Смекни!
smekni.com

Психологизм портретных образов В. Серова (стр. 5 из 5)

Его младшего брата Ивана Абрамовича, инженера, предпринимателя, талантливого и смелого коллекционера новейшего русского и западного искусства, с которым Серова связывали многолетние дружеские отношения, художник написал на фоне принадлежащего Морозову натюрморта Матисса. Это образец позднего стиля Серова – с отточенными линиями контурного рисунка, декоративными, яркими, но приведенными к изысканной гармонии пятнами света, с поразительной по глубине и заостренности характеристикой модели. Это и просвещенный, грузноватый, чуть флегматичный европеец, ценитель удовольствий в искусстве и жизни, и как бы "потомок" русских купцов-сидельцев, из-за прилавка, с татарски скошенным верхним веком, внимательно вглядывавшихся в посетителей их лавок... Но разве это единственная ассоциации, которые возникают, когда всматриваешься и вдумываешься в портрет Серова? Каждый ведь может "прочесть" его по-своему. Серов не только запечатлел на века человека, которому наша страна и прежде всего Москва обязана (вместе с С. Щукиным) знаменитыми собраниями французского искусства конца XIX –начала XX вв. Он сделал большее: образами русского семейства, которое не ограничилось предпринимательством и собиранием богатств только для себя, но сумевшего найти им просвещенное применение, показал нам, какой человечески интересной, многообразной, незаурядной становится личность в атмосфере подлинно культурных интересов, как она расцветает в деле, благородство которого бросает отблеск и на нее самое.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Валентин Серов - прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи XIX века. Хотя, и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Увековечив свое имя как непревзойденный мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической и античной живописи. Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. И сложно даже назвать другого художника его эпохи, чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.

Им создано большое количество живописных и графических портретов его современников. При сопоставлении первых шедевров Серова – "Девочка с персиками" или "Девушка, освещенная солнцем" - с поздними, последними работами (портретом Иды Рубинштейн или "Похищением Европы") может показаться, что работы, которые разделяет менее четверти века, написаны разными художниками, или, точнее, художниками из разных эпох. Но, в сущности, так оно и было. Творчество В.А. Серова ознаменовало собой смену эпох в изобразительном искусстве. Начав как реалист, близкий движению передвижников, Серов затем отходит от традиции, заданной художниками II половины XIX века и ставшей к началу ХХ в. уже во многом шаблоном. Глубокий психологизм – отличительная черта портретных образов Валентина Серова.

Задачи исследования выполнены, цель достигнута.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. - Л., 1971.

2. В. Серов. Альбом. /Автор вступительной статьи и составитель Д.В. Сарабьянов. - Л., 1987.

3. В. Серов в переписке, документах и интервью. Т. 1-2. - Л., 1985-89.

4. Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. - М., 1914.

5. Культура России: IX-XX вв.: Учеб. Пособие. – М: Простор, 1996.

6. Леняшин В.А. Портретная живопись В.А. Серова 1900-х гг., 2 изд. - Л., 1986.

7. Мамонтов В.С. Воспоминания о русских художниках. - М., 1951.

8. Морозов М. Избранное. - М., 1979.

9. Рерих Н.К. Из литературного наследства. - М., 1974.

10. Россия на рубеже веков. - М., 1991.

11. Сергей Дягилев и русское искусство. Т.1. - М., 1982.

12. Щетинов Ю. А. История России ХХ век. - М., Манускрипт, 1995.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Девочка с персиками. 1887 (ГТГ)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Девушка, освещенная солнцем. 1888 (ГТГ)


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Мика Морозов. 1901 (ГТГ)


[1] Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М.,1914. С.74

[2] Мамонтов В.С. Воспоминания о русских художниках. 1951. С.82

[3] Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М.,1914. С.71

[4] Рерих Н.К. Из литературного наследства. М., 1974, с. 315.

[5] Морозов М. Избранное. М., 1979

[6] Морозова М.К. О моём сыне В кн.: М. Морозов. Избранное. М.,1979. С.617

[7] Маршак С.Я. Памяти М.М. Морозова. В кн.: М. Морозов. Избранное. М.,1979. С.622

[8] Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Л., 1971, с. 178.

[9] Сергей Дягилев и русское искусство. М., 1982, т. 1, с. 178–179.