Смекни!
smekni.com

Развитие печатной гравюры 20-х годов 20 века (стр. 3 из 6)

Во второй половине XIX века делаются попытки дифференцировать художественное оформление книги в зависимости от вида и типа издания, его целевого и читательского назначения: складываются особенности переплета научной, учебной, художественной и детской книги, определяются основные способы воспроизведения иллюстративного материала. Так, например, для детских книжек, изданий альбомного характера, так называемых изданий для народа применялись преимущественно литография и хромолитография; для изданий художественной литературы - торцовая ксилография. Научная и учебная книга этого периода часто вообще лишена иллюстраций.

В конце 80-х годов XIX века получают распространение фотомеханические способы изготовления иллюстрационных печатных форм, значительно ускорившие и удешевившие процесс воспроизведения иллюстрации. Вводятся фототипия, изобретение которой способствовало получению репродукций, отличающихся особо высокой степенью точности воспроизведения оригинала, автотипия, фотоцинкография и гелиогравюра, давшие возможность получать высококачественные тоновые изображения.

Выдающимся явлением книгоиздательского дела дореволюционной России по масштабу замысла и качеству воспроизведения стал выпуск фундаментального издания "Русских народных картинок" (СПб., 1881), предпринятого Д.А.Ровинским, известным искусствоведом, собирателем и исследователем русского народного лубка и гравюры.

Одним из первых русских изданий, полностью изготовленных с помощью фотомеханических способов печатания, было юбилейное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова, подготовленное к изданию художником П.П.Кончаловским в типографии И.Н.Кушнерева (Т. 1-3. М., 1891-1899). В издании использованы рисунки, акварели и картины И.К.Айвазовского, В.И.Сурикова, М.А.Врубеля, И.Е.Репина, В.А.Серова, К.А.Коровина, Л.О.Пастернака, воспроизведенные различными способами - автотипией, цинкографией, фототипией, элементы оформления из других изданий.

На рубеже XX века в книжном производстве на смену фотолитографии приходит офсет, позволивший резко увеличить тиражи книг и повысить качество репродуцирования, обеспечить исключительную мягкость и точность в передаче полутонов и оттенков.


Глава 2. Сущность и классификация гравюры

2.1 Понятие и сущность гравюры

Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства, подразумевающий создание разными способами печатных форм — «досок» (так именуются и металлические печатные формы; в цветной гравюре, кьяроскуро — несколько досок) для тиражирования изображения путём печати (в том числе и ручной, например, притиркой — с маленьких досок) с её рельефных поверхностей (см. — Высокая печать). Иногда трафаретную печать — этот вид прикладной графики (сериграфия, шелкография и т. п.), ошибочно относят к гравюре, которая собственно является по определению видом станковой графики. Каждый оттиск с печатной формы считается авторским произведением (даже в тех случаях, когда доску нарезал гравёр по рисунку художника). [21, С.53]

Во-первых, гравюра относится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть графическое художественное произведение имеет конкретный материальный носитель и не нуждается во временной компоненте как временные искусства, которые развиваются во времени (музыка, художественное слово).

Во-вторых, гравюра относится к изобразительным искусствам, то есть она отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы самой действительности и благодаря методом обобщения, типизации, воображению художника получает возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи (в отличии от архитектуры, которая не изображает окружающий мир, а создает мир собственный, не похожий на действительность, данную нам природой).

К изобразительным искусствам кроме графики относятся также и живопись и скульптура. Но эти три вида изобразительных искусств имеют кроме общих черт огромное количество различий.

Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида:

монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны;

станковую - выполняемую “на станке”, не имеющую связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок);

декоративную - книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к декоративной графике относится флористика - композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других “живых” материалов.

Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики (как пластику - в скульптуре, цвет - в живописи).

Само слово “графика” ведет свое начало от греческого grapho - пишу, рисую. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан, главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычно листа бумаги - белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется все же более ограниченно, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительнось из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента).

Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видом графики.

2.2 Виды гравюры

В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углублённаягравюра. К гравюре относят и литографию («плоская гравюра»), создание которой не связано с процессами гравирования. Гравюрой также называют печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок Гравюра использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда также цвет) и применяется в характерных для графики целях — для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и др. печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведений прикладного назначения и т. д.

Специфические особенности гравюры заключаются в её тиражности, т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков, а также в её своеобразной стилистике, связанной с работой в более или менее твёрдых материалах. [2, С.113]

В выпуклой гравюре все свободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов (штихелей) углубляются на 2—5 мм. Рисунок возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска на неё накладывается тампонами или накатывается валиком, после чего к доске вручную или прессом равномерно придавливается бумага, на которую переходит изображение. К выпуклой гравюре относятся гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра), а также применявшаяся до конца 15 в. рельефная гравюра на металле (пластины из меди, латуни, олова или свинца обрабатывались штихелем). «Обрезной» ксилографии (где на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и чёрного, обобщенность рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание. В «торцовой» ксилографии (где на досках поперечного распила из твёрдых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования живописи и тонального рисунка. Сходная по технике линогравюра обычно более контрастна и часто имеет крупный неровный штрих.

В углублённой гравюрерисунок механический или химический (протравливание кислотой) средствами углубляется в металлической пластине (из меди, латуни, цинка, железа, стали); краска набивается тампонами в углубления, и доска, покрытая влажной бумагой, прокатывается между валами печатного станка. Чёткую чисто линейную структуру имеет резцовая гравюра (прорезание штихелем линий в поверхности металла), причём направлением линий и их меняющейся толщиной выразительно передаётся пластика изображаемого предмета. Свободная, живописная игра линий в офорте (процарапывание рисунка гравировальной иглой в покрывающем доску кислотоупорном лаке с последующим травлением доски) и гравюра сухой иглой (процарапывание рисунка иглой прямо на доске) позволяет выразить движение, становление, тонкие свето-воздушные, эмоциональные, психологические нюансы; возможность непринуждённого выражения замысла привлекала к этим видам гравюры живописцев, скульпторов, архитекторов.

Богатство тональных оттенков достигается в гравюре - акватинтой (протравливание доски сквозь поры прилипшего к ней смолистого порошка), пунктирной манерой (комбинации точек, выбитых в доске пунсонами или же нанесённых сквозь лак иглами и рулетками и затем протравленных), лависом (рисование на доске кислотой, наносимой кистью), меццо-тинто (выглаживание гладилкой светлых мест изображения на доске, которой с помощью гранильника придана сплошная шероховатость).