Смекни!
smekni.com

Соловецкий монастырь (стр. 1 из 4)

Соловецкие острова — особое место в нашем Отечестве. В них как будто отразилась история всего Русского Севера. Безуспешно осаждали их иноземцы, оказывались они и оплотом старообрядчества, и разоряемы были своими же русскими... А в ужасные 30-е годы XX века по стране гуляла поговорка: «Сегодня на Соловках — завтра по стране».

Начало обители на Соловках было положено иноками Савватием и Германом. Савватий пришел из Кирилло-Белозер-ского монастыря. После преставления преподобного Кирилла в поисках «безмолвного» жития будущий пер-воначальник Соловецкий отправился оттуда дальше на Север и подвизался на малочисленном тогда Валааме. Однако вскоре и этот монастырь показался ему шумным и был оставлен. Странствуя по карельскому берегу, Савватий узнал от местных жителей о Соловецком острове. Поморы рассказали ему, что остров сей, велик, и много на нем озер, полных рыбы, и горы его покрыты бором, и растут там преогромные сосны, годные для постройки храмов... Однако жизнь на острове том, предупреждали они, весьма трудна, лишь в теплое время приходят к нему рыбаки, занимаются своими промыслами и уходят восвояси. На отговоры эти преподобный ответил, что есть у него такой Владыка, который дряхлости дает силы юности.

В устье реки Выг, в селении Сорока, нашел преподобный часовню, а в ней старца Германа, бывавшего уже на Соловках пустынножителя, и в 1429 году после трехдневного лодочного перехода достигли они Большого Соловецкого острова. Выбрав подходящее место на берегу, прибывшие воздвигли крест и срубили келью.

Первые шесть лет иночества на Соловках преподобные провели «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему». Но вот однажды Герман от] гравился за припасами на материк. Савватий какое-то время обретался на острове один. Почувствовав скорое приближение кончины, возжелал он причаститься Святых Христовых Тайн и пустился один по морю. Все в том же селении Сорока встретился преподобному игумен На-фанаил, который исповедал и причастил его. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий Соловецкий отошел ко Господу.

Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье повстречал он преподобного Германа, который поведал ему о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году Герман с Зоеимой прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились близ моря. На месте дивного видения (преподобному Зосиме явилась тогда в небесном сиянии прекрасная церковь на востоке) они понемногу соорудили деревянный храм в честь Преображения Господня, с приделом во имя Святителя Николая Мирликийского и трапезной. С этого момента и исчисляется история обители. Грамота на вечное владение Соловецкими островами, впоследствии неоднократно подтвержденная московскими государями, дарована была монастырю преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским, и правителями Новгородской республики. Зосима стал игуменом островного монастыря после того, как трое игуменов, поставленных Новгородским архиепископом, не вынесли тягот жизни на пустынном острове и покинули его.

В 1465 году иноки обители отправились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где положили их за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной для колокола и драгоценную церковную утварь. При игумене Филиппе (1548—1566), будущем митрополите Московском, началось в обители каменное строительство. Первым делом новгородские зодчие с братией монастыря возвели храм в честь Успения Божией Матери с трапезной, а в 1558 году заложили главный храм обители — Спа-со-Преображенский собор, с приделом преподобных Зосимы и Сав-ватия. В 1566 году строительство собора было завершено. 6/19 августа храм освятили, а через день святые мощи первооснователей Соловецких перенесли в придел. По благословению святителя Филиппа строились новые корпуса, а еще прокладывали дороги, соединяли озера каналами, завели ферму на острове Большая Муксалма.

Игумен Филипп, подвижничество которого служило для иноков лучшим руководством, постоянно того часовне. А 17 апреля 1478 года преставился преподобный Зосима. Погребли его за алтарем Спасо-Преображенского храма. Год спустя и преподобный Герман, возвращаясь из Новгорода, где был по делам монастыря, почувствовал близость кончины, причастился в обители Лнтония Римлянина и мирно предал дух свой Господу. Мощи его лишь через пять лет вернулись на Соловки.

Слава О первоначальниках Соловецких и их обители была столь велика, что, когда Новгород в XVI веке оказался подчинен московскому престолу, Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении новгородских архипастырей, пользовался особым покровительством московских государей. На картах Московии первой половины XVI века Соловецкий монастырь, форпост православия на Русском Севере, уже отмечен.

На Церковном Соборе в 1547 году были прославлены в лике святых преподобные Зосима и Сав-ватий, Соловецкие чудотворцы, и обитель получила щедрые дары от царя Иоанна IV Грозного: земельные угодья в Сумской волости, пребывал в молитве и часто уединялся в особое место, им самим избранное, которое стало известно как Филипповская пустынь. Желал игумен не оставлять обитель до скончания дней своих, но пришлось ему в 1566 году, повинуясь царской воле, принять сан митрополита Московского и всея Руси.

Недолго пришлось ему управлять митрополией. Царь Иоанн Грозный, расположение которого к человеку менялось скоро и неожиданно, сослал неугодного святителя, горячо его обличавшего и заступавшегося за жертв опричнины, в Тверской Отрочь монастырь. Но даже там он казался опасным взбалмошному самодержцу, и в 1569 году Филипп принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Погребли его за алтарем соборной церкви. В 1591 году, по прошению игумена Иакова, поданному от имени всей братии царю Федору Иоанповичу, мощи святителя были перенесены в родную для него Соловецкую обитель.

В конце XVI века, когда игуменом был Иаков, на Соловках поставили мощные стены и башни из природного камня, и стала обитель «великой государевой крепостью». В 1601 году над Святыми вратами была сооружена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вел строительство старец Трифон (Кологривов), который, вероятно, был монастырским зодчим еще при игумене Филиппе.

Во времена игуменства преподобного Иринарха (1614—1626) отряд стрельцов, состоящий на монастырском содержании, был увеличен до 1040 человек. Сознавая трудное положение обители, вынужденной содержать столь многочисленное войско, и понимая ее роль в удержании поморских рубежей, царь Михаил Феодо-рович освободил Соловецкий монастырь от уплаты пошлины на пятилетний срок и пожаловал его новыми угодьями.

В 1646 году торжественным повелением царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа мощи святителя Филиппа были открыты и поставлены для поклонения в Ошсо-Преображенском соборе, а через шесть лег по царскому указу — перенесены в Успенский собор Московского Кремля. В Соловецкий монастырь тогда прибыло посольство во главе с митрополитом новгородским Никоном, соловецким пострижеником, — будущим патриархом. Он привез грамоту, в которой царь, излагая пожелание видеть мощи святителя в Москве, просил у великого подвижника прощения своему предку. А за год до того игумен Илия возведен был в сан архимандрита, и с этого времени настоятели Соловецкого монастыря неизменно становились архимандритами.

Черная страница истории монастыря — события, связанные с «Соловецким сидением» (1668—1676). Тогда иноки обители восстали против церковных реформ, проводимых Никоном. Осада монастыря завершилась поражением мятежной братии, монастырь был разорен, а большинство монахов — жестоко казнены. Долгое сопротивление обители никоновской реформе обусловило особое почитание преподобных Германа, Зосимы и Савватия Соловецких в старообрядческой среде.

Соловецкая обитель восстала из пепла. Петр 1 дважды посетил Соловки, засвидетельствовав тем самым монаршее прощение опальному монастырю.

При Екатерине II государство вовсю пользовалось «завоеваниями» Петра, и если отъем церковных и монастырских земель мог бы быть приветствуем «нестяжателями», то чиновничье регулирование числа монастырской братии было делом явно неблаговидным. К этому времени относится перевод Соловецкой обители из епархиального подчинения в ведение Святейшего Синода. Соловки стали монастырем ставропигиальным.

Продолжилось каменное строительство. В 1777 году обитель обзавелась каменной колокольней, в 1798 году появилась больничная церковь во имя святителя Филиппа, а в 1834 году завершилось строительство каменной церкви святителя Николая на месте старой деревянной.

Во время Крымской войны Соловецкий кремль еще раз доказал свою неприступность: в 1854 году его древние стены выдержали нападение с моря английских кораблей. Оборону монастыря возглавил тогда архимандрит Александр.

В 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор, где упокоились теперь в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, а над святыми мощами преподобного Германа была построена освященная та 1917 года новая власть объявила войну Церкви, верующему народу и всему укладу русской жизни. Монастырь был закрыт. В 1923 году его превратили в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), а в 1937 году преобразовали в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), расформированную в 1939 году. Удивительным образом монастырь и тюрьма соединяются в одном из поклонных крестов на острове Анзер, где четко читается дата установки — 25 октября 1917 года.

На Соловки ссылали иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения, политических противников советской власти, представителей творческой интеллигенции. С начала 1930-х годов на в его честь церковь, заменившая собой часовню, существовавшую с XVIII века.

К началу XX века при монастыре насчитывалось 6 скитов, 3 пустыни, 19 церквей (с 30 престолами) и 30 часовен. А еще действовали — училище для детей поморов, Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография и ботанический сад. Некоторое время именно здесь работало первое научное учреждение Беломорья — биостанция. При монастыре постоянно жили около тысячи трудников, работавших безвозмездно, «ради молитв преподобных», и несколько сот наемных рабочих. Число паломников, прибывавших по морю монастырскими пароходами, достигало 15 тысяч человек в год.