Смекни!
smekni.com

Русское искусство первой половины XIX века (стр. 1 из 4)

Русское искусство первой половины XIX века


Общее состояние русского искусства в начале XIX века

Сравнительно небольшой период в истории русской художественной культуры, начинающийся в 1800-е годы и оканчивающийся приблизительно в середине 50-х годов XIX в. был насыщен важными историко-художественными процессами, значительными явлениями искусства в самых разных его видах и жанрах. Те сдвиги, которые происходили в области художественной культуры и которые определили ее существенные отличия от культуры XVIII столетия, оказываются непосредственно связанными с историческим развитием народа, нации и государства.

В истории России первая половина XIX в. была эпохой переломной. В стране развертывался глубокий кризис феодальной системы, которая господствовала в течение нескольких столетий, стали складываться новые, капиталистические отношения, входившие в непримиримое противоречие с общественным и государственным устройством. К сознательной жизни начал пробуждаться русский народ и другие народы, населявшие Российскую империю. Наконец, Россия увидела первое революционное выступление – восстание декабристов.

Начинался XIX век надеждами. После низложения тирана Павла I все ждали либерального правления. Новый император России – Александр I поначалу обещал реформы. Однако вскоре стало ясно, что все это лишь игра, за которой нет действительных намерений преобразовать Россию. Передовое русское общество все более входило в конфликт с царским правительством. Если в самом начале столетия просветители, группировавшиеся в Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств (куда входили многие ученые, писатели и известные художники), еще лелеяли надежду на единство всех сословий, если тогда считалась священной обязанностью государственная служба, то по мере развенчания иллюзий, по мере развития общественных противоречий все более ясной становилась беспочвенность прежних надежд. Все более естественной для передового члена общества была позиция отрицания монаршей власти и того принципа угнетения крепостного люда, на котором зиждилось благополучие помещичьего класса.

Победа в Отечественной войне 1812 г., доставшаяся ценой огромных усилий и жертв народа, не принесла народу облегчения – он остался в прежнем закрепощенном состоянии и в полном бесправии. Вместе с тем война всколыхнула общественные силы, заставила многих образованных людей России всерьез задуматься о судьбе народа. Война и победа вызвали не только подъем патриотизма, но и чувство горечи, понимание несправедливости существующего в стране самодержавного строя, что явилось закономерным шагом на пути передовой мысли к революционному протесту. К 1825 г. чувство пассивного, умозрительного протеста переросло в развернутую программу необходимых преобразований, с которой и выступили декабристы. Именно в это время начался первый, в соответствии с ленинской периодизацией, дворянский этап русского освободительного движения, который длился «примерно с 1825 по 1861 год» '.

Конец 20-х – 30-е годы были временем скрытого развития революционности. Передовые люди России, особенно молодежь, группировавшаяся в кружки, переживали увлечение философией. Их кумирами стали немецкие философы начала XIX столетия – сначала Шеллинг, затем Гегель. Это был период работы мысли, созревавшей для действия. Истинным испытанием этой философии, таким образом, должно было стать действие, преобразующее действительность. К этой активной практике вывели передовых людей того времени 40-е годы, когда особенно ясно обнажились противоречия времени. В эти годы развернулась революционная деятельность А.И. Герцена и Н.П. Огарева; выступал со своими критико-публицистическими статьями В.Г. Белинский.

Никогда прежде не переживала Россия такого «брожения умов», какое происходило в 40-е годы. Выходили журналы, выражавшие программу того или иного направления общественной мысли. Разгорались споры между западниками и славянофилами. Создавались тайные общества. Всех волновали революционные события, происходившие в европейских странах, и вопросы о том, каким путем должна пойти Россия, как избавиться от тех пут крепостного права, которые сковали все общество, всю страну.

Историю русской культуры первой половины XIX в. невозможно рассматривать вне этих процессов. Общая ситуация, сложившаяся в России в первые десятилетия XIX в., открывала для русского искусства различные возможности и перспективы: пафос победы европейского масштаба в борьбе с Наполеоном и разочарование при виде прежних закоснелых российских порядков, отстаивание общегосударственных интересов и одновременное нарастание протеста против власти, затем восстание декабристов и суд над ними, потрясшие все передовое русское общество, и в первую очередь молодежь. Вспомним ленинские слова: «Декабристы разбудили Герцена». Начало революционной деятельности А.И. Герцена, живые традиции просветительства и рождавшиеся рядом с ними попытки выйти за его пределы в область индивидуального постижения мира чувством, сердцем – эта смешанность представлений и жизненных концепций находила выражение в разных художественных идеях, подчас противоположных друг другу. Эта противоположность укреплялась в самой практике художников – классицистов и романтиков.

Путь русской художественной культуры, начинаясь с классицизма, пролегал в первой половине века через романтизм к реализму. Это была общая закономерность, которая проявилась в области литературы, театра, живописи, графики, скульптуры. Литература играла в этом движении авангардную роль. В ней уже в первые десятилетия XIX в. обнаружились ясно выраженные романтические тенденции. Романтическая концепция прокламировала свободу творческой личности, она ставила творца в ситуацию, отчуждающую его от окружающего общества, разрушала нормативную эстетику классицизма, перенося акцент с законов искусства на творческую личность, способную вдохновляться и получать «божественное озарение». Противоречие с окружающей действительностью, в которое вступает творческая личность, является причиной мотивов протеста, звучащих в лучших произведениях романтической литературы. Именно поэтому романтизм стал важным звеном в общем движении литературы и искусства к критическому реализму.

В 40-е годы уже начался тот период, когда, по выражению В.И. Ленина, «все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом» '. Эстетическая и политическая мысль необычайно приблизились друг к другу. Лучшие писатели и критики России были одновременно просветителями, борцами за народное освобождение, революционерами. Что касается искусства, то оно также прониклось передовыми идеями.

В условиях российской действительности реализм подчас почти прямо вырастал из романтизма, о чем свидетельствует творчество самых значительных писателей того времени – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Каждый из них начинал свой путь с романтических произведений, а затем все более последовательно обращался к анализу современной действительности, к ее реалистическому осмыслению. Творчество замечательных литераторов первой половины XIX в. выражало национальную специфику и проблематику, воплощало в себе процесс становления национального самосознания, корни которого были заключены в важнейших событиях того времени и в социальных изменениях, происходивших в России.

Это был период господства «натуральной школы», считавшей своей первейшей задачей глубокое и тщательное изучение окружающей действительности, ее вдумчивый анализ. В.Г. Белинский, бывший идеологом критического реализма, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский и многие другие завершили то движение, которое шло в сфере эстетической мысли и в практике художественной культуры в течение первой половины XIX столетия.

С этими именами русская культура вошла во вторую половину века, ибо среди последователей Гоголя были такие личности, как Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, который стал драматургом не только 40–50-х годов, но и более позднего времени.

Во всем этом процессе немалая роль принадлежала пластическим искусствам. Совершенно иной сравнительно с XVIII столетием стала общественная роль художника. Он перестал быть в представлении «сильных мира сего» ремесленником, простым исполнителем законов и воли заказчиков. Романтический художник был окружен легендами; его облик представлялся современникам в ореоле вдохновения; он приобретал новые общественные права, утверждался в понимании самоценности своей личности. Живопись становилась средством борьбы, нравственного воспитания.

Путь от классицизма через романтизм к критическому реализму определил место отдельных видов пластических искусств в художественной жизни России и внутреннюю периодизацию истории русского искусства в этот период. Всю первую половину XIX в. можно разделить на два этапа: 1800–1830 гг.; 1830–1850 гг. Разумеется, это деление несколько условно, однако в целом разница между этими двумя этапами довольно значительна.

Можно сказать, что разные виды искусства связали свою судьбу с тем или иным направлением, ибо каждый вид имел специфические особенности, которые либо «подходили», либо «не подходили» для той или иной творческой концепции. Архитектура словно закрепила себя за классицизмом, сохраняя тесную связь с Академией, с ее почти вековыми традициями, живопись получила возможность развивать романтическую концепцию, ибо была близка к ней по своим внутренним свойствам. А скульптура оказывалась где-то в промежутке между живописью и архитектурой, ибо проблематикой синтетического искусства она тяготела к последней, а откликаясь на усилившийся процесс станковизации, сближалась с живописью и сталкивалась на этом пути с серьезными противоречиями.

Поднявшись на волне патриотического движения, воплотив идею величия коллективной силы, объединенной под эгидой государственного начала, архитектурный классицизм достиг необычайного размаха. Но время его было сочтено. Он неминуемо шел к упадку, по мере того как все более ясными и определенными становились общественные противоречия, подтачивавшие самые основы классицистической художественной концепции. Высокие достижения архитектуры известны еще 30-м годам, но следующие десятилетия открывают период ее затяжного кризиса. Судьба скульптуры напоминает судьбу архитектуры с той лишь разницей, что кризис не был таким ощутимым и романтическое движение принесло в скульптуре некоторые плоды. Что же касается живописи и графики, то они, напротив, открыли новые возможности именно в романтическом движении, быстро вырвались из классицистического плена и устремились к новым берегам, постепенно завоевывая все более важные и устойчивые позиции в общей системе видов искусства. К середине века живопись можно считать уже бесспорно ведущим звеном. Начиная с 30-х годов XIX столетия в России основные тенденции развития пластических искусств реализуются прежде всего в живописи и через живопись.