Смекни!
smekni.com

Садово-парковое искусство (стр. 2 из 10)

Ко второй группе относится литература, посвященная непосредственно образцам садово-паркового искусства, описанию их устройства и структуры. Если в литературе выше парк рассматривался более с эстетической точки зрения, то здесь преобладают черты архитектурности в понимании парка как части дворцово-паркового комплекса. Это работы С.Н.Палентреера [21], В.А.Горохова и Л.Б.Лунца [22], Н.Н.Гусева [23].

Палентреер попытался дать общий очерк садово-паркового искусства Западной Европы XVIII – XIX вв. на примере самых известных шедевров искусства паркостроения. Автор также отмечает влияние садово-паркового искусства Востока, прежде всего Китая и Японии, с его философией на европейское искусство.

Издание «Парки мира» посвящено в целом садово-парковому искусству всего мира, это своеобразная коллекция самых знаменитых парков и садов за всю историю существования этого искусства.

Работа Н.Н.Гусева в основном о старинных садах, их значении в истории и для современного общества, а также о проблемах реставрации древних парков.

Процесс разрушения садов и парков под воздействием и исторических условий существования, и законов биологического развития необратим. Однако восстановление садово-паркового искусства не всегда возможно. Чаще всего новый парк возникал на месте старого, видоизменяя его структуру и планировку. К тому же часто отсутствуют источники, по которым проводится реставрация старинных парков.

История искусства – это важный раздел исторической науки, предметом которого являются ценности художественной культуры человечества, отраженные в памятнике искусства.

О особенностях живописи как вида искусства в отражении различных сторон жизни общества, особенно его представлений о мире, человеке и природе, а также о анализе исторической картины работы В.Н.Стасевича [24] и И.С.Немиловой [25]. За каждой картиной стоит образ художника как представителя своей эпохи с присущими ей чертами миросозерцания и мировоззрения.

Проблема достоверности документальных источников по-прежнему остается открытым вопросом, а сложность анализа этого вида источников ограничивает их использование.

Несмотря на специфику сферы применения и анализа произведений искусства, в дипломной работе не ставится цель – проведение искусствоведческого исследования. Памятники живописи используются как исторический источник по изучаемой проблеме. Исследование садово-паркового искусства по памятникам живописи – это новое направление в историографии.

Таким образом, поскольку вопрос о садово-парковом искусстве в памятниках живописи в научной литературе практически не разработан, данная тема нуждается в дальнейшем изучении.

При написании дипломной работы был использован следующий круг источников: по истории общественной мысли западноевропейской культуры XVII – XVIII вв. Это сочинения Ф.Бэкона, в которых представлена философская концепция о единстве мира и гармонии во взаимоотношениях человека и природы [26]. Философские воззрения Декарта, Джона Локка, а также мыслителей идеологии Просвещения представлены в многотомном издании «Антология мировой философии» [27]. Второй том этого издания посвящен европейской философии от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения, здесь содержатся фрагменты работ различных философов и ученых естествознания.

В литературной традиции складывается свое понимание природы, которое, в сущности, сводилось к созданию идеальной модели мира природы и человека. У Дж.Мильтона [28] идея природы выражена в рае, с которым автор ассоциирует парк.

Основными источниками дипломной работы являются памятники живописи. О творчестве и жизни художников XVII – XVIII вв. по свидетельствам их самих и их современников рассказывает сборник «Мастера искусства об искусстве» [29].

Произведения художников западноевропейского искусства XVII – XVIII вв. – Н.Пуссена, К.Лоррена, А.Ватто, Ф.Буше, О.Фрагонара, Г.Робера, Р.Гейнсборо и других – находятся в собраниях живописи Эрмитажа, Музея изобразительных искусств имени Пушкина и в коллекциях других европейских музеев.

В середине 80-х гг. прошлого века вышел альбом «Французская живопись XVIII века» под авторством И.С.Немиловой. Это крупнейший исследователь по истории живописи Франции XVIII века. Автором проделана огромная работа по сбору и анализу различных данных о произведениях искусства: от биографии создателя до дальнейшей судьбы картины. В начале 90-х гг. был опубликован каталог по французской живописи XVI – первой половины XIX вв. из собраний Музея им.Пушкина [31], составителям которого является И.А.Кузнецова. Искусство Н.Пуссена, А.Ватто, О.Фрагонара представлено в альбомах репродукций, составителями которых соответственно являются Ю.Золотов, Герман и А.В.Апчинская [32,33,34].По искусству английской живописи, за исключением поздних изданий [35], новейших альбомов с репродукциями картин английских художников нет.При написании дипломной работы были использованы такие методы исторического познания, как: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный, историко-типологический, а также общие приемы исторического исследования (анализ, сравнение, обобщение). В силу специфики данной работы в основном использовался историко-генетический метод. Это аналитически – индуктивный метод, а по форме выражения информации – описательный. С помощью этого метода прослеживается динамика развития садово-паркового искусства Западной Европы в XVII – XVIII вв. Он позволил выявить предпосылки возникновения нового взгляда на природу как на предмет научного познания.

Благодаря применению историко-системного метода на основании систематизации фактов была предпринята попытка создать целостную картину мировосприятия западноевропейского общества XVII – XVIII вв.

Глава II Научно-философские основы эволюции представлений о природе в XVII-XVIII вв

Ренессанс, завершившийся в XVI в. и ставший поворотной эпохой от средневековья к Новому времени, сменился XVII в. – начальным этапом Нового времени. Главное, что характеризует историю XVII в. – это переходность, кризисность эпохи. Вместе с тем, XVII ст. – это время создания наций и образование национальных государств, формирования нового понимания мира и человека, утверждения так называемого светского общества [5,с.83-90].

XVIII столетие вошло в историю западноевропейской культуры как век Просвещения. Просвещение XVIII в. явилось историческим продолжением духовных ценностей эпохи Ренессанса, передовой общественной мысли Италии, Англии и Голландии XVI-XVII вв. Гуманизм XVI в., «вольномыслие» XVII в. и Просвещение XVIII в. образуют три последовательных этапа развития от мировоззрения средневековья к эпохе Нового времени [36,с.227-228]. Взаимосвязь этих эпох позволяет увидеть движение истории в целом.

Со второй половины XVI до середины XVIII вв. в науке и естествознании был пройден огромный путь развития. Накопленный фактический материал закладывает основы для систематизации и научного развития всех естественных наук. Новая наука стремится опираться на новые открытия, полученные лишь на основе опыта и знания [6,с.278]. Делается попытка обобщить новый фактический материал и дать завершенную физическую картину мира.

Начало промышленного переворота в Европе и развитие техники способствовали тому, что впервые наука получает систематическое приложение к производству, вследствие чего стали необходимы новые подходы к явлениям природы. Научно было подтверждено о наличии всесторонних связей природных явлений во времени и пространстве. Вселенная впервые стала рассматриваться в становлении, изменении и развитии [6,с.246].

Философия XVII-XVIII вв. развивалась в тесном взаимодействии с наукой, основным объектом которой стали природа и источники знаний. В отличие от античного космологизма и средневекового теологизма индивидуалистический антропоцентризм эпохи Ренессанса предопределил отчуждение человека от природы как в материальном, так и в духовном отношениях [7,с.139].

В XVI в. проявляются тенденции к научному и мировоззренческому синтезу, охватывающему макрокосм и микрокосм в их многообразии ( от Кузанского до Коперника), и с середины XV в. совершение великих географических открытий неизмеримо расширили социально-природный мир европейцев и создавали предпосылки экономической, духовно-информационной интеграции человечества [7,с.164]. С этого времени экономическая деятельность оказывает явно необратимое воздействие на природу во всемирном масштабе. Экологическая этика с XVII в. сводилась главным образом к утверждению господства человека над природой.

Рассмотрим несколько философских концепций мыслителей Нового времени о взаимоотношениях природы и человека.

Так, по Бэкону [1561-1626], возможности человека в отношении природы оказываются «безграничными, коль скоро он поймет равнозначность искусственного естественному», и в принципе, ограниченными ибо «всем управляет природа, ей же подчиняются … развитие самой природы, отклонение от ее естественного развития и искусство», т.е. человек в его отношении к искусству [26.Т.1.,с.152]. « Историю покоренной и преобразованной природы» он называет «историей искусств» [26,с.154].

Бэкон также обосновывает некое комплексное учение о человеке как социальном, так и природном объекте включенном в природное целое в качестве его части. В то же время он выступает против истолкования, что человек – это микрокосм, т.е. уменьшенный образ всего мира. Он подчеркивает, что нельзя найти столь сложное и многообразное, как человек. Вместе с тем, человек наиболее отделился от окружающего мира природы [26.Т.1.,с.172].