Смекни!
smekni.com

Подводные киносъемки (стр. 1 из 3)

Санкт-Петербургский государственный университет

Кино и телевидения

Факультет аудиовизуальной техники

Кафедра Звукотехники

РЕФЕРАТ

по курсу «введению в специальность»

на тему: Подводные киносъёмки

Студентки 711 группы

Ивановой Екатерины Владимировны.

Руководитель: профессор Ершов К.Г.

Санкт-Петербург 2007\2008 учебный год


Содержание

1. Подводные киносъемки как часть кинематографа

1.1 Общее понятие кинематографа

1.2 Предпосылки к появлению подводных киносъемок

2. Подводные киносъемки

2.1 Первые киносъемки под водой

2.2 Современный этап в подводных киносъемках и их особенности

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


1. Подводные киносъемки как часть кинематографа

1.1 Общее понятие кинематографа

В 2010 году исполнится 115 лет со дня изобретения кинематографа. За этот срок пройден огромный путь от появления первых движущихся изображений на экране до произведений искусства, обогативших общечеловеческую культуру, от первых, несовершенных съемочных и проекционных аппаратов, с помощью которых снимались и демонстрировались в ярмарочных балаганах кинокартины, до сложной современной аппаратуры, используемой для съемки широкоформатных цветных кинофильмов со стереофоническим звуком. Кинематограф – важная отрасль искусства и народного хозяйства во многих странах. Производство кинофильмов – фильмопроизводство – одна из основных отраслей кинематографии, имеющая свои особенности. Несмотря на то, что в основе фильмопроизводства лежит художественно-творческий процесс, обязательно требуется четко работающая техника и научная организация труда на всех этапах производства. Большое влияние на организацию фильмопроизводства оказало и оказывает развитие кинотехники и, прежде всего появление новых технических средств. И особое внимание я бы хотела уделить специальным видам киносъёмок, а именно подводным киносъемкам. Киносъёмка, важнейший этап работы по созданию фильма, представляющий собой художественно-творческий и одновременно производственно-технический процесс, в котором участвуют основной состав съёмочной группы (актёры, операторы, художники, звукооператоры, их ассистенты и помощники, монтажёры, организаторы производства), а также работники цехов и отделов киностудии, под руководством режиссёра-постановщика. Киносъёмка осуществляется при помощи киносъёмочного аппарата, а иногда и специальных приспособлений, операторского транспорта.


1.2 Предпосылки к появлению подводных киносъемок

Глубины рек, морей и океанов населены богатейшим животным и растительным миром, о жизни которого нам рассказывают былины, песни, утопические романы и приключенческие рассказы.

Если современная наука и приподняла "таинственное покрывало", скрывавшее от нас морское дно, то все же интерес человека к этому, пока еще чуждому для него миру, по-прежнему исключительно велик.

Изучая условия и особенности существования животного и растительного мира B глубинах моря, а также его огромные, мало исследованные минеральные и многие другие богатства, советская наука постепенно заставляет этот мир служить интересам советского человека. Не удивительно поэтому, что область исследования подводного царства издавна привлекло внимание советских кинематографистов.

Желание показать подводный мир возникло в первые годы появления кинематографа. Из-за несовершенства технических средств подводные съемки долгое время имитировались съемкой макетов через аквариум и другими способами. По мере развития кинотехники и совершенствования процесса производства кинофильмов все большее внимание уделяется технике съемок под водой. В СССР первый киноаппарат для Подводной киносъёмки был создан в 1933 оператором Центральной студии документальных фильмов Ф. А. Леонтовичем. Этот киноаппарат, управляемый оператором-водолазом, имел пружинный привод, кассету на 120 м киноплёнки и был заключён в водонепроницаемый бокс. Широкое распространение Подводная киносъёмка получила после изобретения Ж. И. Кусто и Э. Ганьяном акваланга (Франция, 1943), давшего оператору возможность находиться под водой достаточно долгое время (час и более).


2. Подводные киносъемки

2.1 Первые киносъемки под водой

Первым, решившим проблему непосредственно подводной съемки обыкновенным киноаппаратом, был советский оператор Борис Цейтлин.

В 1931 г. в костюме водолаза, имея нормальный съемочный киноаппарат, покрытый водонепроницаемым покровом, Борис Цейтлин опустился на дно Черного моря недалеко от Севастополя, где незадолго до этого были открыты развалины древнего города, затонувшего, по свидетельству ученых-археологов, около 2500 лет назад. Смелый оператор решил заснять на кинопленку эту редчайшую археологическую находку. Результатом его съемок был интересный фильм "Город в море".

Развалины некогда цветущего города, его стены и башни, обросшие водорослями и многочисленными слоями морских ракушек, в освещенной таинственной синеве моря, с проплывающими рыбами, медузами и многочисленными животными самых причудливых форм,- все это не могло, не создавать поистине феерического зрелища. Помимо огромного познавательного интереса для широкой зрительской аудитории, съемки Б. Цейтлина были значительным вкладом в советскую археологическую науку.

В 1938 г. лауреат Сталинской премии А. М. Згуриди и оператор Н. Пискунов сняли выдающийся фильм "В глубинах моря", в котором увлекательно показали жизнь обитателей морского дна. Впервые кинематография была так широко и многообразно использована для интереснейших научных наблюдений и исследований. поведения многочисленных представителей подводного мира, растений и животных, а также их жизни, полной опасностей и упорной непрекращающейся борьбы за существование. Наблюдению и исследованию подверглись представители мира мельчайших морских животных и растений во всем многообразии их форм и особенностей приспособления к окружающей среде.

На экране перед зрителем появляются обитатели верхних слоев, моря: прозрачные медузы, рыбы самых причудливых форм и размеров. Раскрываются необычные для глаз человека ландшафты морского дна. Вырисовываются сложные сплетения подводных водорослей. Развертываются яркие эпизоды из жизни морских животных.

Наглядно и убедительно, на многочисленных примерах проверяются и находят свое подтверждение слова Ч. Дарвина о том, что "виды образуются и истребляются благодаря медленному действию и теперь еще существующих причин, а не в силу чудесных творческих актов".

Фильм "В глубинах моря" имел огромный успех, обязавший работников советской научной .кинематографии с еще большим энтузиазмом взяться за дальнейшее развитие подводных. съемок. Один за другим на экранах появляются научные фильмы:

"В мире пресноводных", "Люди морского дна", "Маленький хищник пресных вод" и др.; совершенствуются методы и техника подводных съемок; создаются специальные приспособления и конструкции, позволяющие производить съемки на различных глубинах моря.

В 1946 г. лауреат Сталинской премии кинооператор Л. Н. Медведев с группой киноработников произвел под руководством академика К. М. Быкова интереснейшие подводные киносъемки, связанные с изучением физиологии и патологии водолазного труда.

Перед оператором была поставлена трудная задача - провести киносъемку непосредственно в море, зафиксировать на пленку естественную натуру морского дна на большой глубине, добиться съемки не только крупных, но и общих планов и, наконец, по возможности упростить и удешевить обычно дорогостоящий и трудоемкий процесс подводной съемки".

Л. Медведев начал с подбора для своего аппарата специальной, жестко рисующей оптики и соответствующих сортов кинопленки, отказавшись от применения каких-либо светофильтров полагая, что они будут только мешать передаче естественного характера воды, воспринимаемого глазом человека.

Большая подготовительная работа показала смелому экспериментатору, что киносъемка в аквариумах закрытого типа с применением искусственного света возможна лишь в пределах среднего плана, поскольку реальность передачи солнечного освещения, имеющего свои особенности и свои законы преломления лучей, зависящие от уровня воды, влияет на освещение снимаемого под водой объекта.

Медведев обратил также внимание и на то, что киносъемке в бассейнах открытого типа с морской водой (например, бассейна, сооруженного на киностудии в Ялте) также имеет свои недостатки: морская вода, отделенная от ее естественного водоема - моря - лишается естественной коагуляции (очищения), очень скоро начинает мутнеть и становится практически непригодной для киносъемок. Применение искусственной коагуляции дает результат не дольше, чем на 6-8 часов, в то время как процесс заполнения бассейна водой (спуск воды и промывка бассейна) требует 4-5 дней. Все это заставило Л. Медведева производить киносъемку в естественном морском водоеме.

Стремясь добиться наибольшего съемочного эффекта при наименьшей затрате средств и будучи ограничен временем, оператор поставил перед собой еще одну задачу: добиться возможно более быстроте спуска кинокамеры под воду, свободного продвижения кинокамеры под водой (как по горизонтали, так и по вертикали) и, по возможности, устранения влияния морокой качки. Для этого Медведев избрал как наиболее удобный способ погружения камеры в воду при помощи специально разработанного им сооружения - плавающего агрегата, состоящего из открытого кессона с двумя поддерживающими его на воде поплавками.

Размер кессона (100 Х 100 Х 400 см) давал итератору возможность поместиться в нем вместе с камерой. В передней стенке кессона были сделаны два иллюминатора диаметром по 40 см, с прозрачными параллельными стеклами, что давало возможность производить съемки на разных глубинах, а также переходить из воздушной среды в водную. Внутри кессона был помещен подъемный механизм, посредством, которого можно было двигать кинокамеру по вертикали, а привинченная обычная головка штатива "Дебри" позволяла производить панорамные съемки и по горизонтали.