Смекни!
smekni.com

Предмет культурологии (стр. 4 из 7)

Мусульманские праздники:

Ураза-Байрам – праздник в честь окончания поста в месяц Рамадан. Празднуют 3 дня. Курбан-байрам – праздник жертвоприношения. Празднуется через 70 дне после окончания поста в последующий день хаджа. Священный день – пятница. Основные направления в исламе – Суннизм и Шиизм. Шииты – партия пророка Али, они утверждают, что власть в мусульманской общине может принадлежать только кровным родственникам пророка Мухаммеда. Почитают только Коран и поклоняются пророку Али. Али – двоюродный братии зять пророка Мухаммеда. Сунниты поклоняются Сунне (священное придание, приложение к Корану). Поклоняются и боготворят только пророка Мухаммеда. 90 % мусульман являются суннитами.

    Индуизм и культура Древней Индии.

Индуизм – национальная религия Индии и государства Непал. 90 % населения Индии – индусы, индуистские общины расположены в 160-ти странах мира. Первая стадия формирования индуизма:

    Ведическая – основы этой религии заложены в ведической религии, которую принесли арийские племена, вторгшиеся в Индию во втором тысячелетии до н. э. Они принадлежали к индоевропейцам. На этом этапе главным литературно-философским сборником древне –индийской мысли были Веды («знания»). Веды состоят из четырех текстов, это:

- собрание гимнов в честь богов Индра, Агний, Сурия.

- тексты песнопений

- сборник жертвоприношений и молитв

- книга заклинаний.

2. Второй этап – Брахманский. Он пришел на смену Ведическому в первом тысячелетии до н. э. В этот период произошла социальная дифференциация общества. Появилось 4 сословия:

1. Сословие брахманов (жрецы).

2. Кшатрии (воины).

3. Вайшья (ремесленники, крестьяне).

4. Шудра (рабы).

Брахманы – ученые люди, жрецы, совершали обряды жертвоприношения в честь богов и комментировали Веды. В этот период появляются Упанишады («сидеть рядом с учителем») – религиозно-философские комментарии вед, поясняющие смысл священных текстов, появились они в 8-6 веке до н. э. В Упанишадах излагается учение о единстве Атмана (субъективное начало, индивидуальная душа, «Я» и Брахмана – мировая душа, абсолют). Разработана концепция сансары и кармы. Сансара – круговорот, концепция перевоплощения души, перехода из одного рождения в другое. Карма (возмездие) – закон нравственного воздаяния, при котором сумма совершенных человеком поступков добрых, злых, мыслей, предопределяет характер его нового рождения и дальнейшего существования, пол, срок жизни и социальный статус. Три главных бога: Брахма – верховный бог имеет 4 лица, 8 рук, верхом на гусе. Вишну – олицетворяющий светлое начало, выполняет охранительные функции, приносит людям помощь, избавляет от зла, изображается с 4-мя руками, в одной руке – бумеранг, в другой – ракушка, в третьей – лотос, в четвертой – булава. Его жена – Богиня Лакшни – богиня плодородия и символ красоты. Их сын – бог Кама (бог любви. Существую аватары Вишну: восьмая аватара Кришна (темно-синий, черный), выступает в виде божества – дитя. Шива – бог разрушитель, обновитель, а также приносящий удачу, счастье. Изображается погруженным в медитацию с серьгами из змей, 4 руки, 4-5 лиц, по середине лба третий глаз. У него есть жена – богиня Кали, у них сын – Ганеша, изображается со слоновьей головой, 4 руки, 1 бивень. Это бог-помощник, начиная какое-либо дело индийцы обращаются к Ганеше. В индуизме распространена практика заклинаний (тантризи). Мантра – особые формулы в виде магических заклинаний, с обязательным упоминанием имени какого-либо бога. Переводится как «освобождать ум». В основе мантр лежат стихотворные строки из вед. Священными животными считаются корова, змея, река – Ганг, цветок – лотос.

    Культура Древнего Китая.

Уже в 8 – 5 веках до н. э. в Китае имело широкое распространение учение о пяти стихиях или первоэлементов природы. Древнекитайские мыслители учили, что соединение пяти первоэлементов: воды, огня, металла, дерева и земли создают все многообразие явлений и вещей. Разрабатывалось учение о противоположных и взаимосвязанных силах Инь и Ян.

Инь – женское начало (темное – север, земля, отрицательное, пассивное начало.)

Ян – мужское начало (светлое, небесное, положительное, активное, южное начало.)

Полярные силы, космические начала, задающие ритмику жизни и образующие гармонию, это взаимопроникающие начала. Равновесие мира, его баланс основывается на взаимодействии этих двух противоположных начал. У истоков китайской философии стоят два мыслителя: Лао-Цзы и Конфуций.

    Конфуцианство в культуре Древнего Китая.

Основоположник – Конфуций (Кунц–Цзы) 551-479 г. до н. э. Изначально Конфуцианство было этико – политическое учение. Конфуций выдвинул идею об «исправлении имен», т.е. каждый в обществе должен занимать подобающее ему место. Правитель должен быть правителем, отец отцом, сын сыном, и тогда в обществе будет гармония. Он утверждал, что судьба человека определяется Небом. Власть имеет божественное происхождение, правитель – сын Неба. Конфуций создал концепцию совершенного человека – цзюнь-цзы, этот человек должен обладать следующими качествами: гуманность, человеколюбие, скромность, справедливость, чувство долга, должен соблюдать церемонии, обряды, уважать старших, любить родителей. По Конфуцию любой старший, будь то отец, чиновник, правитель – это беспрекословный авторитет для младшего, подчиненного. Государство – это большая семья, а семья – малое государство. В Китае и Корее нет системы пенсионного обеспечения, т. к. это предопределено конфуцианством. Конфуций выдвинул «золотое правило морали»: «чего не желаешь себе, того не делай другим. Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей». Все высказывания Конфуция записаны его учениками и изложены в сборнике Лунь юй ( «Беседы и суждения»). Каждый образцовый китаец в социальной сфере – конфуцианец, а в душе он немного даос.

    Даосизм: теория, практика, отражение в литературе и искусстве.

Лао-Цзы (около 580-500 г. до н. э.) – основатель даосизма. Его имя переводится как «старый мудрец» или «старый ребенок». По его высказываниям ученики написали сочинение Дао де Цзян (путь добродетели), на русский язык перевел Толстой. Книга содержит афоризмы, высказанные Лао. Центральное понятие – это Дао (источник всех вещей, закон всего, судьба, бог, мировой закон). Так как человек не в состоянии постичь смысл Дао, то самое оптимальное для умного человека – это ничего не делать, не вмешиваться в судьбу мира – Увей (теория наделения). Все должно идти само по себе , люди должны перестать бороться и действовать. Лао призывал людей к спокойствию, к жизни в согласии с природой, не плыть против течения, не стараться изменить ход событий. Открыв законы Дао, познав Дао, можно достичь бессмертия. Для этого Даосы разработали различные методы и приемы: ограничения в еде, специальная диета, физические и дыхательные упражнения аналогичные йоге, т. е. практика обретения бессмертия подразумевала 3 направления: регулирование тела, дыхания, сердца. С 7 века в Китае создаются крупные даосские монастыри, которые стали центрами медитаций, гаданий, занятий магией, астрологией. Китайцы прибегали к услугам даосских монахов, когда хотели узнать свою судьбу, излечить болезнь при помощи магии, снять нервное напряжение посредством медитации.

    Культура Средневековой Японии.

В формировании своеобразия японской культуры значительный вклад внесли синтоизм, буддизм и конфуцианство. Синтоизм- это древняя японская религия, возникшая и развивавшаяся в Японии независимо от Китая. Известно, что истоки синтоизма уходят в глубокую древность и включают в себя тотемизм, анимизм, магию и др., присущие первобытным народам. Буддизм возник в Японии еще до нашей эры, но получил распространение только в 5-6 веках. не подлежит сомнению, что Хейанский период (8-12 века) является золотым веком японской государственности и культуры, в становлении которых существенную роль сыграл буддизм. Конфуцианство. Его расцвет начинается в 13 веке. Именно в это время конфуцианство приобретает независимость от буддизма. Типично японской является поэзия хайкай, ведущая свое происхождение от утонченной салонной игры. Традиционное японское искусство невозможно представить без каллиграфии. Согласно традиции, иероглифическая письменность возникла из божества небесных образов. От иероглифов впоследствии произошла живопись. В 15 веке в Японии стихотворение и картина прочно соединились в одном произведении. Японский живописный свиток содержит два вида знаков — письменные (стихотворения, колофены, печати) и живописные, и Кабуки — наиболее известные формы театра. Театр Но пользовался огромным успехом у военных. В отличие от жестокой этики самураев, эстетическая строгость Но достигалась при помощи канонизированной пластика актеров и производил не раз сильное впечатление. Кабуки — более поздняя форма театра, возникновение которой относится к 7 веку. На рубеже 16-17 веков произошел резкий переход от религиозности к светскости. Главное место в архитектуре заняли замки, дворцы и павильоны для чайной церемонии.