Смекни!
smekni.com

Роль и значение вагантов в культуре Средних веков (стр. 1 из 6)

Роль и значение вагантов в культуре Средних веков


План

Введение........................................................................................................... 3

Глава I. Особенности светской культуры XII-XIII вв.................................... 6

1.1 Морфологическая характеристика средневековой культуры................. 6

1.2 Культура города и её составляющие....................................................... 7

1.3 Рыцарство как доминантная форма светской культуры средневековья 10

Глава II. Творчество французских вагантов и его значение в развитии светской культуры в Европе........................................................................................ 13

2.1 Философско-эстетическое мировоззрение вагантов.............................. 13

2.2 Общая характеристика творчества вагантов......................................... 22

2.3 Мир художественных образов в творчестве вагантов........................... 28

Заключение.................................................................................................... 33

Библиографический список........................................................................... 35


Введение

Культура развитого средневековья - одна из самых ярких эпох в становлении Западноевропейской истории. Её значение оценивается историками как сложная многообразная, противоречивая культура, проникнутая «реакционным» мрачным духом клерикализма.

Культура, пройдя этап раннего средневековья, на рубеже XII-XIII веков уже формируется под влиянием городской культуры, которая благодаря новым социальным слоям, прибывшим из деревни в город, создаёт характеристику почти всей эпохе культуры средневековья.

Более всего городскую культуру XII-XIII веков отражает рыцарское сословие и бродячие клирики- школяры, известные больше как ваганты.

Актуальной в это время становится культура вагантов, поэзия которых занимает место наравне со светской культурой рыцарей и посредством своего мировоззрения оказывает влияние на светские и духовные слои общества, оставаясь при этом свободными школярами, любящими разгульную жизнь.

Важно отметить тот факт, что своё сообщество вагантов находилось в то время в каждой европейской стране. Причём, несмотря на их уличное бродяжничество, и клерикальную лирику в адрес священнослужителей и рыцарства, каждый вагант представляет собой сформировавшуюся личность, например немецкий вагант Архипиита Кёльнский, состоявший придворным поэтом Фридриха Барбароссы и его покровителя Рейнальда Дассельского.

Объектом данного исследования является рассмотрение светской культуры эпохи Средневековья.

Предметом курсовой работы выступает светская культура XII-XIII веков её разновидности и жанры.

Цель работы - рассмотреть роль и значение вагантов в культуре Средних веков.

Задачи исследования:

- рассмотреть общую характеристику эпохи средневековья – выявить особенности светской культуры XII-XIII веков;

- определить место и значение светской культуры в структуре городских культур;

- проследить, как закладывалась культура вагантов

- выявить связи культуры вагантов с народной и светской культурой;

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе исследовательской работы даётся описание общей характеристики культуры эпохи развитого средневековья, формирующейся вод влиянием христианской религии, которая своим непосредственным влиянием даёт почву для развития клерикальной культуры на фоне доминирования светской культуры в Европе.

Во второй главе говорится о становлении сообщества вагантов, развитии их творчества, как особой отрасли культуры, выражавшей посредством своей поэзии отношение к внешнему миру. ( культура рыцарства, духовенство).

В заключении говорится, что сообщество вагантов было открыто любому желающему человеку, который был недоволен внешним миром и был рад поддержать сообщество вагантов. А также о том, что на сегодняшний день в мире существует огромное многообразие различных субкультур, в том числе и субкультура студентов.

В курсовой работе используются материалы как: Сказкин С.Д. «Лекции по истории средневековья для студентов университетов», описывает историю рыцарства в Западной Европе, Грубер, Р. И. «Всеобщая история музыки», даёт представление о творческих произведениях в Европе XII-XIII вв., Гуревич, А. Я. «Категории средневековой культуры», даёт представление о жизнеописании городских культур, Ливанова Т.Н. «История Западноевропейской музыки до 1789 года», описывает музыкальную культуру, её развитие, роль и место в системе искусств; Гаспаров, М.Л. в «Литературном наследии» представляет нашему вниманию обширное количество вагантских стихов. Лев Гинзбург «Лирика вагантов», также даёт полное собрание сочинений стихов вагантов.


Глава I. Особенности светской культуры XII-XIII вв.

1.1 Морфологическая характеристика средневековой культуры

Эпоха средневековья длилась почти тысячу лет, за это время средневековое общество по-разному изменяло культуру, придавая ей уникальность и неповторимость. В эпоху развитого средневековья главенствующую роль играла христианская Церковь, которая выступала регулирующим началом жизни общества, создавала единое мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагает средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нём силах. Христианство создало единое вероисповедание, новую духовную общность людей- единоверцев. Стал доминировать мировоззренческий аспект христианства, трактующий человека вне зависимости от его социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к духовному совершенству. Христианство стоит в средневековье над внешними различиями людей - этическими, сословными, политическими. Этой религии позволено обращаться ко всем людям, безотносительно от их сословной этнической принадлежности. В этот период культуры Христианство находится в центре всего социокультурного прогресса, подчиняя и контролируя основные области средневековой культуры. Так, на фоне доминирования Христианства в XI веке начинается столкновение культурных ориентаций: с одной стороны - церковной, учёной, официальной, а с другой – народной, карнавальной, «смеховой». Которая начала формироваться благодаря притоку деревенского населения в города Европы. Такая культура получила название народной культуры и впоследствии оказала непосредственное влияние на городскую культуру.

Столкновение культурных ориентаций рождало многослойность и противоречивость сознания средневекового человека. Простолюдин и образованный человек были полностью под властью христианского мировоззрения. И именно в это время церковь стала привлекать музыкантов, поэтов, художников для пропаганды религиозной догматики и завоевания своей популярности в народе. Так, появление карнавалов, различных смеховые действ на площадях средневековой Европы занимают особое место и противопоставляются официальным культурны формам и церемониям - церковным и государственным, создавая иной мир, мир вне церкви и государства, мир с иными человеческими отношениями. Смеховые обрядово- зрелищные формы имеют свободу от религиозного догматизма, мистику и едкую пародию на церковный культ. В жизни простого народа большое значение имели песни, пляски, фольклор, хоровые и обрядные песнопения, героические баллады и сказания о подвигах народных героев. Яркими выразителями городской культуры стали: певцы, поэты, музыканты, циркачи.

Основные черты культуры, основанной на средневековой модели мира, её противоречия, характер формирования и развития можно изучить только вместе с исследованием феноменов средневековой жизни. Прежде всего, понятие «средневековье» подразумевает городское устройство, государственно-социальную структуру, особый тип личности, предельно развитую религию и соответствующую систему духовных ценностей.[1]

1.2 Культура города и её составляющие

Своеобразная городская культура складывается в Западной Европе со второй половины XI столетия, XII век и первая половина XII в. стали в её развитии важнейшим этапом. В этот период идёт развитие различных направлений средневековой культуры это: развитие музыки, литературы, театра, городской и народной культур.

При всём разнообразии и пестроте городских образований в средневековой Европе, возникающая в них культура отмечена определённым типологическим единством. Корни этого единства – в общности городского уклада, в котором производственные функции выходят на первое место. Приток крестьян из крепостных деревень в город, где люди получали свободу и овладевали городскими ремёслами, существенным образом влиял на лицо средневекового города. Все эти разнородные элементы были носителями разных культурных традиций, которые не только взаимодействовали, но и постоянно сталкивались, ведя порой упорную борьбу, часто в рамках одного, отдельно взятого произведения. Городская культура обладала значительно большей подвижностью, чем культура феодальная. Этим объясняется и развитие в городской литературе всевозможных жанров и форм. По сравнению со словесным искусством горожан разнообразные жанры куртуазной литературы отличались большим стилистическим и идеологическим единством.[2]

Развитие городской литературы свидетельствует о новом явлении - городской культуры, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации. В этот период городская культура была представлена творчеством жонглеров, которые выступали на городских площадках как актёры, певцы, музыканты. Жонглёры выступали на ярмарках и пользовались большой популярностью в народе. Мастера каменного дела- строители готических соборов, возводили свои готические сооружения, путешествуя из страны в страну. Театральные братства разыгрывали свои спектакли в разных городах, слагатели фаблио примыкали к паломникам или к вагантам и вместе слагали сюжеты[3].