Смекни!
smekni.com

Современная молодежная субкультура и музыка (стр. 1 из 4)

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

«Пермский институт экономики и финансов»

Реферат по дисциплине «Культурология»

Тема: «Современная молодежная субкультура и музыка»

Выполнила студентка

М.В.

Группы № 3

Специальность: Финансы и кредит

Проверил преподаватель:

Дата сдачи:

Оценка:

г. Пермь 2009


Введение

В наше время феномены молодежной субкультуры привлекают внимание социологов, культурологов, психологов. При этом причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться, как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.

Феномены молодежных субкультур достаточно длительное время рассматривались в науке как «девиации», а сами субкультурные сообщества как угроза позитивной социализации ребенка.

Однако современные подходы в изучении молодежной субкультуры носят довольно либеральный характер. Западное общество, по сути, «разрешает» выражать молодежи себя в этой сфере, акцентируя внимание на социализирующей функции молодежной субкультуры. Субкультура интерпретируется как пространство игры, экспериментирования с нормами, ценностями, иерархией взрослого мира. Молодежные субкультуры – феномен городской культуры западного типа.

Молодежных движений множество. Проблематика работы – выяснение и анализ причин ухода подростков в различные неформальные движения, причины и смысл образования новых субкультур.

В наше время эта тема крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни. Рассказать как можно больше, объяснить суть субкультур и осветить хотя бы с нескольких сторон психологию неформальных движений среди молодежи – это цель моей работы.

Глава 1. Основные понятия

Субкультура – свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура – суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии субкультура – это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определенные политические взгляды.

Существует ряд молодежных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодежных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.

В нашу речь вошло и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения, стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами. Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Они очень разные – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых они тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

Я уверена, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в общественном транспорте или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове «ирокез», кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур.

Само слово «неформал», «неформальный» обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по- научному, субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М. Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте». Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.

Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре: будь это «косуха» и «козаки», или джинсы и «хайратник».

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени.

И молодежь придумывает свой способ. Раньше в России (Советском Союзе) было больше контроля над молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось».

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.

Было множество попыток классифицировать неформальные движения. Вот некоторые классификации:

По социально-правовому признаку выделяют:

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;

2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты;

3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки и т.п.

По направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

1) увлечение современной молодежной музыкой;

2) устремление к правопорядковой деятельности; активно занимающиеся определенными видами спорта;

3) околоспортивные – различные фанаты;

4) философско-мистические;

5) защитники окружающей среды.

Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

1) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкиенисты, с известными оговорками – байкеры);

2) гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.);

3) криминальные (гопники, люберы);

4) анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1) со способом времяпрепровождения – музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

2) с социальной позицией – экокультурные;

3) с образом жизни – «системники» и их многочисленные ответвления;

4) с альтернативным творчеством – официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Также молодежные движения можно разделить на такие группы:

1) связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура;

2) отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;

3) связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит-байкеры, байкеры;

4) связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;

5) связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры;

6) враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически – футбольные фанаты и металлисты;

7) религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты;

8) группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы;