Смекни!
smekni.com

Стиль рококо. Содержание "Домостроя". Христианские и мусульманские праздники (стр. 8 из 11)

Некоторые мусульмане считают составление завещания обязательной процедурой, однако из фразы 'И обязанность это благочестивых' явствует, что дело это добровольное, иначе в аяте было бы сказано: 'И обязанность это верующих'.

Мусульманские комментаторы и законоведы считают, что составление завещания обязательно в том случае, если у человека есть невыплаченный долг или не исполненные в соответствии с шариатом обязанности, например, связанные с хумсом (налоговым обложением собственности), закатом (налогом в пользу бедных), хаджем (паломничеством) и т.п. В остальных же случаях составление завещания считается весьма похвальным делом.

Между прочим, в рассматриваемом отрывке арабское слово /хайр/ (добро, благо) использовано для обозначения богатства, чтобы показать, что в Исламе богатство не предосудительно, и считается даром Аллаха, если оно заработано праведными трудами и расходуется на благо людей. Такой подход отвергает ошибочные воззрения, согласно которым богатство представляется абсолютным злом. Ислам с негодованием относится к тем, кто рядится в тогу набожности, но на самом деле так и не понял сути его религиозного учения, отождествляя исламское благочестие с бедностью. Взгляды и действия таких приверженцев показного аскетизма послужили причиной застоя в некоторых мусульманских странах, что, в свою очередь, привело к росту в них класса эксплуататоров.

Но на самом деле в этой части аята содержится завуалированный намек на то, что праведно нажитое богатство считается законным с точки зрения Ислама. С другой стороны, незаконно приобретенное богатство, которое остается после ухода человека из земной жизни, представляет собой воплощение зла и людских страданий.

Некоторые мусульманские предания трактуют использованное в данном аяте слово /хайр/ как указание на то, что завещать следует только значительное по размеру состояние. Если же оно невелико, то наследники могут разделить его между собой и без завещания, на основании закона о наследовании. Другими словами, небольшое наследство не подпадает под правило, согласно которому судьба одной трети имущества покойного решается в соответствии с его завещанием.

Выражение 'Когда явится к кому-либо смерть' указывает на последнюю возможность для человека составить завещание, когда дальнейшее промедление уже невозможно. Однако же составление завещания загодя, чтобы быть заранее готовым ко всему, можно считать вполне достойным и похвальным поступком. И действительно, в мусульманской литературе подобный шаг характеризуется как благой поступок, заслуживающий всяческого восхищения.

Посланник Аллаха сказал: "Смерть того, кто умер, оставив завещание, не менее достойна, чем смерть мученика". Такую же оценку завещания можно встретить и в других преданиях. Следовательно, неразумно поступает тот, кто считает составление завещания дурным предзнаменованием, которым человек может накликать скорую смерть. Завещание - это своеобразное проявление предусмотрительности. Если оно и не способствует долголетию, то уж и не сокращает жизнь завещателя.

Термин /бил ма‘руф/ (по справедливости и доброму обычаю) указывает на то, что завещание должно быть разумным и обоснованным во всех отношениях. Его следует составить справедливо как с точки зрения размера завещаемой суммы, так и с точки зрения выбора наследника, с тем чтобы завещание соответствовало нормам обычного права и здравому смыслу и не содержало бы ничего, что может послужить причиной конфликтов и раздоров и привести к отступлению от истины и справедливости.

Если завещание отвечает этим условиям, оно должно уважаться и свято соблюдаться во всех деталях. Поэтому любые изменения в завещании запрещены и считаются незаконными /харам/, как о том сказано в аяте:

Если внесет кто-либо [из свидетелей или завещателей] изменения в завещание, после того как выслушал его, то грех падет только на того, кто изменил его

Глубоко ошибаются те, кто полагает, что Аллах не видит всех их нечестивых помыслов.

Воистину, Всеслышащий Аллах, Всеведущий

Рассматриваемый аят можно, среди прочего, толковать и как указание на то, что неправильные действия душеприказчика никоим образом не умаляют заслугу завещателя в глазах Господа. И если душеприказчик внес в завещание какие-либо качественные или количественные изменения или же изменил саму суть завещания, то грех за причиненное зло падает только на него, а завещатель получит награду Всевышнего вне зависимости от того, будут внесены в оставленное им завещание какие-либо изменения или нет.

Другой вариант толкования приводился в комментарии к рассматриваемому отрывку. Суть его состоит в следующем: если имущество покойного в результате неправомочных действий душеприказчика преднамеренно передается тем, кто не имеет на него права, но люди эти были в неведении относительно подлога, то греха на них нет. Весь грех ложится на душеприказчика, совершившего мошенничество.

Следует отметить, что между двумя приведенными вариантами толкования нет никакого противоречия, и они оба могут быть выведены из текста аята.

Итак, мы выяснили, что любое внесенное в завещание изменение, количественное или качественное, рассматривается в Исламе как грех. Но поскольку каждый закон может иметь свои исключения, в последнем из аятов рассматриваемого отрывка сказано следующее:

Если же опасается кто-либо [из свидетелей], что был завещатель [несправедлив в завещании] или же совершил грех, [завещая не на цели праведные,] и если свидетель исправит [это], то нет на нем греха. Воистину, Прощающий Аллах, Милостивый

Таким образом, исключение применимо только к тем случаям, когда завещание составлено не по правилам. И только в этой ситуации душеприказчик может внести в завещание изменения. При этом, если завещатель жив, душеприказчик должен посоветовать ему изменить завещание, если же завещатель уже скончался, душеприказчик сам выполняет все необходимые действия по внесению изменений.

Ислам никак не ограничивает человека в изъявлении его последней воли. Законы Ислама позволяют ему в течение жизни изменять размеры завещанной суммы и способ исполнения завещания, а также назначать другого душеприказчика. Объясняется это тем, что с течением времени меняются обстоятельства и соответственно меняется отношение самого человека к своему завещанию.

Необходимо также заметить, что завещание следует использовать в качестве средства для исправления того, что при жизни мы не успели наладить, так что, даже если кто-то из родственников относился к нам недоброжелательно, мы с помощью завещания могли бы доказать им свое расположение.

В некоторых преданиях указывается, что мусульманские лидеры специально завещали часть своего состояния тем родственникам, которые к ним плохо относились, чтобы вернуть их расположение.

9. Дайте правильную последовательность мусульманских праздников начиная с 1 мухаррама с указанием названия месяца в мусульманском календаре и смыслом этого праздника

1 мухаррама - Священный праздник Хиджры

10 мухаррама - Ашура - 10-й день Нового года Хиджры

11-12 рабиу-ль-авваля - День рождения пророка Мухаммеда, Маулид ан-наби

5-6 раджаба - Ночь Рагаиб

27 раджаба - Мирадж

14-15 шаабана - Ночь Бараат (ночь Очищения)

1 рамадана - 1-й день Рамадана (начало Большого поста)

26-27 рамадана - Лейлят аль-кадр (ночь предопределения)

1 шавваля - Ураза-байрам (Ид аль-Фитр) - праздник разговения

9 зу-ль-хиджа - День Арафа

10 зу-ль-хиджа - Ид аль-курбан - Праздник жертвоприношения

1 МУХАРРАМА - СВЯЩЕННЫЙ ПРАЗДНИК ХИДЖРЫ

Начало нового года по хиджре и месяца мухаррам мусульманского лунного календаря, имеющего особое значение в жизни мусульман, а потому он называется священным. В этом месяце, когда Мухаммед еще не имел достаточное число последователей, ему пришлось совершить знаменитое переселение - Хиджру из Мекки в Ястриб, названный позже городом Пророка, то есть Мединой, вместе с семьей и близкими. Это событие произошло 16 июля 622 года по григорианскому календарю и считается началом мусульманской эры, поэтому месяц мухаррам так почитаем мусульманами. Новое мусульманское летоисчисление, в котором точкой отсчета стал день исхода (Хиджры) Мухаммеда из Мекки в Медину, ввел в 634 году один из его сподвижников халиф Омар.

10 МУХАРРАМА - АШУРА - 10-Й ДЕНЬ НОВОГО ГОДА ХИДЖРЫ

Ашура ("ашура, от слова "’ашара", что означает десять) - десятый день мусульманского нового года Хиджры. Для мусульман десятый день считается особенным, потому что в этот день, согласно преданию, Пророк произнес памятные слова: "О люди, спешите делать добро в этот день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день Адама". На этот день приходятся сотворение Всевышним Небес, Земли, ангелов. День Ашура - День ниспослания Всевышним Великой Благодати Десяти Пророкам. Светопреставление также наступит в день Ашура.

Для мусульман-шиитов этот день - день траура. Вначале в соответствии с общемусульманскими традициями шииты тоже отмечали наступление мусульманского Нового года - месяца мухаррам и его 10-й день - Ашуру как день "великий и благословенный". Но с тех пор, как в этот день 10 октября 680 г. по григорианскому календарю был убит ал-Хусейн, младший сын Али ибн Абу-Талиба и внук пророка Мухаммеда, первые десять дней месяца посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна.

Имам Хусейн был взят в плен врагами ислама в битве при Кербеле (город на территории современного Ирака). Для мусульман-шиитов имам Хусейн стал символом мученичества, поскольку скончался после продолжительных и мучительных пыток.