Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ творчества А.П. Чехова и И.И. Левитана (стр. 2 из 2)

Оба художника были не только авторами "печального пейзажа", но умели передавать восторг перед красотой природы. Их работы пронизаны чувством горячей любви к своей Родине. Тяжело больной Левитан пишет из Италии художнику А.М. Васнецову: "Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси, - реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия!"[10]

2. Олицетворение человека в рассказах А.П. Чехова и картинах И.И. Левитана

А.П. Чехов известен как мастер реалистического рассказа. Правда жизни - вот что привлекало его прежде всего. И этой правде Чехов не изменял нигде и ни в чем. Главное средство, которое Чехов использует для достижения той четкости, ясности, жизненной правдивости, которая отличает все его рассказы, - краткость. Но, оставляя только самое важное, самое необходимое, избегая пространных описаний, великий художник создает полную и яркую картину, вызывает у читателя богатейшую гамму чувств. Никто ни до него, ни после не умел писать так ярко и лаконично, на нескольких страничках умещая целую человеческую жизнь. В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности, глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства.

Необходимо обратить внимание на роль пейзажа в произведениях Чехова. Постоянным принципом писателя стало соотнесение природы и человеческих чувств. Например, в рассказе "Ионыч" только две пейзажные зарисовки. Обе они связаны с духовным миром героя. Первая - описание лунной ночи, которое соответствует душевному настрою влюбленного Старцева. Вторая зарисовка - всего несколько предложений, в которых говорится о наступлении осени. Такая осень и в душе героя.

Творчество Левитана тоже было посвящено теме отражения "внутренней духовности", только красками природы. Очевидно, что внутренний мир человека отражается в его делах, поступках, в истории, даже в его внешнем виде, но человек живёт "в природе" и природа также может отражать такие же настроения, которые свойственны людям. Можно ли, рисуя только природу и посвящая своё творчество только ей, отобразить человеческую душу? Своим творчеством Исаак Левитан доказал, что это вполне возможно. Природа на полотнах Левитана - это живой человек, который переживает, грустит, радуется и это можно вполне ясно ощутить на его картинах. Левитан не населял свой пейзаж людьми. Достаточно вспомнить, что фигуру женщины в картине "Осенний день. Сокольники" написал Николай Чехов, брат писателя. И тем не менее картины Левитана самым тесным образом связаны с переживаниями человека, они всегда воздействуют на чувства людей. Своего апогея достигает философская мысль Левитана в картине "Над вечным покоем" (1894). Грандиозность водной и небесной стихий, безграничность пространства - и здесь же открытый всем ветрам маленький островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, в окне которой едва теплится огонек... Все рождает мысли о жизни и смерти, о ничтожности человека и его бренной судьбе перед лицом извечной величественной природы.

3. Импрессионизм в творчестве И.И. Левитана и А.П. Чехова

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - начале 20 вв. Импрессионизм продолжает начатое реалистическим искусством 1840-60-х гг. освобождение от условности классицизма, романтизма и академизма и утверждает красоту повседневной действительности, простых, демократичных мотивов, добивается живой достоверности изображения. И. делает эстетически значимой подлинную, современную жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании её красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его среды. Акцентируя как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, импрессионисты отказываются от повествования, от фабулы.

В соответствии с этим определением и Левитан, и Чехов были импрессионистами. Чехов вошел в историю русской литературы как художник-новатор. Передовые современники ценили в Чехове его изумительное знание разнообразных сторон русской действительности, его любовь к родной стране, к ее природе, ее народу, его веру в грядущее торжество правды и справедливости. Восхищаясь силой чеховского реализма, способностью Чехова понимать сложность жизни, видеть жизнь такою, какова она есть - М. Горький, прямой наследник Чехова, уже в конце XIX столетия ясно почувствовал долговечность созданных им ценностей.

Творчество Чехова, отразившее с исключительной широтой русскую жизнь его времени, имеет непреходящую познавательную и эстетическую ценность. Оно ценно глубокой верой в неизбежность победы всех лучших человеческих стремлений, верой в неизбежность наступления новой, счастливой жизни.

И Левитан упорно ищет "новые формы", приходя к предельной, подлинно чеховской простоте изобразительных средств. Опуская ненужные детали, он сосредотачивает внимание на самом существенном, и лаконичной, острой композицией, верно взятым общим тоном, обобщенной трактовкой форм природы добивается замечательной силы выражения того или иного мотива русской природы. Так, в картине "Летний вечер" (1899-1900) широко, без каких-либо подробностей, пишет Левитан погруженный, ушедший уже в прохладную вечернюю тень первый план картины с широкой проселочной дорогой и неказистой изгородью, густыми, сочными мазками лепит раскрытые ворота деревенской околицы, освещенные заходящим солнцем, золотящийся в его лучах дальний лесок. С необыкновенной простотой и поэтичностью Левитан передает очарование летнего вечера где-то на задворках деревни, а в нашем восприятии возникает вся старая крестьянская Русь. Это, в сущности, тот же "подтекст" и то же умение через характерную частность выразить общее, типическое, каким отличалось новаторское мастерство А.П. Чехова.

Заключение

Дружба великих русских деятелей - Чехова и Левитана, оказала огромное влияние на их творчество. Их близость, близость их мироощущения, объясняют схожесть их произведений. Оба они стремились делать свои произведения эмоциональными и поэтичными, выражая в них мечту о достойной человека прекрасной жизни.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь. М. 1994.

2. Переписка А.П. Чехова. В двух томах. Том первый. М. Художественная литература. 1984.

3. Русская живопись. Левитан Исаак Ильич. http://www.artsait.ru/art/l/levitan/main. htm

4. Тайна Левитана. Очерк неизвестного автора. http://isaak-levitan.ru/taina. php

5. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Письма в двенадцати томах. М. Наука. 1974.

6. Чехов А.П. Человек в футляре. http://ilibrary.ru/text/438/p.1/index.html

7. Чехов М.П. Вокруг Чехова. М. Московский рабочий. 1964.

8. Чуковский К.И. Современники. М.: Мол. гвардия. 1967.

9. http://ilibrary.ru/author/chekhov/index.html


[1] Чехов М.П. Вокруг Чехова. М. Московский рабочий. 1964. с. 156.

[2] Переписка А.П.Чехова. В двух томах. Том первый. М. Художественная литература. 1984. с. 83.

[3] Там же. с. 53.

[4] Переписка А.П.Чехова. В двух томах. Том первый. М. Художественная литература. 1984. с. 136.

[5] Тайна Левитана. Очерк неизвестного автора. http://isaak-levitan.ru/taina.php

[6] Чуковский К.И. Современники. М.: Мол. гвардия. 1967. с. 112.

[7] Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Письма в двенадцати томах. М. Наука. 1974. 86, V1, 8.

[8] Чехов А.П. Три года. http://ilibrary.ru/text/1251/p.12/index.html

[9] Чехов А.П. Человек в футляре. http://ilibrary.ru/text/438/p.1/index.html

[10] Русская живопись. Левитан Исаак Ильич. http://www.artsait.ru/art/l/levitan/main.htm