Смекни!
smekni.com

Постмодернизм как направление в искусстве (стр. 2 из 2)

Музыкальное лицо Америки в период между Первой и Второй мировым и войнами определил джаз. Созданный на основе негритянского фольклора, он превратился в эстетический манифест «разочарованного» поколения, которое пережило ужас мировой бойни и бросило вызов респектабельной жизни. Эстрадный джаз в 20-е гг., импровизационный джаз в 30-е гг. утверждал новые художественные ориентиры, очень далекие от общепринятых пуританскихобщественных норм. Джаз-банды, регтаймы, блюзы, свинги — такая музыкальная атмосфера Америкитех лет.

Отсюда черпали темы и музыкальные средства основатели профессиональной композиторской школы Нового света, Л. Бернстайн и Д, Гершвин, творчество которых не вписывается в каноныоперно-симфонических традиций Европы. Но и тут, на родине классической музыкальной системы, в межвоенные десятилетия происходит эстетическая революция. Осознавая исчерпанность старой культуры, «новая молодежь» во Франции — А. Онеггер, Ф. Пуленк, Ж. Орак, Л. Дюрей, Я. Мийо, Ж. Тайефер — поддала серйозному переосмыслениютрадиционный арсенал музыкальных средств. В поисках «праинтонации» языки композиторы использовалилюбые шумы, соединяя их в разнообразные звуковые коллажи.

Возникает такой феномеи, как рок-музыка, который сформировался на основе негритянской танцевально-бытовой музыки «ритм-энд-блюз». Появилось огромное количество разновидностей рока: психоделический рок, панк-рок, фолк-рок, тяжелый рок, кантри-рок,существенное влияние на развитие которого оказали такие группы, как «Биттлз», «Дип Папл», «Лэд Цеппелин», «Пинк Флойд».

20 в. породил совсем необычную (в чем-то, возможно, похожую на старинную) поэтически-песенную культуру. Культуру необычную по массовости распространения и силой влияния. Целая плеяда французских шансонье (начиная с Э. Пиаф), рок-музыканты и певцы США и Европы, ансамбли подобно «Биттлз» и «Роллинг-Стоунз». В России, кроме этогоактивизировались поэты-барды, среди которых наиболее значимыми были Б. Окуджава и В. Высоцкий. Песни этих исполнителей не только слушали на концертах или в записях, но и пели повсеместно, их произведения становились почти тем, чем были когда-то лучшие фольклорные произведения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

20 в. и особенно его вторая половина отыскала в жизнимирового общества множество противоречий и парадоксов. Это век жестокости, политического тоталитаризма и доминирования «массовой культуры», но и век больших духовно-моральных и художественных «откровений» надежд, находок и научных открытий. Это век глобализации многих процессов и явлений и одновременно век «единичного», уникального.

20 в. продемонстрировал непригодность ценностей и образа жизни, в которых живет современный человек. Люди остро чувствуют психологический дискомфорт, распространяется чувство неуверенности и отчужденности. Культура находится в состоянии выбора новых ценностей и приоритетов.

Если в 19 в. мировое развитие определялось, прежде всего, развитием Европы, то в 20 в. европоцентризм стал анахронизмом. Америкоцентризм хотя и набирает силу в политическом плане, не может отстранить от исторической активности другиеконтиненты.

Полицентризм, который отображает глобализацию исторического процесса, является наиболее перспективным.

Для характеристики века важен масштаб социальных потрясений. 20 в. помасштабам социальных катаклизмов далеко опередил всех. Он ознаменовался наибольшими в истории социальными взрывами и потрясениями, которые продолжались почти всё столетие. Это — социальные революции в России, Китае, в странах, одна из которых — наибольшая по территории, другая — по численности населения.

Финал 20 в. нерадостный. Столько надежд возникало при его рождении — надежд на социальную революцию, на царство равенства и справедливости, на техническую и промышленную революции, общее благосостояние. Однако ни одна из существующих политических систем не справились с органическими пороками человеческого общества.

Мир уже находится в планетарной эре, где еще отсутствует общепланетарна культура.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борзова Е.П. История мировой культуры. 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2002.

2. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. М.: Академический проект, 2002.

3. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

4. Шейко В.М., Гаврюшенко О.А., Кравченко О.В. Історія світової культури: Навч. посіб. / Наук. ред. В.М. Шейко. – К.: Кондор, 2006.