Смекни!
smekni.com

Подготовка публичного выступления (стр. 3 из 3)

Нередко краткая формулировка стержневой идеи является наиболее удачным названием. Желательно иметь и подзаголовок, уточняющий краткое название. Это позволяет избежать недоразумений и связанных с ними разочарований слушателей, ожидавших услышать нечто другое.

Крайне важно, чтобы заголовок отвечал содержанию речи. Слушатель должен знать, что его ждет. Поэтому объявление о докладе нельзя делать двусмысленным или слишком общим. Так, однажды объявление слишком общего характера "Вечер с Германом Гессе" послужило причиной неудачи поэта. Жители маленького городка, непритязательные в литературном отношении, настроились на "смех до упаду" или полагали, что по крайней мере Гессе споет им частушки под незатейливый аккомпанемент. Но он выдал "на потеху" новеллы и стихи. Спустя короткое время зал опустел.

Профессор атомной физики также был в высшей степени удивлен, когда на его сугубо научный по содержанию доклад "Космические лучи" собрались только женщины. На рекламном плакате значилось: "Косметические лучи".

Привлекает внимание название темы в форме вопроса. Например: "Что привело к финансовому кризису в России? " Это лучше, чем "Финансовый кризис в России". Формулировка темы в виде вопроса, правда, предполагает, что будет дан четкий ответ на поставленный вопрос.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоит не в произносимых, но подразумеваемых выражениях типа: "Если вы не сделаете этого, то пожалеете" или "Не могу понять, почему люди не делают то-то и так-то". Подобный слегка раздраженный тон, будоража слушателей, позволяет докладчику эффективнее донести свою идею. Приведем перечень возможных интонационных окрасок выступления:

мажорная;

беспечная или юмористическая;

шутливая;

сердитая или упрекающая;

мрачная;

торжественная;

предостерегающая;

просительная.

5. Репетиция публичного выступления

Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более - видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции.

Известно, например, как тщательно готовился к своим выступлениям великий физиолог И.П. Павлов. Каждую свою речь он так отшлифовывал, что после выступления, по свидетельству его учеников, ее можно было сразу сдавать в печать. Профессор Н.А. Рожанский описал встречу с ним незадолго перед выступлением того в научном обществе в 1913 году.

Павлов попросил Рожанского прочесть вслух, написанную Иваном Петровичем речь, которую тот должен был произнести вечером. Во время чтения Павлов внимательно следил за каждым словом, стараясь представить, как оно будет восприниматься слушателями. Вечером Павлов не читал, а говорил свою речь, но, как показалось Рожанскому, говорил почти слово в слово то, что было в написанной речи. Как видим, выдающийся физиолог придавал большое значение репетиции выступления.

Можно пригласить на одну из заключительных репетиций кого-либо из своих друзей, способных указать на недостатки вашего выступления, манеру держаться и в особенности на слова-паразиты ("так сказать", "эта самое" и т.д.). Не стоит реагировать на замечания болезненно, так как они - для вашей же пользы.

Репетируют речь потому, что не хотят зачитывать ее. Читка не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, когда отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией. К тому же зачитывание речи у многих ассоциируется с недостаточным знанием вопроса или с общей неразвитостью.

Зачитывая текст, выступающий надеется, донести содержание своего сообщения в наиболее полном виде. Однако при этом совершенно игнорируется эмоциональная сторона восприятия: когда докладчик погружается в чтение, слушателям трудно долго удерживать внимание, так как письменная речь и устная - это разные формы языка. Одни слушатели при этом погружаются в сон, другие - борются с ним.

Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы: "Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал - это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле".

Даже выступая "без бумаги", рекомендуется кое-что зачитывать. Прежде всего - цитаты и цифровой материал.

Цитаты и цифры представляют собой сгустки информации и являются сильными аргументами. Малейшая неточность может изменить заложенный в них смысл и следующие из них выводы. Например, ошибка в цифре, или простая перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова - все это может привести к существенным искажениям информации. Нечестные ораторы пользуются этим преднамеренно, прием этот называется "передергивание" (фактов). При разоблачении ссылаются на память или оговорку.

Поэтому, чтобы не подвергать сомнению важные доводы, лучше цифры и цитаты записывать.

Иногда приходится заучивать речь: когда нужно быть точным в формулировках, но читать не позволяет ситуация. Например, приветствие на торжественном мероприятии, банкете с деловыми партнерами, при якобы импровизированном выступлении.

Если речь небольшая, то это сделать сравнительно нетрудно. Если же большая (лекция, доклад), то выучить текст не каждому по силам. В этом случае выручит прием "выступление с опорой на текст".

Написанный текст хорошо осмысливается, несколько раз прочитывается (в том числе и вслух), фиксируются в памяти основные моменты.

Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить на мгновение взгляд на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно.

Так же удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами.

Таким образом, публичное выступление требует серьезной подготовки оратора. Только в этом случае у него будет хороший контакт с аудиторией, его речь произведет впечатление, запомнится слушателям и заставит принять участие в обсуждаемой проблеме.

Заключение

В заключение подчеркнем, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

Можно сформулировать общее положение, которое имеет силу определенного закона в ораторском искусстве. Если лектор или докладчик увлечен предметом своего нового выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием вышел на трибуну, то обязательно будет говорить правдиво и вдохновенно. Творческое волнение непременно обнаружится во всем поведении говорящего, скажется в тембре его голоса, в звучащей речи, в интонациях и вообще в том, как он говорит. Такое волнение - важный импульс к тому, чтобы самый ответственный этап ораторского труда-публичное исполнение - был пройден успешно.

Необходимо уметь подавить неизбежно возникающее всякий раз желание сказать слушателям как можно больше. Во-первых, само время ораторского выступления не позволяет объять необъятное. Во-вторых, приходится считаться с механизмом слушательского восприятия, в частности, с возможностью восприятия и усвоения определенного объема информации и знания. Вот почему опытный лектор, пропагандист, докладчик или обозреватель никогда не стремится, если можно сказать, "выговориться" по данной теме до конца. Он всегда оставляет кое-что "про запас", и хорошо, когда слушатели чувствуют или догадываются, что говорящий мог бы выступать по освещенной теме вновь и вновь, каждый раз обнаруживая новый подход к ней, раскрывая новые ее грани.

Библиографический список

1. Апресян Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - М.: Издательство Московского университета, 1969. - 160с.

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. - Ростов н / Д: изд-во "Феникс", 2002. - 544с.

3. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. - М.: "Проспект", 1989. - 419с.

4. Шейнов В.П. Риторика / В.П. Шейнов. - Мн.: Амалфея, 2000. - 592с.

5. Сопер П. Основы искусства речи / П. Сопер. - М.: Б.И., 1992. - 446с.