Смекни!
smekni.com

Социокультурная характеристика уральского города: проведение досуга в центре и на окраинах, мода (стр. 2 из 2)

Гастролирующие театральные труппы и художественная самодеятельность в губернских и уездных городах Урала в начале XX в. находили себе пристанище на подмостках постоянных и временных театров, клубных сценах, в помещении народных домов.

Большой популярностью пользовались такие благотворительные спектакли, балы, лотереи, в организации и финансовом обеспечении которых принимали участие состоятельные горожане. В начале XX в. в крупных уральских городах общественность по собственной инициативе организовывала костюмированные балы-маскарады, изображая известные политические персоны, разыгрывая сценки с политическим подтекстом.

Новым развлечением стал для городской публики начала XX в. кинематограф, или, как тогда говорили, электротеатр. Особую притягательную силу он имел в кругах учащейся молодежи и интеллигенции. Современники свидетельствовали, что в кино их влекло, с одной стороны, разочарование и недовольство однообразием и бесцветностью обывательской провинциальной жизнью, а с другой — тяга к сильным, неведомым ранее ощущениям. Репертуар уральского кинематографа составляла вся жанровая панорама, свойственная Центральной России. Первое место занимали драмы, изобиловавшие слезами, переживаниями, убийствами и самоубийствами, любовными сценами, изменами, моральными поучениями и т. п. Чего стоят одни названия таких лент, как «Охотник за девушками», «Отравительница», «Запрещенный плод». На втором месте по популярности находились комедии — именно на них делали главную ставку владельцы электротеатров, зазывавшие зрителей на «беспрерывный», «гомерический смех». Наконец, третье место среди предпочтений публики занимали картины видовые (экранизация художественной литературы) и исторические (например, «Княжна Тараканова », « Спартак » ). Критика тех лет отмечала театральность, неестественность и актерской игры, и сюжетов фильмов, называя их суррогатами.

Однако было бы ошибкой считать жизнь уральских горожан в то переломное и бурное время патриархально-благостной и культурноорганизованной.

В крупных уральских городах, как и по всей России, сформировалась криминальная среда за счет притока пришлого населения, «чужаков», которые, как правило, селились в окраинных «разбойничьих» слободках (поселках), куда осмотрительные и почтенные горожане старались не заходить. Местные газеты того времени в рубрике «Происшествия» отмечали случаи пьяных скандалов и драк, воровства на базарах и в лавках, конокрадства, спекуляций и мошенничества, вооруженных разбоев и грабежей, бродяжничества детей, публичного богохульства.

2 Мода

Подавляющее большинство населения уральских городов в сословном плане относилось к мещанству и крестьянству, что проявлялось и в образе жизни, и в одежде. Выходцы из деревни, сохраняя приверженность традиционному стилю одежды, непременно вносили поправки в свой гардероб, осваивая «городской костюм», содержавший в себе элементы общеевропейского образца. Мужчины наряду с косоворотками и заправленными в сапоги брюками обзаводились костюмами, шляпами и ботинками. На фотографиях начала XX в. можно увидеть не только бородатых представителей городского простонародья, но и обладателей гладко выбритых лиц, а также аккуратных усов. Женщины — домохозяйки или работницы этого времени были одеты в широкие и длинные юбки с фартуками, кофты с длинными рукавами, суконные жакеты на вате или суконные шубы на меху. Невозможно представить себе женщину той эпохи с непокрытой головой — без платка, пуховой или шерстяной, с рисунком шали. Небогатые горожане носили ботинки, галоши, пимы, брезентовые туфли и сапоги.

Зажиточные горожане (купцы, чиновники, служащие различных фирм, учителя, врачи) ориентировались на европейский стиль одежды, на новинки западной моды. Чаще всего они приобретали одежду, ткани, белье, обувь и соответствующие аксессуары в магазинах-универмагах с большим выбором товаров. Рекламой имеющихся в продаже и поступающих в продажу новинок были заполнены целые полосы местных газет. Самые богатые модники и модницы делали заказы у профессиональных портных и портних, шляпниц, кружевниц, ювелиров. На снимках тех лет мы видим мужчин в элегантных костюмах с белыми крахмальными воротничками и шелковыми галстуками — это стандартный образ преуспевающего и уверенного в себе человека. Женская мода начала XX в. была разнообразней и предоставляла больше возможностей для выбора. Модная дама тех лет, одетая в стиле модерн, носила высокую пышную прическу (начес и накладные волосы), юбку с треном, большие буфы на плечах и высокий стоячий воротник. Перед Первой мировой войной вошли в моду платья с завышенной талией и отложным воротником, юбки и блузки. Прически стали гладкими и с пробором.

Зажиточные горожане на Урале приобщались и к детской моде. Если дети городских крестьян и мещан одевались подобно взрослым, то в состоятельной среде особым спросом пользовались матроски, кружевные пелерины, фартучки с цельнокроеными лямками — как обязательная часть домашней одежды.

На улицах уральских городов встречались и люди в форменной одежде: школьники и гимназисты, военные, чиновники, казаки, духовенство. Поскольку население городов Урала, особенно Южного, было многонациональным, то здесь нередко можно было видеть горожан в национальной одежде.

Заключение

Процесс урбанизации на Урале выглядит как неоднозначный, многоплановый, противоречивый, в разной степени охвативший губернские и уездные центры. В силу различных экономических, военно-административных, сословно-профессиональных, этноконфессиональных факторов практически каждый городской центр приобрел свой неповторимый облик.

В развитии уральских городов просматриваются разные тенденции. Часть городов в ходе динамичного развития трансформировалась из военно-административных и торговых центров в промышленно-торговые. В этих индустриальных городах развивалась фабрично-заводская промышленность, появлялись новые формы финансовой и торгово-посреднической деятельности, расширялось и усложнялось коммунальное хозяйство, в котором использовались технические новшества. Эти города превращались в культурные центры, где шел сложный процесс европеизации всех форм жизни населения.

Другая часть городов оказалась во власти депрессивных факторов. В экономике этих городов доминировали ремесленное производство и торговля. Городская жизнь характеризовалась воспроизводством традиционных (в средневековом духе), консервативных форм жизни.

Список литературы

1. Коробков, Ю.Д. Социокультурный облик рабочих горнозаводского Урала: вторая половина XIX — начало XX века / Ю.Д. Коробков. — М., 2003.

2. Крупянская, В.Ю. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала: конец XIX — начало XX вв. / В.Ю. Крупянская, Н.С. Полищук. — М., 1971.

3. Общественное сознание и быт населения горнозаводского Урала (XVIII — начало XX вв.): сб. науч. ст. / отв. ред. Н.А. Миненко. — Екатеринбург, 2004.