Смекни!
smekni.com

Русская пейзажная живопись (на примере творчества А.К.Саврасова и И.И. Левитана) (стр. 2 из 2)

В 80-х годах художник возвращается к теме “Лоси­ного острова”. Этот мотив, видимо, сильно поразивший художника, по-новому преломлен в целом цикле по­здних работ. Выше говорилось об этюде, написанном Саврасовым к этой картине. Но этот этюд был не единст­венным. Видимо, их была целая серия. На основе этой серии художник и выполнил впоследствии рисунки „Сосны у болота” и несколько других. В изображениях в этих рисунках гнилых болот, изгибающихся тонких стволов деревьев, в очертаниях болотных птиц звучат глубоко пессимистические, уны­лые ноты. В них есть ощущение душевной подавленно­сти, выраженное поэтически, но с горестным чувством.[5]

Глубоко личный, эмоциональный характер этих работ говорит о том, что выраженные в них чувства переплетены с ощущением трагической безыс­ходности своей личной судьбы.

Недостаточно ясны причины семейной драмы Савра­сова - разрыв с женой, развитие алкоголизма до разме­ров непреодолимого недуга, отход от педагогической деятельности, от друзей.

Перелом, совершающийся в жизни художника, траги­чен. Он остается одиноким, неудержимо опускается на дно, попадает в кабалу к мелким торгашам.

Среди его поздних произведений все чаще попада­ются ремесленные, равнодушные повторения ранее най­денных мотивов. Художественный уровень их стреми­тельно снижается. Уже к середине 80-х годов работы, равные прежним, встречаются очень редко. Однако и в эти годы художник переживает периоды творческого подъема. В этом убеждает несколько рисунков в упомя­нутом альбоме. Выполнены они тоже по способу папье-пеле. Создание этих рисунков было, видимо, для Савра­сова последней творческой вспышкой. Художник попа­дает в среду опустившейся богемы, здоровье его расшатывается, и в 1897 году он погибает - почти забы­тый. Среди немногих, провожавших его в последний путь на кладбище, был Левитан.

Исаак Ильич Левитан.

В русле передвижнического пейзажа формировалось творчество Исаака Ильича Левитана (1861-1900) - ху­дожника, насытившего русскую пейзажную живопись тонкой эмоциональностью, одухотворенностью и высо­кой гражданственностью чувств. Левитан начал выста­вляться на выставках Товарищества с 1884 года в ка­честве экспонента, а с 1891 года - как член объединения. С этого времени Левитин ежегодно пред­ставлял свои произведения на передвижных выставках, вплоть до своей кончины в 1900 году. На XXVIII выставке в 1900 году (в год его смерти) были экспонированы шесть пейзажей худож­ника, среди которых были такие ше­девры, как „Летний вечер”, „Ручей. Весна” и другие.[6]

Жизнь Левитана не была легкой. Происходивший из бедной еврейской семьи, он рано осиротел и не только в детстве, но и в юности испытывал острую нужду. Призвание его определи­лось рано, и в тринадцатилетнем воз­расте он поступает в Московское Учи­лище живописи, ваяния и зодчества. В Училище он учится у Саврасова, оказав­шего большое влияние на творческое формирование художника. Впоследст­вии он отзывается о Саврасове с неиз­менным уважением и теплотой. На­сколько глубоко запали в душу юноши впечатления от совместной работы с учителем, видна из того, что некоторые мотивы, над которыми работал Саврасов в своей ма­стерской, много лет спустя находят свое воплощение в пейзажах Левитана. Художника связывало с учителем тонкое поэтическое восприятие природы, умение выра­зить в пейзажном образе глубокие человеческие чувст­ва. Влияние Саврасова чувствуется в пейзаже „Вечер” (1877) и других ранних работах Левитана.

В представленном на XII Передвижной выставке пей­заже „Вечер на пашне” (1883) впервые ярко прояви­лась направленность творчества худож­ника, его идейная и творческая близость передвижниче­скому пейзажу. В картине изображен чисто русский мотив - погружающееся в вечерние сумерки свежевспаханное поле и на нем - одинокая фигурка крестьянина-землепашца. Картина проникнута глубокой любовью к родной земле и чувством сострадания к тяжелой участи крестьянина. Так, поэтический образ природы получает в картине социальную окраску.

В пейзаже „После дождя. Золотой Плёс” (1889) природа предстает перед нами как бы обновленной, обмытой только что прошедшим живительным дождем. Река и небо словно окутаны влажной прозрачной дымкой, на крышах домов раскинувшегося на берегу приволжского городка, на барже, лодках, кустарнике, изображенном на переднем плане играют дождевые блики, создавая ощущение изменчивости, трепетности воздушной среды.

Пейзаж выдержан в мягкой, богато разработанной серебристо-серой гамме, передающей естественные краски природы в первые минуты после прошедшего дождя. Художник достигает здесь тонкой живописной гармонии нежных, чистых тонов неба с пробивающимися лучами солнца, трепетной, вибрирующей поверхностью воды, темно - коричневой баржой и тускло - зеленой травой и кустарниками. Все это придает поэтичность, казалось бы, простому, будничному мотиву.

Все названные полотна подводят Левитана к созданию его наиболее значительных произведений, таких как „Владимирка”, „У омута”, „Над вечным покоем”, явление которых знаменовало собой расцвет творчества художника, все более глубоко и совершенно воплощавшего в своих произведениях любовь в родине, сопричастность к горькой судьбе и страданиям своего народа. Особенно характерен в этом отношении его пейзаж „Владимирка” (1892). Именно по ней, бряцая кандалами, дни и ночи шли на сибирскую каторгу ссыльные. Пейзаж открывает нам необъятную ширь русской равнины. Широкая дорога и вливающиеся в нее боковые тропы, протоптанные ногами ссыльных, ведут взгляд зрителя вдаль, к горизонту, создавая ощущение безнадежности и бесконечности их трудного и скорбного пути. Это ощущение подкрепляется и тонко сгармонированными холодными топами сумеречного, тревожного неба и одиноко сто­ящего „голубца”, безмолвно встречающего и провожа­ющего колонны арестантов. Вся картина проникнута грустными раздумьями художника о жизни, о горькой участи своего народа.[7]

В пейзаже „Над вечным покоем” (1894), который Левитан считал своим лучшим произведением, эти черты приобретают философскую, символическую окра­ску. В основе полотна лежит мысль о нетленной красоте и величии природы и зыбкости, кратковременности че­ловеческого бытия. Эта мысль прекрасно выражена в масштабном сопоставлении маленькой церквушки, оди­ноко стоящей на высоком берегу реки, приютившегося здесь же кладбища с сиротливо торчащими крестами и раскинувшегося вокруг безбрежных просторов реки и высокого, бездонного неба. Этот контраст ощущается и в решении самой пластической формы, плотной и ком­пактной в изображении берега, церкви, деревьев и лег­кой, прозрачной - водного и воздушного пространства. [8]

Сочетание в пейзаже двух начал - камерного, которое несет в себе мотив церкви и сельского кладбища, и мо­нументального, заложенного в широкой панорамности открывающегося перед зрителем ландшафта, - придает образу природы интимность и в то же время торжествен­ное величие. Написанный в годы реакции, этот пейзаж, воспевающий вечную красоту природы, как бы противо­поставляет ей краткость и тщету человеческой жизни. Так поэтический образ природы насыщается большим обобщающим смыслом.

Поиски синтетического образа природы характерны для Левитана и во второй половине 90-х годов. Создава­емые в годы общественного подъема, его произведения этих лет несут печать светлой радости и жизнеутверждения. В пейзаже „Март” (1895) запечатлен, казалось бы. будничный мотив. Но все в нем как бы излучает ра­дость весеннего пробуждения природы. Колорит кар­тины тонко раскрывает естественные цветовые соотно­шения в природе в пору весеннего обновления. Он построен на мягкой гармонии холодных тонов снега, ле­жащих на нем теней и теплого цвета стволов берез, леса; на заднем плане, озаренной солнцем желтой стены дома.

Левитану было присуще тонкое и более проникновен­ное, чем у его предшественников и современников, ощу­щение красочной, живописной прелести русской при­роды. Она расцветает в его пейзажах свежими, чистыми, незамутненными красками (бирюза голубого неба, синяя вода озер, сияющая зелень лугов, охристо-желтая и оранжевая осенняя листва). Природа Левитана дышит той же правдивой и в то же время поэтической сказоч­ной красотой, что и природа, воспетая народной песней и сказкой.

В то же время, подобно тому как зритель, смотря на сюжетные полотна передвижников, становится как бы участником изображенных в них событий, так и мы, раз­глядывая пейзажи Левитана, словно проникаем вместе с художником в самую душу русской природы, в ее поэти­ческий мир.

Этим объясняется и известная повествовательность пейзажей Левитана, хотя он обычно избегает показа „действия” в природе. Нет в пейзажах Левитана и человека, редко изображает он обработанную землю - пашни, хлеба и т.д. Но мы всегда ощущаем близость че­ловека в его полотнах: кто-то протоптал дорожки, иду­щие вдоль берегов рек, сбегающие с холмов, извива­ющиеся по лугам; кто-то вспахал землю и возвел дома и церквушки. Прав один из современных художнику кри­тиков, говоря о том, что если бы в пейзажах Левитана были фигуры людей, то это были бы фигуры „передвиж­нические” - фигуры крестьян.

Левитан был прочными узами связан с Товарищест­вом и никогда не изменял ему.[9]


[1] Гомберг-Вержбицкая Э.П. Передвижники: книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана. – М., 1961. C.64.

[2] Алешина Л.С. Русское искусство XIX – начала XX века.- М., 1972. C.154.

[3] Пастернак Л.О. Записи ранних лет.- М., 1975. C.54.

[4] Рогинская Ф.С. Передвижники. - М., 1997. C.87.

[5] Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. - М.,1999. C.89.

[6] Захаренкова Л.И. Шедевры Государственной Третьяковской галереи. - М., 1994. C.36.

[7] Рогинская Ф.С. Передвижники.- М., 1997. C.123.

[8] Рогинская Ф.С. Передвижники. М., 1997. C.124.

[9]Рогинская Ф.С. Передвижники. - М., 1997. C.128.