Смекни!
smekni.com

Развитие Урала в начале ХХ века (стр. 3 из 4)

В 1930 г. в Свердловске начали работать ТЮЗ и Театр драмы. В их репертуарах были «Первая Конная» и «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «разлом» Б. Лавренева, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Платон Кречет» А. Корнейчука. Появились «ленинские спектакли» Н. Погодина «Человек с ружьем» и «Кремлевские куранты». Зрители смотрели пьесы «на уральскую тему» – «Приваловские миллионы» Д. Мамина-Сибиряка, «Малахитовая шкатулка» по сказам П. Бажова, «Павлик Морозов» А. Яковлева. Сохранялись в репертуаре и классические спектакли: «Король Лир», «Гамлет» и «Отелло» В. Шекспира, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Ревизор» Н. Гоголя.

Театр музыкальной комедии, открывшийся в Свердловске в 1933 г., современники называли «лабораторией советской оперетты». В 1934 г. состоялась премьера «Миллион терзаний» И. Дунаевского, потом – «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова и др. Заметным событием в истории уральской музыкальной культуры стало открытие филармонии в Свердловске (1933 г.) и в Челябинске (1937 г.), открытие театра музкомедии в Оренбурге (1936 г.), создание симфонических оркестров.

Усиление гонений на церковь и верующих.

В 1930-х гг. продолжались активная антирелигиозная агитация, закрытие монастырей, храмов, молитвенных домов. В 1929 г. были приняты законы, согласно которым религиозная пропаганда объявлялась государственным преступлением, священники и члены их семей лишались гражданских прав. В 1930 г. местные органы власти получили право решать судьбу культовых зданий, и на Урале началась кампания но закрытию храмов и мечетей. Активисты закрывали молитвенные здания «в 24 часа, в порядке соревнования». В Свердловске кампания проходила под лозунгом «Столице Урала церкви не нужны». Закрытые культовые здания использовали под столовые, кинотеатры, склады. В Ирбите в соборе была размещена тюрьма; Никольскую церковь в Мотовилихе взорвали и разобрали на кирпичи. В 1929 г. было закрыто 229, в 1930–1931 гг. 1225 молитвенных зданий, к 1940 г. в регионе было закрыто 2448 церквей. Закрытие сопровождалось изъятием ценностей, сожжением икон древнего письма и рукописей, снятием колоколов, были утрачены предметы церковной утвари из благородных металлов, являвшиеся шедеврами художественного мастерства. Купола и кресты многих храмов были обезображены до неузнаваемости. За период «анти колокольной кампании» в Уральской области было снято 3856 колоколов. В Свердловске действовали по призыву: «Колокола переплавим на металл – ускорим темпы пятилетки!». В 1929 г. были конфискованы мощи Праведного Симеона из храма Верхотурского Свято-Николаевского монастыря.

Атеистическая пропаганда велась под лозунгом «Борьба с религией есть борьба за социализм». Вместо храмов в Свердловске, Нижнем Тагиле, Перми, Златоусте, Соликамске, Сысерти были открыты антирелигиозные музеи, при краеведческих музеях начали работу антирелигиозные отделения. Уральская организация Союза воинствующих безбожников насчитывала в 1933 г. 342 тыс. человек.

Судьбы творческой интеллигенции Урала в 1930-е гг.

Многие ученые и деятели культуры подвергались в этот период репрессиям. В ходе их погибли председатель Уральского областного бюро краеведения Я.А. Истомин (1887–1939), обвиненный в длительных связях с «врагами народа».

Несмотря на насилие над верующими и священнослужителями, власти не смогли достичь своей цели – даже в 1937 г. согласно данным Всесоюзной переписи – значительная часть уральцев оставалась людьми верующими. Документы сохранили свидетельства о том, что в престольные праздники рабочие старых уральских заводов не выходили на работу; многие сохраняли веру и передавали из поколения в поколение иконы, священные книги, молитвенники, атрибуты религиозных культов.

За годы войны на Урале значительно сократилось количество школ, увеличилось число детей, не обучавшихся в них. Вследствие этого в первое послевоенное пятилетие основное внимание было уделено строительству новых школьных зданий. Так, в Пермской и Свердловской областях было возведено 85 новых школ, однако положение оставалось сложным, во многих школах обучение шло в две и даже в три смены. Не хватало учителей, но демобилизация армии и расширение педагогических учебных заведений способствовали решению этой проблемы.

Реформа общеобразовательной школы, начавшаяся в 1958 г., была направлена на подготовку выпускников к общественно полезному труду. Для этого при школах создавались производственные мастерские, где молодые люди овладевали какой-нибудь профессией. Но в материальном и кадровом отношении реформа была подготовлена слабо и фактически не удалась.

В высшей школе произошли изменения, учитывавшие потребности научно-технической революции. В связи с этим в Свердловске. Перми, Магнитогорске и других городах региона были созданы новые вузы, в ряде вузов открылись новые факультеты. В Уральском политехническом институте в 1949–1952 гг. были созданы физико-технический и радиотехнический факультеты. В Уральском университете в 1946–1950 гг. организованы лаборатории: рентгеноструктурного анализа, физиологии растений, вакуумная, электронная, металлографическая, спектрального анализа, физикохимии высокомолекулярных соединений. В следующее пятилетие в УрГУ появилось еще 25 лабораторий и учебных кабинетов. Для расширения социальной базы студенчества в вузах были воссозданы рабфаки, выходцам с производства давались льготы при поступлении. В начале 1960-х гг. они составляли 70% всех первокурсников.

Наука Урала была сосредоточена в вузах и 35 институтах Уральского филиала Академии наук СССР. Возросла роль отраслевых научно-исследовательских институтов.

Большим событием в культурной жизни Среднего Урала стало создание Свердловского телецентра, первые передачи которого начались 6 ноября 1955 г. Подобные центры были открыты также в Перми и Челябинске.

В 1950–1960-е гг. заметным явлением стали книги Я. Поповой, А. Бикчентаева, М. Лямина. Т. Архиповой о революционном прошлом Урала, романы В. Очеретина «Саламандра» и «Сирена», произведения О. Корякова (Свердловск) и В. Астафьева (Пермь). Плодотворно работали уральские писатели П. Бажов, И. Ликстанов, поэты Л. Татъяничева, Б. Ручьев, М. Карим и др.

С 1958 г. в Свердловске начали выходить литературно-художественный журнал «Урал» и ежемесячник для молодежи «Уральский следопыт». Они сыграли важную роль в оживлении литературной жизни региона, способствовали распространению демократических идей. Свердловский обком КПСС пытался идеологически влиять на журнал «Урал», который отстаивал позицию искренности в литературе, выступал против иллюзии благополучия советской жизни, лакировки в творчестве неприглядной действительности. Уральский альманах не подчинился партийным указаниям и вплоть до середины 1960-х гг. сохранял духовный и нравственный потенциал «оттепели».

Пребывание во время войны на Урале видных композиторов, музыкантов и музыковедов (Д. Кабалевский, Г. Нейгауз, Д. Ойстрах и др.) положительно повлияло на уровень музыкальной культуры края, особенно на уральскую школу композиторов. Популярными стали имена К. Кацман. Е. Родыгшш, О. Моралова, Б. Гибалина, В. Топоркова.

Широкой известностью в СССР пользовалось в послевоенный период творчество шести уральских музыкальных театров. Здесь работали народные артисты РСФСР Я. Вутирас, А. Маренич, Б. Штоколов, И. Архипова и др. Крупных творческих успехов достиг Пермский театр оперы и балета. В 1946 г. за постановку опер «Иван Болотников» и «Севастопольцы» он получил Государственную премию. В 1954 г. коллективу этого театра присудили премию на всесоюзном фестивале за балет Б. Мошкова «Бэла». Свердловский театр музыкальной комедии стал ведущим в своем жанре в масштабах всей страны.

Самыми многочисленными в крае были драматические театры, ставившие классику и пьесы современных авторов. Большой популярностью пользовались выступления Оренбургского, Прикамского и Уральского народных хоров.

После окончания войны созданная в 1943 г. Свердловская киностудия была преобразована в студию научно-популярных фильмов, производство художественных фильмов возобновилось здесь только в 1956 г.

Художники и скульпторы послевоенного времени разрабатывали разные темы и жанры. В картинах. В. Зинова, В. Золотарева, Г. Мосина получила отражение историко-революционная тематика, в произведениях В. Волкова, Я. Широкова и др. – тема Великой Отечественной войны. Многих художников привлекла тема труда.

По-прежнему популярной была пейзажная живопись, достигшая высокого уровня. Картина Е. Гудина «Верба цветет» вошла в фонд Третьяковской галереи наряду с творениями В. Игошева, отображавшими жизнь народов Северного Урала.

В области книжной графики успешно работал В. Волович. в станковой графике – Б. Семенов, цветные гравюры создавал А. Зырянов. Плодотворно работали уральские скульпторы М. Крамской, Л. Головницкий, В. Зайков, Г. Петрова. Вместе с архитекторами они принимали участие в оформлении дворцов культуры, административных и жилых зданий. Архитектурные «излишества» первых послевоенных лет постепенно были сведены к минимуму.

Росту мастерства уральских художников способствовали регулярно проводившиеся областные и межобластные выставки.

Либерализация гуманитарной науки

Перестройка, закончившаяся полной сменой политического строя в стране, в первую очередь стала ощутимой в гуманитарной сфере. Гласность, «демократизация» позволили представителям интеллигенции начать серьезные споры о роли общественных дисциплин в жизни советского общества. На дискуссионных трибунах, партийных собраниях в вузах Свердловска звучали предложения убрать из учебного плана такие предметы как политэкономия, научный коммунизм, история КПСС. На одном из собраний в Уральском государственном университете даже обсуждался вопрос о лишении ученых степеней и званий тех, кто защитил диссертации по проблемам марксизма-ленинизма, научного коммунизма, развитого социализма, истории КПСС. В результате многочисленных споров к концу 1980-х гг. были почти полностью исключены ранее обязательные курсы истории КПСС и научного коммунизма. В авангарде перестройки учебных дисциплин выступили Челябинский педагогический институт, УПИ, УрГУ.