Смекни!
smekni.com

Развитие представлений о культуре (стр. 2 из 2)

Культура выступает как инструмент удовлетворения первичных, базовых потребностей людей и одновременно как совокупность артефактов, организованных традицией.

На рубеже веков происходит дальнейшая конкретизация знаний о культуре. Ученые обращаются к обоснованию необходимости "понимающей истории" в применении к изучению культуры. Культурологии "понимающая история" нужна фактически как антитеза просветительского подхода к изучению истории и культуры.

Л. Уайт в определении культуры прибегал к предметно-вещественному толкованию. Культура, считал он,представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстрасоматическом контексте.

Культура для него представляет собой целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений. Уайт выделяет технологическую, социальную, идеологическую, поведенческую сферы культуры.

В культурологических концепциях первой трети ХХ в. особое место занимают такие объекты изучения, как человек и цивилизация.

Изучение первобытных культур ведет не только к созданию антропологии, но и к освоению культурологией понятия "локальная культура". Культурная антропология изучает искусственный, а не природный мир человека. Она включает в себя лингвистику, археологию и этнологию.

Внутренние течения в антропологии показывают изменения исследовательского интереса к человеку и созданным им обществам. Понятие "локальная культура" в историко-культурной концепции А. Тойнби приобретает методологическое значение. Он рассматривает локальную культуру как часть общецивилизационного процесса и показывает, какие сложные опосредования проходят межцивилизационные взаимодействия прежде, чем становятся частью общечеловеческой культуры.

Вслед за Данилевским Шпенглер также утверждает, что никакой общей истории не существует, история многозначна, существуют множество историй, отдельных замкнутых уникальных культур, которые никак не взаимодействуют между собой.

Под культурой Шпенглер понимает единство экономической, политической, религиозной и художественной жизни народов, т.е. некий сложный организм. В основе каждой культуры лежит общественный идеал или степень культуры, который понятен лишь человеку, принадлежащему данной культуре. Шпенглер выделяет 9 культур (египетскую, вавилонскую, иранскую, индийскую, греко-римскую…).

Вслед за Данилевским Шпенглер считает, что развитие культуры выстраивается по образцу живого организма, походит стадии детства, юности, зрелости, старости, смерти. Цикл развития каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал - тысячелетие.

Шпенглер делает акцент на последней стадии развития культуры, когда она переживает кризисное состояние. Фазу упадка культуры Шпенглер называет цивилизацией.

Г. Риккерт подчеркивал, что главное - не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл, т.к философия наука о целостном человеке и его отношении к миру. Мир, согласно Г. Риккерту, не может быть предметом познания в силу своей иррациональности.

К теориям циклического развития относят концепцию П.А. Сорокина. По Сорокину (как и у Ницше) главное в культуре - ценности. В качестве ценностей может выступать, как чувственное, так и сверхчувственное начало, а также синтез того и др. В завис от этого Сорокин выделил 3 типа культуры:

1. Идеоциональная;

2. Чувственная;

3. Идеалистическая. При переходе от одного типа культуры к другой общество переживает кризис. В подобном кризисном состоянии пребывает современная западная цивилизация. В ней происходит переход от чувственного к идеоциональному типу культуры.

М. Хайдеггер и К. Ясперс - важнейшие представители экзистенциализма. Один из глав принципов экзистенциалистов - человек совершенно свободен в своей внутренней жизни. Свобода человека - безгранична, потому что неисчерпаем его дух мир и человек не завершён как личность: он всегда пребывает в поиске.

В культурологии Ясперс разработал теории линейного развития культуры. Ясперс предложил в противоположность теории культурных циклов идею, которая заключалась в том, что человечество имеет единые истоки и общую цель. В развитии всемирной истории Ясперс выделил 4 периода:

1. Доисторическая эпоха;

2. Эпоха древних культур;

3. Осевая эпоха;

4. Новая научно-техническая эпоха. Важнейший критерий оценки здесь - методы коммуникаций.

Представители франкфуртской школы считали, что навязывая функциональность, "система" (современные технологическое общества) использует мощный аппарат культурной индустрии. Речь идет о масс-медиа (кино, телевидение, радио, диски, реклама и т.д.).

Предлагая свои ценности и модели поведения, масс-медиа создает потребности и создает язык. В целях доступности эти ценности и модели единообразны, аморфны, примитивны.

Они блокируют инициативу и творчество, ибо приучают к пассивному восприятию информации. Культурная индустрия коварно подменила личностное общенеопределенным. Каждый из нас заменим, но "индивид, абсолютно заместимый другим, есть чистое ничто".

Представители технологического детерменизма (Ростоу, Белл, Тофлер) выделяли технику и технологию как основу развития и критерий состояния культуры.

Для развития культурологических концепций огромное значение имели труды З. Фрейда и К. Юнга.

Основные понятия учения Фрейда - понятия бессознательного. Фрейд пришел к выводу о том, что бессознательное - главное в психике человека, определяет все его поступки и действия.

Бессознательное - совокупность психических состояний, операций, не представленных в сознании субъекта. Неприемлемые с точки зрения общества и культуры желания обратно вытесняются в сферу бессознательного.

Некоторые нереализованные, неудовлетворенные желания сублимируются (воплощаются) в позитивные формы деятельности (искусство, наука, спорт).

Сублимация - использование энергии бессознательного в целях культурного творчества. Культура основана на подавлении, ограничении первичных влияний и желаний и существует за счет сублимации энергии бессознательного.

В XX веке у Фрейда появилось много последователей и сформировалось новое учение в философии - неофрейдизм. Среди классиков неофреидизма самым знаменитым был К.Г. Юнг, швейцарский психолог, психиатр.

Его самая известная работа "Архетип и символ". Архетипы - наиболее общая схема мышления и поведения. Они находят выражение в символических образах, которые обнаруживаются в мифах, религиях, фольклоре, художественном творчестве, сновидениях.

Таким образом, Юнг приходит к выводу, что коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем.

Исследования Й. Хёйзинги о структурах сознания и игровом архетипе в культуре придали историко-культурным исследованиям культурологический смысл. Они всё еще рассматривались в рамках развития философской мысли, но общественный резонанс показывал, что эти работы интересны не только философам.

К ним обращались представители практически всех областей науки и творчества. Труды Хёйзинги вызвали массовый интерес научного сообщества.

Список использованной литературы

1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2006.

2. Культурология. Курс лекций под ред.А. А. Радугина Изд. “Центр” Москва 2006.

3. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой М., 2004.

4. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: "Гардарики", 2002. -344 с.

5. Пономарёва Г.М. и др. Основы культурологии. - М., 2003.

6. Культурология для технических вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005