Смекни!
smekni.com

Средневековье и Возрождение: противоречивые образы культуры (стр. 2 из 4)

На смену романскому искусству приходит готика – подлинное завершение расцвета средневекового искусства. В архитектуре на смену монастырским зданиям приходит сооружение городских соборов, пространство которых создавалось в расчете на все население. Это пространство пронизано световой и цветовой символикой, чему способствовала витражная живопись. Скульптура отделяется от стены, приобретает округлость и выразительность, выступает в реальное пространство, фигуры еще скованы и напряженны, но образы несут духовную энергию. Многочисленные арочные перекрытия и декоративные элементы придавали готической архитектуре значительность, контрастность и экспрессивность. Примером раннего готического искусства является Собор Парижской Богоматери, зрелого – Собор в Реймсе.

Основу музыкального искусства средних веков составляло литургическое песнопение, в котором проявился синтез традиции и импровизации. Господствующий спонтанный элемент в разновидностях церковного песнопения постепенно изживается с помощью контроля над ожидаемым звучанием, аскетические псалмопения раннего христианства сменяются канонизированным григорианских хоралом.

Воплощением вершины развития средневековой художественной культуры стала готика (термин возник в эпоху Возрождения, когда утвердился взгляд на средние века как “темные”, ”варварские”). В формировании готического стиля значимую роль сыграли городское строительство и городская культура. Появляются городские соборы, отличающиеся от монастырских церквей как размерами, так и своим предназначением. Они являются средоточием не только религиозной деятельности, но и всей жизни горожан. Готическую архитектуру называют “музыкой в камне”, т.к. соборы украшались скульптурой (она отделяется от стены), ее образы несут духовную энергию, фигуры, хотя еще и скованы в движениях, вытянуты и столпообразны, приобретают округлость и выражают экспрессию образов. Наряду с пластическими искусствами развивались театр (средневековые мистерии разыгрывались в помещениях соборов), изобразительное искусство (витражи, мозаики), литература. В ней преобладают “латинская” поэзия, народные героические эпосы, такие как “Беовульф”, “Песня о Роланде”. Возникает рыцарский роман (“Тристан и Изольда”), рыцарская куртуазная поэзия. Особое место в литературе занимала поэзия вагантов – (лат. ”бродячие”) ее расцвет совпал с развитием школ и средневековых университетов, ее авторами были “бродячие” студенты, поэзия воспевала беспечное веселье, свободную жизнь, далекую от аскетизма официальной клерикальной культуры.

В XI-XII вв. формируются и другие элементы (наряду с литературой) рыцарской культуры, носившей светский характер, с особым морально-этическим кодексом (широко отражен в поэзии трубадуров, менестрелей).

В период классического средневековья центрами образования и науки стали университеты, наряду с богословскими включавшие и факультеты естественных наук. Частью научного знания становится алхимия, появляются переводы на латынь (как язык образования и науки) античных авторов, что стимулировало развитие философской мысли.

Позднее средневековье в Западной Европе характеризуется как противоречивый социокультурный процесс: наряду с эпидемиями, голодом, тенденциями сепаратизма развиваются городская культура, торговля, формируются условия для подъема духовной культуры (особенно на Севере Италии).

Культура западноевропейского средневековья активно взаимодействовала с византийской и арабо-мусульманской, явилась пространством формирования европейских наций, государств и языков. В средние века возникли предпосылки и элементы современной цивилизации и культуры.

Культура Византии и Древней Руси.

Культура Восточной Римской империи, получившей уже после ее распада название Византия, характеризуется своими специфическими чертами и особенностями. Как и в западноевропейском средневековье ее основу составляло христианство в форме греко-православия. Особенности византийской культуры: 1) синтез эллинизированного христианства с элементами иудейской, иранской и частично германо-славянской культур; 2) постоянные столкновения и борьба за политическую власть между этническими группами и социальными слоями. Поскольку территория Византии неоднократно изменялась, среди её многонационально населения существовало соперничество, а отсутствие закона о престолонаследии чрезвычайно обостряло борьбу за императорскую власть, что в свою очередь вело к взаимопроникновению элементов культур; 3) для византизма была характерна высоко развитая государственность, построенная на абсолютной авторитарности (личность была полностью подчинена тоталитарному государству, отсутствовал дух корпоративности, свойственный средневековой Европе); 4) тесный синтез государства и церкви в Византии предполагал подчиненность духовных властей светским, что обусловило особенности развития культуры.

Византизм как тип культуры оформлялся под воздействием античности, сохраняя и развивая её традиции, но построена эта культура была на фундаменте христианства, восприняв его теоцентризм и основные духовно-культурные универсалии. В это же время нельзя провести четкую грань между позднеантичной культурой и византизмом, внутри которого долго ещё сохраняли лидирующее положение античные принципы, тематика, жанры и формы художественного творчества.

В истории Византийской культуры принято выделять ряд этапов. Ранний византизм охватывает период с V по VII века, когда складываются традиции имперской жизни, осуществляется переход от античности к средневековью, при сохранении античной научной мысли развивается христианское богословие и художественный идеал. В Восточной Римской империи господствовала частная, индивидуальная собственность. Власть императора была основана на суверенных правах государства, где сохранились римские традиции гражданства, права, государства (примером чего служит процедура выборов императора). В мировосприятии господствует оптимизм, идея богоизбранности византийцев, что привело к появлению тезиса, что Константинополь – град божий.

В целом основанная на греко-православии, ранневизантийская культура носила двойственный характер, основанный на ”теории симфонии” - единства императорской, светской и духовной, церковной властей. Между дворцом и храмом, императорским портретом и иконой существовали неуловимые связи и параллели, и там и там доминирует определённая официальность и директивность, торжественная монументальность. В философии того времени наряду с развитием неоплатонизма, идей античности, основное внимание уделяется христологическим проблемам (споры о природе Иисуса Христа).

Как определённый специфический протест против образа жизни общества складываются традиции отшельничества и пустынножительства, оказавшие впоследствии значительное воздействие на духовное мировидение греко-православия.

Важным достижением византийской духовной культуры этого периода была развитая система просвещения, включавшая в себя начальное, среднее и высшее образование. Если начальная ступень строилась первоначально на изучении мифологии греко-римского мира, то позднее она базируется на христианском псалтыре. Средняя ступень включала орфографию, грамматику, принципы стихосложения, философию, математику, обучение осуществлялось под руководством грамотеев-учителей (или риторов). В IV-VI- веках сохранялось со временем античности высшее образование а Афинах, Александрии, а затем и в Константинополе.

Второй этап развития византийской культуры длился с середины 7-го века до середины 9-го, когда наметился спад в области культуры, связанный с общим экономическим кризисом, потерей восточных провинций и крупных центров, сокращение населения городов. Византия становится аграрной страной, на смену колонату приходит специфический фемный строй (фемы – военно-административные округа, возглавляемые полководцами-стратигами). Сохраняется централизованно-политическая власть, самым крупным центром остаётся Константинополь (его население насчитывает в это время 200-250 тыс. человек).

Основные события духовной культуры того времени связано с религиозно-политической борьбой, сопровождавшейся ростом мистицизма. Особой популярностью пользовалась теория “синергизма” (создатель – Матвей Исповедник), в основе которой лежала идея, что “человек содержит в себе часть божественной энергии, с помощью которой поддерживает контакт с божеством через веру и волю”.

В 762 году император Лев III обнародовал эдикт, объявляющий почитание икон и мощей идолопоклонством. Начинается эпоха иконоборчества, продлившаяся до 843 г. Традиции иконописи в Византии восходили к широко распространённому в ранневизантийскую эпоху портрету, но иконы, считалось, обладают еще и чудодейственной мощью. Кризис религиозного изобразительного искусства породил иконоборчество, законодательно закреплённое церковью Вселенским собором 754 г., который осудил иконопочитание как козни сатаны, запретил писание икон Христа, Богоматери и святых, “оскорблять их презренным эллинским искусством”.