, представляется неутонченным, неаристократичным, грубым.

Романтики делают одиночество своим программным лозунгом, понимая его по-разному - от байроновского вызова и бунта до пассивного поиска убежища от жестокости мира. Вопреки действительности, унифицировававшей человека, романтики отстаивают неодномерность человека. Обнаружив в себе множество разных возможностей, романтическая личность не знает, какую из них признать подлинной. "Большинство людей подобно возможным мирам Лейбница,- писал Ф. Шлегель. - Это всего лишь равноправные претенденты на существование. Как мало таких, кто существует на самом деле"[4, с.60].

Отчасти трудности самореализации связанны с богатством и многогранностью личности. Облик, в котором человек ходит перед нами, не содержит в себе ничего непреложного, сквозь этот облик может проглядывать совсем иной, с не меньшими, а то и с большими правами на осуществление. Поэтому в произведениях романтиков, например, у Гофмана, к каждому персонажу даны еще варианты его же: один вариант сбывшийся, что не уничтожает значение несбывшихся.

Но реализация того или иного варианта зависит не только от "я", романтики видят существующее отчуждение в обществе, которое обезличивает человека, заставляет его отказываться от своих наиболее ценных потенций в пользу менее ценных.

XIX век - век политики. Всеобщее избирательное право включило в политические процессы широкие массы населения, что резко политизировало общество. В XVII-XVIII в.в. политикой занимается королевский двор, буржуа делают деньги. В XIX в. все политизируется, так как общество максимально приспособлено к политике, так как сознание унифицируется, формируется прессой, религия потеряла роль регулятора человеческого поведения. XIX век не религиозен. Общественное мнение регулируется не священниками, а прессой. Газеты становятся компасом, по которому сверяет свою жизнь обыватель. Г. Гессе назвал XIX век веком фельетона, т.е. веком газетной статьи. Роль прессы хорошо была осознана политическими элитами, так, Наполеон, придя к власти закрыл все газеты, оставив только четыре, проводящие точку зрения правительства.

Последняя четверть XIX века ознаменовалась становлением массовой прессы, газеты и журналы выходятогромными тиражами, конкуренция между изданиями не меняет сути прессы этого времени, так как факторы их популярности едины: это, в первую очередь, обращение к сенсации и скандальной хронике, которые выступают как основа повседневной информации, кроме того, в основе повседневной сенсации лежал культ пикантности.