Смекни!
smekni.com

Принципы библиотечного дела (стр. 4 из 7)

В настоящее время в библиотечном деле происходит неуклонный, хотя и не безболезненный, процесс избавления от устаревших представлений, формируется новое библиотечное мышление. В библиотечном деле восстанавливается все ценное из научного, методического и практического потенциала. И одновременно отрицаются, отбрасываются дискредитировавшие себя взгляды, формы и методы, в которых отражались догматизм и нетерпимость к иным взглядам и идеям.

Процесс обновления библиотечного дела значительно расширил спектр проблем, требующих научного осмысления и исследования, среди которых есть и проблема плюрализма (от лат. Pluralis – множественный) читательских интересов. Прежде она толковалась как чуждая, несвойственная социалистическому библиотечному делу. Сейчас как принцип организации и функционирования библиотечного дела она приобретает права гражданства не только в теории, но и на практике. Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе политического и идеологического многообразия, многопартийности, участия беспартийных.

В чем суть плюрализма в библиотечном деле? Ее можно определить как проявление объективно действующего многообразия читательских интересов, целей, устремлений и т.д. различных слоев и групп населения, отдельных граждан и соответствующего отражения, учет и реализация этого многообразия в библиотечной деятельности.

Объективной основой плюрализма читательских интересов являются различия экономических, социальных, политических и других интересов социальных групп, коллективов и отдельных людей, отражающие их положение в обществе и отношение к различным аспектам государственной и общественной жизни. Осознание гражданами своих ценностей и интересов, их дифференциация и направленность на поиск необходимой информации рождают соответствующие читательские интересы. Развитие социальной структуры нашего общества будет идти не по пути установления социальной односторонности, стирания социальных различий, а наоборот, по пути социальной дифференциации, различий интересов социальных слоев и групп, что в свою очередь, будет содействовать расширению социальной основы библиотечного плюрализма.

Каждый человек проходит свой путь приобщения к культуре, ее ценностям, к постижению истины. Культура каждого индивида формируется его образом жизни, различными условиями и факторами. Привести к единому знаменателю экономическое, политическое, эстетическое мышление различных людей нельзя. Приоритет многообразия читательских интересов – это качественно новый принцип организации и функционирования библиотечного дела, знаменующий, с одной стороны, отказ от монопольной, бюрократической системы, приводившей к идеологическому и организационному диктату над читателем, а с другой – формирование демократических, гуманистических основ библиотечной деятельности.

Этот принцип возрождает новую духовную атмосферу в общении библиотеки с читателем, демократизацию процесса обслуживания, утверждает права читателя на свободу выбора и оценки книги, на открытое, критическое обсуждение насущных проблем развития общества. Опираясь на диалог, дискуссии, на прямые и обратные связи с читателями, библиотеки способствуют развитию свободы самопроявлений личности каждого отдельного читателя.

С позиции принципа приоритета читательских интересов библиотека отказывается от стремления определять, что лучше читать каждому читателю, уходит от стереотипов прошлого, когда “руководство чтением” зачастую исключало альтернативность содержания читательских интересов. Упор делается на фактические и научно прогнозируемые информационные потребности читателей, на полное удовлетворение их индивидуальных запросов. Конечно, плюрализм читательских интересов не беспределен. Библиотекарь не может не вмешиваться в чтение читателя, если книга носит необъективный, вредный для чтения характер. “Ни один уважающий себя библиотекарь, - пишет известный американский библиотековед Д.Х. Шира, - не позволит читателю получить книгу, если известно, что это приведет к антиобщественным последствиям. Может быть, широта взглядов – это не больше, чем маска, которая скрывает невежество” (Д.Х. Шира. Введение в библиотековедение. – М., 1983. – С. 83).

Границы плюрализма определяются Конституцией РФ, которая, например, запрещает пропаганду расовой, национальной, социальной, классовой, религиозной вражды и ненависти, насилия и войны. Плюрализм несовместим с беззаконием, вседозволенностью. Поэтому за библиотекой остается функция содействовать формированию политической, эстетической, нравственной культуры, научного мировоззрения, т.е. приобщения читателей к культуре, знаниям, обуздания в человеке биологических начал, формирования в нем социальных и духовных качеств, воспитания способности самостоятельно мыслить и т.д. Следовательно, библиотека не только удовлетворяет читательский спрос (это лишь одна сторона ее действительности), но активно влияет на формирование читательских интересов.

Необходимость стимулирования, активизации читательских интересов, содействия их развитию заложена не только в общественном назначении библиотеки, но и в требованиях самих читателей к информации и книге. У значительной части читателей познавательные мотивы не получают конкретного выражения в выборе книг для чтения. Читательский интерес – это движущаяся, развивающаяся читательская активность, и если на низших ступенях более высоких он приобретает сознательные, волевые черты, переходит в стадию интереса инициативного.

Разрыв между уровнями читательского интереса вызывает потребность воздействия на чтение читателей. Оно обычно осуществляется по следующим направлениям: 1) по линии уже имеющихся интересов – их выявление, оценка, дальнейшее развитие и организация; 2) по линии возбуждения, стимулирования, создания новых интересов, каких у читателей еще нет, их закрепления и усиления; 3) по линии переключения – вместо имеющихся нежелательных интересов на их базе развиваются новые.

Помощь библиотеки в выборе нужных книг, расширения кругозора и знания, читательских интересов осуществляется на демократической основе, на основе уважения индивидуальности и творческих начал в читателе. Приоритетное внимание к личности читателя, его свободе должно сочетаться с максимальным учетом и согласованием интересов и ценностей общества. Общечеловеческие ценности морали и нравственности, прав личности, политической и экономической демократии, экологии, мира на земле и т.д. отражают принципиальное единство человеческого рода, целей и задач его развития. Они связаны с укреплением этого единства, сохранением человечества, созданием благоприятных условий для свободной реализации внутренних сил человека. общечеловеческие ценности исключают все, что разъединяет людей, ведет личность к деградации.

Однако как не существует человек как нечто среднее, как некий общечеловек, так и общечеловеческие ценности не существуют “вообще”. Эти ценности имеют свою специфику, “окрашиваются в определенный цвет”, проходя через призму читательского интереса. Читатель – это конкретный человек, сочетающий в себе неразделимое единство общего (общечеловеческого), особенного (национального, социального, профессионального и др.) и единичного (индивидуального). Это единство имеет диалектический характер: каждая из его сторон органически связана с остальными, влияет на них и взаимодействует с ними. Диалектическое единство общего, особенного и единичного, в разных конкретных случаях проявляющееся по-разному, и характеризует каждую личность.

Эта диалектика важна при осуществлении процесса библиотечного обслуживания. Здесь особую активность представляют различия типов интересов, социальных и духовных потребностей разных слоев и групп людей, обусловленные профессиональными, образовательными, демографическими, национальными, психологическими и иными особенностями. Требование учета в библиотечной деятельности специфических особенностей разных групп читателей приобретает особую важность в связи с тем, что они влияют на выбор книг, сила воздействия которых. В свою очередь, неизмеримо возрастает, если они адресованы не человеку вообще, а определенным людям и максимально соответствуют их потребностям, интересам, запросам.

Следовательно, необходимо изучать и знать читателей и в зависимости от этого знания дифференцировать (индивидуализировать) содержание, методы и организацию работы с ними. В библиотечной практике выделяются группы молодежи (работающей, учащейся), пенсионеров, женщин, или социальные группы – рабочие, крестьяне, интеллигенция, что в целом важно, но недостаточно для эффективной реализации дифференцированного подхода. Объективной основой дифференциации читателей являются социально-профессиональная и социокультурная структура, а также уровень читательской (информационной) культуры. Указанными критериями дифференциации читателей нельзя ограничиваться, необходимы еще дополнительные данные, характеризующие интересы личности, которые могут быть удовлетворены чтением. Большое влияние на все стороны читательской деятельности человека оказывают, например, его индивидуальные и социально-психологические особенности, необходимость изучения которых неуклонно возрастает.

Важным объектом дифференциации является и книга (документ, публикация), характеризующаяся исключительной индивидуальностью. Каждая книга предназначается строго определенному кругу читателей. Первостепенная задача библиотеки состоит в том, чтобы создавать такие условия, при которых каждая книга встречалась бы с соответствующим (“своим”) читателем. А это может произойти при условии обеспечения взаимного соотношения научно-теоретического, практического, художественного содержания книг качественно определенным читательским потребностям и интересам.