Смекни!
smekni.com

Структура и функции культуры (стр. 2 из 5)

1) явления культуры или артефакты (от лат. arte — искусственное и factus — сделанный) то есть продукты и результаты человеческой деятельнос­ти, искусственно созданные человеком. Например, сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы действия;

2) паттерны - относительно устойчивые и повторя­ющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, поведе­ния. Поясняя данное понятие, можно говорить о том, что культура включает в себя образцы человеческих отноше­ний. Известный американский ученый Дж. Ханигман выде­лил в культуре два рода явлений. Во-первых, социально стандартизированное поведение в сообществах. Во-вторых, материальные продукты групповой активности. Из единиц такого рода складыва­ются определенные образцы, конфигурации, стереотипные формы — паттерны.Они могут быть универсальными для данной культуры (на­пример, государственное творчество), а могут быть и специфич­ными для региона (например, способ обработки земли) или для группы (например, жаргон). Культурные образцы могут носить ха­рактер реальных действий, или отношений, или воображаемых представлений. К числу последних относятся идеалы.

3) смысловые доминанты культуры - это те главные смыслы, то общее отношение каждого отдельно взятого человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Именно смыслы определяют, то, что мы ищем в мире и в самих себе. Человек наделяет смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Таким образом, весь мир превращается в поля человеческих смыслов, в мир культуры. Объ­единяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопе­реживания, язык для выражения тончайших движений души. Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура — это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Куль­тура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдох­новляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, ре­лигиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бы­тия и мироощущения людей, образуя тем самым смысловые доминанты. Из смысловых доминант образуется еще одна составляющая культуры – символические объекты.

4) символические объекты– это знания, идеи, ценности, нормы, знаковые системы, условно отделяющие одни социальные объекты (народы, этносы, государства) от других, придающие им свою уникальность и неповторимость.

5) тех­нологию — это специально организованная деятельность, ориен­тированная на достижение результатов. В зависимости от типа объектов, на создание которых они ориентированы, можно выде­лить различные типы технологий: технологии создания физичес­ких объектов, социальные технологии, ориентированные на орга­низацию социального взаимодействия, символические техноло­гии, связанные с порождением и трансляцией символов.

Важно отметить, что любую культуру необходимо воспринимать лишь в единстве ее составляющих, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, взаимодополняемы.

Воспроизведение культуры как целого осу­ществляется на трех уровнях:

1) сохранение культуры, ее ба­зисных оснований, скрывающихся за вербальной, символической оболочкой;

2) обновление культуры, инсти­туты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры;

3) трансляция культуры — опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.

Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее
формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика» экономика и т.д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целос­тность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры и предполага­ет постановку, а также концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности.

Воспринимая культуру на всех ее уровнях и в единстве ее составляющих, можно определить ее предназначение и цели. В узком смысле, целью культуры является всесторонне развитие человека, удовлетворение его основных потребностей, а так же потребностей в творческой реализации своих возможностей и способностей. В широком смысле цель культуры определяется как накопление и передача достижений социокультурного опыта человечества в целом.

1.3 Структура культуры

Как отмечалось в предыдущем параграфе, культура служит средством удовлетворения тех или иных человеческих потребностей.

Потребность — это недостаток, нужда в чем-либо необходи­мом. Но лучше сказать, что потребность — это сама необходи­мость в чем-либо, т.е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения.

Различают исходные, или первичные, потребности человека, которые связаны с его биологией и психикой, и вторичные, кото­рые образованы в нем жизнью в обществе или культурой. Потребность в каких-либо вещах или в действиях делает их значимыми для человека, пробуждает в нем интерес и деятельность, направленную на их удовлетворение, которая может быть творче­ской, а может быть и пустыми хлопотами.

То, что имеет какое-то значение для человека и пробуждает интерес, преобразуется в ценности. Мир ценностей и их про­изводство – является важным структурным элементом культуры. Следовательно, образуется следующая цепочка понятий: потребности — интересы — ценности — культура.

Каждое понятие содержит в себе предшествующее, а устойчивость и тесную связь всех звеньев в цепочке обеспечивает традиция как способ существования культуры. Роль традиции в том, что она создает непрерывность культуры и преемственность потребностей, интересов и т.д. Так традиция выступает как потребность в самой культуре. Ее можно представить как «генетику культуры».

Однако традиции иногда могут восприниматься как пережитки, то есть как препятствия дальнейшему развитию культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться. Тради­ции могут быть позитивными, когда что-то воспринимается, но могут быть и негативными, когда что-то отвергается, поскольку это «не в традиции», как говорят, для данного общества или группы людей.

Время производит отбор традиций, но вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными.

Не смотря на то, понятие культура имеет множество значений, любая культура вбирает в себя элементы как материальных, так и духовных ценностей, создаваемых человеком. При таком подходе культура предстает как единое образование, состоящее из двух частей: ма­териальной культуры и духовной культуры.

Материальная куль­тура — одна из частей целостной человеческой культуры, вопло­щенная в форму вещи духовность человека, результаты творче­ской деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспе­чивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства — энер­гетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология про­изводства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, слу­жебного и развлекательного назначения, разнообразные средст­ва потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

Духовная культура — одна из частей целостной человечес­кой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интел­лектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспе­чивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы по­ведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкрет­но-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сфе­ры деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, фи­лософии, науки и т. д.

Важная роль в духовной культуре общества принадлежит искусству. Специфика искусства,позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художест­венно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — ре­ализацией культурного исторического опыта человечества. Ху­дожественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отноше­ния к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Художественный образ — это суть искусства, это чувст­венное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, автор­ских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке,в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художествен­ный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, словеи в тоже время реализовать себя как музы­кальное произведение, картина, роман, а также фильм и спек­такль в целом.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, сти­лях.Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объ­единяет в исторически изменяющееся целое художественноетворчество, искусствознание, художественную критику и эс­тетику.