Смекни!
smekni.com

Русская культура XIX века (стр. 3 из 3)

Слово «культура» имело и другой перевод – почитание, поклонение божеству. Поэтому латинские слова «культура» и «культ» являются однокоренными.

Кроме слова «культ» к понятию культура близок и термин «оккультизм» (лат. occultis – тайный, сокровенный).

В древнем Китае термин «культура» (вэнь) – культурность, цивилизованность, письменность, гражданственность и др. – является одним из центральных. В учении Конфуция (551-479 до н.э.) обосновывалась сущностная роль языка в познании и принятии правильных решений.

Понятие «культура» в переносном значении (и производное от него понятие «культ») аналогично понятию «хозяйство» изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов или культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин «цивилизация» (лат. civilis – гражданский, государственный). Он охватывал совокупность социального наследия в области техники, науки. Искусства и политических учреждений.

В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем слово «культура». Оно выражало способность человека раскрыть собственный потенциал в любви к Богу. Рождалось представление о рыцарстве как своеобразном культу доблести, чести и достоинства. В эпоху Возрождения воскрешалось античное представление о культуре. Оно выражало, прежде всего, активное творческое начало в человеке, который тяготеет к гармоничному, возвышенному развитию. В современном значении слово «культура стало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля Пуфендорфа (1632-1694).

Культура- это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителям. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.

Мировая культура- это синтез лучших достижении всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культур, в свою очередь, выступает синтезом различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальных культур, ее неповторимость и оригинальность проявляется как в духовной (язык, литератур, музык, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведение хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяют также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяются материальная и духовная культура.

Важная особенность материальной культуры - ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности.

Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.

Материальная культура- это культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства; культура отношения к собственному телу; физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагают делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура как формирующее может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человек. Цель культуры - всестороннее развитие человека.

Существует деление еще по одному признаку- актуальности.

Актуальная – это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает сваю актуальную культуру. Актуальность культуры - это живой непосредственный процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.

Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняет многообразные функции.

Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и корректируют почти все формы индивидуальной деятельности человека в силу его связи с социальным окружением. Назовем наиболее общие функции культуры:

- творческая – создание произведений культуры;

- познавательная – познание мира;

- трансляционная – передача культурных достижений;

- регулятивная – формирование норм поведения;

- ценностная или аксиологическая – создание системы ценностей, воспринимаемых человеком;

- знаковая – создание языка культуры;

- синтезирующая – соединение больших масс населения в единое целое;

- смысловая – обретение смысла жизни посредством приобщения к достижениям культуры.

Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры (науке, искусству, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции.

Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Функциональная интерпретация показывает лишь то, как культура обслуживает человека и общество.


3. Тестовое задание

1. Какой стадией культуры, по мнению Шпенглера, является цивилизация:

а) первой;

б) промежуточной;

в) последней.

2. Что является характерной особенностью первобытной культуры:

а) коллективизм;

б) синкретизм;

в) аполитичность.

3. Что представляет из себя Сфинкс:

а) изображение женщины;

б) голова человека и тело льва.

4. В какой стране были изобретены компас, сейсмограф, насос:

а) Индия;

б) Месопотамия;

в) Китай.

5. Кем было начато книгопечатание в России:

а) А. Палицын;

б) А. Никитин;

в) Иван Федоров.

6. Какова, по мнению Данилевского, идея, воплощенная в славянской культуре:

а) идея всемирного господства;

б) мессианская идея возрождения культуры.

7. Чья письменность на Земле древнейшая:

а) египетская клинопись;

б) шумерская клинопись;

в) китайские иероглифы.

8. Какое из чудес света было достоянием культуры Древнего Египта:

а) «дворец» Семирамиды;

б) мавзолей Тадж-Махал;

в) пирамида Хеопса.

9. Какая религия на территории Индии была древнейшей:

а) индуизм;

б) буддизм.

10. Какая религия сменила в Древней Индии индуизм:

а) буддизм;

б) брахманизм.

11. Как звали великого врача Древней Греции:

а) Плутарх;

б) Гиппократ;

в) Демокрит.

12.Отметьте деятелей античной эпохи:

а) Рафаэль, Микеланджело, Ариосто;

б) Гиппократ, Пифагор, Архимед.

13. Кто такие трубадуры:

а) придворные певцы;

б) придворные танцоры;

в) придворные поэты, воспевающие любовь.

14. В какую эпоху в Европе были созданы порох, бумага, книгопечатание, очки, компас:

а) античная;

б) средневековье;

в) Возрождение;

г) Просвещение.

15. Кто из российских писателей впервые поднял «крестьянский вопрос»:

а) Фонвизин;

б) Радищев;

в) Ломоносов.

16. Почему 19 век назван «Золотым веком» русской культуры:

а) прогресс в области научных знаний;

б) бурное развитие литературы;

в) большой вклад русской культуры в мировую культуру.

17. Какой философ о себе сказал «философ неприятных истин»:

а) Платон;

б) Шпенглер;

в) Ницше.

18. Какая черта была характерна для искусства Древнего Египта:

а) желание увековечить свою культуру;

б) желание утвердить и сохранить силу.

19. Кто был основателем конфуцианства:

а) Конфуций;

б) Лао-Цзы;

в) Будда.

20. Первоначальное значение термина «культура»:

а) возделывание почвы;

б) воспитание, обучение.


Используемая литература

1. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Колл. Авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа., 1999. – 511 с.

2. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – М. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224 с.

3. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов (под ред. Г.В. Драча).

4. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: УИЦ Гардарики; Литературно-педагогическое агентство Кафедра-М, 1999.– 288 с.

5. Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. ПРИОР, 2000. – 352 с.