Смекни!
smekni.com

Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой (стр. 3 из 3)

Орденские праздники являлись одними из самых оригинальных ежегодных торжеств российского двора и имели хорошо разработанный церемониал. Андреевский праздник начали ежегодно отмечать в середине 1700-х годов, через несколько лет после его учреждения. Праздновали день ордена там, где находился монарх, - за границей, в основном Петербурге, где Андреевское торжество праздновалось пиром трактире или спуском корабля. Затем сложилась традиция, согласно которой православные кавалеры ордена собирались утром в Троицкой церкви, а после литургии до позднего вечера наносили друг другу визиты всем орденским сообществом, наподобие святочных разъездов.

В царствование Анны Иоанновны орденские празднования обрели новую форму. Теперь их церемониал помимо литургии, поздравления императрицы целованием руки, вечернего бала и фейерверка или иллюминации, имел отличительные особенности – торжественное утреннее шествие в церковь кавалеров и гроссмейстера ордена, ордена, одетых в полное орденское одеяние с епанчами и шляпами, и орденский обед.

30 августа, в день окончания Северной войны, еще при Петре I и Екатерине I русский двор участвовал в литургии в Александро – Невском монастыре, что вошло затем в церемониал праздника ордена св. Александра Невского.

Трапезы кавалеров имели свои особенности. Орденский обед проходил в Тронном зале или галерее императорской резиденции – осенью и зимой в Зимних и Летних дворцах Петербурга или Москвы, летом - в Петергофе. За орденский стол садились все находящиеся в столице квартиры, но могли приглашаться и лица первых двух классов. Участниками обедов ордена св. Андрея Первозванного, как правило становилось от нескольких до полутора десятков персон.

Организация торжеств

XVIII в. знал различные типы праздничного стола. Самыми модными были фигурные столы (в форме причудливого барочного узора или символа), несколько десятилетий составляемые придворным архитектором В.В. Растрелли. Долгое время было принято устраивать в центре стола фонтаны, устанавливать украшения из зеленых деревьев и т.п. К концу века получили распространение столы «покоем» (т.е. в форме буквы «П») Э, а мода на фонтаны ушла в прошлое. Орденские столы изначально имели форму параллелограмма и ставились поперек зала перед троном. Этот более строгий вид стола соответствовал обычаю застолий орденов Европы и восходил ко временам средневековья. На праздновании орденов св. Георгия и св. Владимира стол для их многочисленных кавалеров устанавливался «покоем».

Свою особенность имела и сервировка столов. Еще в 1745 г. императрица Елизавета Петровна получила в подарок от польского короля саксонский фарфоровый сервиз, украшенный символикой российского герба и ордена св. ап. Андрея Первозванного. В 1778- 1784 гг. в России на заводе Гарднера по заказу императрицы были созданы для кавалерских обедов дворцовые орденские сервизы.

Во время застолья члены царской фамилии, два старших кавалера или кто-либо из знатных гостей произносили тост за здоровье присутствующих и отсутствующих кавалеров. В источниках есть указания, что при питье кубком крышка кубком «шла кругом стола», т.е. соблюдался рыцарский обычай, символизировавший единство участников трапезы. В начале застолья немногочисленные гости, среди которых были высшие сановники империи и иностранные министры, стоя, наблюдали за трапезой, но после первого тоста они с разрешения императрицы направлялись к своим столам в соседнее помещение.

При праздновании дней иностранных орденов порядок торжества был несколько иным. За орденский стол садились все находящиеся в столице кавалеры. Первый тост русские монархи поднимали за орденмейстера, т.е. в честь прусского или польского короля.

Поскольку иностранные кавалерские дни являлись частью международных контактов европейских дворов, в Петербурге всегда учитывали, как празднуется за границей российское Андреевское торжество. За этим зорко следили царские дипломаты. В 1746 г. банкет прусского ордена в Зимнем дворце, на котором присутствовало 22 человека, прошел «с некоторым уменьшением против других иностранных орденов кавалерий, так как чинено по примеру того, как торжествовали в Пруссии орден св. Андрея Первозванного, о чем писал посол Чернышев».

Присутствие кавалеров на орденском праздники было престижным и обязательным, однако далеко не все имевшие ордена лица стремились во дворец. После того, как в 1765 г. на орденском празднике отсутствовало 15 находившихся в Петербурге кавалеров ордена св. Александра Невского, Екатерина II ввела 30- рублевые штрафы за непосещение орденских торжеств (независимо от причины отсутствия). В сохранившейся Записной книге кавалерских штрафов 1765- 1795 гг. содержатся сведения о взимании с кавалеров от 30 до 540 рублей почти в каждое торжество. Среди штрафников в книге записана и сама императрица. Ее Величество, помня о своем статусе орденмейстера, в таких случаях изволила жаловать «за свое отсутствие» или за отмененный ею праздник штраф в 300 рублей, а в 1794 г. даже 2 тыс. рублей. Желая достойно употребить собираемые с кавалеров суммы, Екатерина повелела направлять штрафные деньги на строительство кавалерской Андреевской церкви на Васильевском острове, а затем в Александро – Невский монастырь - на молебны о здравии кавалеров.

В течение века форма ежегодных светских праздников вполне сложилась. Созданный при Петре I светский праздничный календарь стал основой новых придворных торжеств XVIII в. В 1723 г. был составлен «Реестр торжественным и викториальным дням, какие были празднуемы в С. – Петербурге в 1723 г. с молебствием или без оного». Он включал 7 военных дат (одна в честь заключения мира), «торжество кавалеров» ордена Андрея Первозванного, торжество «в доме» царя по случаю получения им Андреевской кавалерии, день коронации императора, день царского бракосочетания, 6 дней рождения и 5 тезоименитств членов царской семьи. Всего – 23 светских праздника с учетом вписанного в этот документ позже дня коронации императрицы Екатерины I и отсутствующего дня Калишского сражения.

После смерти Петра I праздничный светский календарь корректировался при каждом новом правлении. При Екатерине I особое значение приобрел день ее коронации, при Петре II появился день восшествия на престол. При Анне Иоанновне, перенесшей большинство торжеств в стены дворца, окончательно сформировались полковые дни, были введены второй Андреевский кавалерский день и дни объявления императрицы полковником гвардейских частей. Однако общее число торжеств в связи с несколькими смертями в доме Романовых в середине 1730-х годов в официальном общероссийском календаре светских дат значились Новый год и 8 царских праздников: день восшествия Анны на престол (19 января), день ее коронации (28 апреля), дни рождения и тезоименитств Анны Иоанновны (28 января и 3 февраля), Анны Леопольдовны (7 и 9 декабря) и цесаревны Елизаветы Петровны. В правление Анны Леопольдовны в 1741 г. появились дни рождения и тезоименитства супруга правительницы принца Антона Ульриха Брауншвейгского (17 августа и 17 января) и императора Иоанна Антоновича _12 и 29 августа), отмечался день восшествия на престол императора Иоанна.

К концу правления Елизаветы Петровны из числа 49 внесенных в табель праздничных господских и торжественных дней, «статских» насчитывалось 13. Это были дни восшествия на престол и коронования, 7 дней рождения и тезоименитств Елизаветы, Петра Федоровича, Екатерины и Павла Петровича (тезоименитство в день св. апп. Петра и Павла было двойным), день Полтавского сражения (при дворе не праздновался), два орденских праздника – Андреевский и Александро–Невский (орденские дни св. Екатерины и св. Анны в официальный календарь не входили, хотя при дворе отмечались) и Новый год.

К 1795 г., когда увеличилось число орденов, а семью Романовых пополнили многочисленные внуки и внучки императрицы, праздничный цикл выглядел следующим образом. Открывало его празднование Нового года, отмечались дни коронования и восшествия на престол Екатерины II (25 апреля и 28 июня), дни рождения и тезоименитства императрицы (21 апреля и 24 ноября), цесаревича Павла Петровича (20 сентябя и 28 июня), его супруги Марии Федоровны (14 октября и 22 июля), их детей великих князей и княжен Александра и Константина, Елены, Марии, Екатерины и Ольги, супруги Александра и великой княгини Елизаветы Алексеевны (всего 19 царских дней, включая «торжество выздоровления ее Величества от оспы»). Следует отметить, что тезоименитства были и дни рождения царской семьи были обязательными торжествами не только при дворе. По всей стране эти даты отмечались особыми молебнами, и пропуск их духовенством наказывался епитиями, плетьми, ссылкой в монастырь, а то и смертной казнью.

Из военных праздников официальный календарь на 1795 г. включал день «воспоминания Полтавы», но как дополнение к нему указывалось, что в иные дни при «церквах бывают благодарственные молебны за победы» в память «мира при Кайнарджи и присоединения Таврического царства», сражений при Гангуте и Гренгаме, при Гросс-Егерсдорфе и у Лесной, взятия Нарвы и Шлиссельбурга. Дополнением были православные двунадесятые праздники, Страстная и Святая недели, три масленицы, обязательные походы в церковь по воскресеньям, в дни архангела Михаила, свт. Николая и т.д. Всего в 1794-1794 гг. при дворе отмечалось 59 церковных, придворных и кавалерских праздников (табельных дней было 66, если бы некоторые торжества не приходились на один день).

Заключение

Празднование торжеств в Росси XVIII веке сыграло большую роль в жизни и культуре России. Это участвовало в закреплении институтов и символов самодержавной власти. Эти торжества являлись событием разового, единичного характера. Между тем тогда же сложилась и та новая система ежегодных официальных светских празднеств и увеселений, которая структурировала повседневную жизнь царя.

В данной статье рассматриваются новые для России «статские» официальные праздники, возникшие в XVIIIвеке по случаю тех или иных политических событий (военные победы, коронации и т.д.) и отличавшиеся преобладанием светских форм празднования (пушечные салюты, застолья, балы, фейерверки и т.п.). Церковные службы, составлявшие необходимую часть таких праздников, тем не менее, не определяли их характера.

Автор меня убедил, что действительно, без этих празднеств Россия была бы сейчас совершенно иной. И неизвестно, как бы повернулась судьба целого государства, не будь правителей, которые воссоздали эту культуру.