Смекни!
smekni.com

Творческий путь Никиты Михалкова (стр. 2 из 6)

Михалков Сергей Владимирович (родился в 1913 году) — внучатый племянник Марии Александровны, поэт, писатель, владелец дачи в подмосковном поселке Николина Гора Одинцовского района. Благодаря бессмертному произведению «Дядя Степа», написанному в 1936 году, имя С.В. Михалкова приобрело легендарную известность среди многих поколений советских детей и милиционеров. В начале войны Сергей Владимирович работал в одной из фронтовых газет, а в 1942 году в соавторстве с Гарольдом Регистаном создал Гимн Советского Союза в его первом варианте, не обошедшемся без упоминания лучшего друга физкультурников и железнодорожников вождя всего прогрессивного человечества товарища Сталина. Именно поэтому текст гимна впоследствии был скорректирован в соответствии с изменившимися политическими реалиями. Одно время вообще исполнялась только музыка, отчего это творение за глаза стали называть «песня без слов». С.В. Михалков трижды (в 1941, 1942 и 1950 годах) был удостоен Государственной премии, тогда еще именовавшейся Сталинской. С «оттепели» он стал главным редактором сатирического киножурнала «Фитиль», а в начале «застоя» — членом-корреспондентом Академии педагогических наук, председателем правления Союза писателей РСФСР. Михалковы обосновались в селе Петровское под Рыбинском в 1708 году. Имение это получил предок нынешних Михалковых в качестве приданого от жены. Последним владельцем усадьбы был Сергей Владимирович, один из пяти сыновей известного коллекционера Владимира Михалкова (прапрадеда Никиты). Сергей умер бездетным в 1905 году, и владелицей усадьбы стала его вдова Агриппина Владимировна. Брат же Сергея Владимировича — Александр — и есть прадед режиссера, входивший в число наследников имения. Автор «Дяди Степы», Сергей Владимирович-отецНикиты Михалкова, был его внуком... Но Александр был душевнобольным, его имущество было отдано в опеку, причем одним из опекунов был его сын, дед режиссера Михалкова. Кроме Владимира, у Александра были две дочери — Марица и Ольга. О судьбе Марицы в Рыбинске ничего не знают, а у Ольги, в замужестве Глебовой, родился сын Петр, который впоследствии стал известным актером. В конце 1921 года губисполком вывез мебель и картины из усадьбы Михалковых в Рыбинский музей. Иконы, на которые заявил свои права наследник-режиссер, были изъяты из сельской церкви, прихожанами которой были и Михалковы. Здесь они венчались, крестили детей, отпевали умерших. Одна из икон — Спас Нерукотворный — относится к XVI— XVII векам. На обороте есть надпись: «Сим образом благословляет сына своего Сергея Владимир Михалков»[5].

Никита Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве. До четвертого класса он учился в 20-й спецшколе. Учился неплохо, но когда программа стала усложняться, Никита понял, что у него просто нет способностей к точным наукам. Он вспоминает: «Однажды меня вызвали к доске. Я отправился, по словам классика, с легкостью в голове необыкновенной. Подошел к доске, увидел уравнение, взял мел. И тут почувствовал, что не только не могу решить, но просто не понимаю, что написано. И когда за спиной услышал более-менее бодрый скрип перьев одноклассников, со всей очевидностью ощутил всю катастрофическую пропасть, на краю которой стою…».[6] В результате спецшколу пришлось оставить и перейти учиться в обычную среднюю школу.

Зато творческие способности у мальчика проявились уже в раннем возрасте. Что ж, при таких талантливых предках, это неудивительно. В 1956–1959 годах Никита учился в музыкальной школе, но мечтал он в будущем стать актером.

По окончании школы Никита Михалков был зачислен в труппу Театра имени Станиславского. Однако там для молодого и совершенно неопытного актера работы практически не было. На сцену он выходил изредка и исключительно в эпизодах.

Руководство Щукинского училища, мягко говоря, не поощряло съемки студентов в кино. Данный запрет Никита Михалков попросту игнорировал. В результате на четвертом курсе из-за постоянных отлучек он был исключен из училища.

Этому обстоятельству Никита Михалков сильно не огорчился. Он тут же поступил на 2-й курс ВГИКа в мастерскую знаменитого мастера Михаила Ромма, у которого в свое время учился старший брат Никиты. Одновременно он успел «подпольно» поставить дипломный спектакль «12 разгневанных мужчин» с Николаем Бурляевым в главной роли.

В 1963 году Никита Михалков поступил на актерский факультет Театрального училища имени Щукина. Вместе с ним в «Щуку» поступила Анастасия Вертинская – восходящая звезда советского кинематографа, уже успевшая к тому времени стать знаменитой благодаря ролям в фильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Роман между этими двумя звездами привел в 1966 году к свадьбе. А спустя некоторое время у молодых супругов родился сын Степан.

Их брак просуществовал неполных четыре года. Анастасию режиссеры не оставляли без внимания. Число поклонников и поклонниц росло… У Никиты же тогда сложилась определенная формула жены: она должна сидеть в «усадьбе», рожать детей, варить варенье и ждать мужа. Анастасия теоретически была согласна с этой формулой, но сама под нее, увы, не подходила.

Разойдясь с Михалклвым, она сохранила к нему уважение, никогда не сказала сыну ни одного дурного слова про отца. В последствии Анастасия вышла второй раз замуж - за певца Александра Градского. Но и этот брак постигла та же участь. Этот опыт усилил неприязнь актрисы к браку, и замуж она больше не выходила.

В 1971 году Никита Михалков закончил ВГИК. В армию он ушел, оставив на гражданке незаконченный фильм и любимую девушку.

Еще до армии он познакомился с манекенщицей Общесоюзного Дома моделей Татьяной Соловьевой. Их первое свидание было совершенно необычным. Никита пригласил девушку в ресторан, и она пришла туда ярко накрашенной. Увидев это, юноша взял ее за руку, отвел в туалет и заставил умыться.

Никита Сергеевич вспоминает тот забавный эпизод: «Когда пришла Таня с лиловыми губами, с чудовищной зеленью вокруг глаз, с наклеенными ресницами и немыслимой прической, я понял, что под этим есть она, какая-то отдельная, другая. Я ее увидел в первый раз совсем другой, почему и пригласил. А вот с этим чучелом идти мне никакого резона нет, я не то приглашал. Во мне нет желания любую крашенную насильственно умыть: хочешь ходить с такими ресницами, ходи. Я не знаю, зачем Таня пришла в таком виде. Наверно, чтобы произвести на меня еще больший эффект, а на меня это произвело совсем другой эффект. Я не хотел ужинать в ресторане не с тем человеком, которого я пригласил»[7].

Взаимная симпатия вскоре переросла в настоящую глубокую любовь. И вот армия... Никиту призвали на один год. Никаких поблажек новоявленному солдату не было, потому Никите пришлось в полной мере хлебнуть всех прелестей солдатской жизни. Первые полгода прошли как в страшном сне, а затем ему повезло.

При поддержке ЦК ВЛКСМ был организован зимний поход на собачьих упряжках по Чукотке. В состав экспедиции должны были входить 4 человека: трое гражданских и один военный. Но командование гарнизона наотрез отказалось выделять солдат. Тут-то и возникла кандидатура Михалкова, выразившего желание отправиться в поход.

Все это время Никита переписывался с Татьяной, и после демобилизации он первым делом бросился к ней. Вскоре они сыграли свадьбу. Сыграли скромно, прямо во время съемок фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». В этом браке у Никиты Сергеевича родились две дочери Анна (1974 г.р.) и Надя (1987 г.р.) и сын Артем (1975 г.р.).


2. Творческий путь Никиты Михалкова

2.1 Актерская карьера

Никита Михалков впервые появился на киноэкране в 14 лет, сыграв эпизодическую роль в фильме Константина Воинова «Солнце светит всем». Затем последовали съемки в антирелигиозной драме Василия Ордынского «Тучи над Борском» (1960), а в 1961 году он сыграл свою первую большую роль в школьном фильме Генриха Оганесяна «Приключения Кроша».

Столь стремительный взлет вскружил юному актеру голову. Он вспоминает: «Был случай, от которого я до сих пор краснею. Я только снялся в «Кроше», и фотограф сделал бессчетное количество моих снимков. Я заклеил ими всю комнату и был чрезвычайно доволен: я приближался к искусству, к брату (прим. - старший брат Никиты Михалкова – режиссер Андрей Михалков-Кончаловский). Но когда я вошел однажды в комнату, увидел развешанные повсюду стрелки. Повел по ним глазами и наткнулся на скромную фотографию своего прадеда Василия Ивановича Сурикова. Под снимком я прочел надпись: «Стыдись. Бери пример с предков»[8]. Этот случай стал замечательной прививкой от «звездной» болезни. И по сей день, по признанию Никиты Сергеевича, у него дома нет ни одной личной фотографии.

Своему первому большому успеху Никита Михалков в какой-то степени обязан старшему брату Андрею Михалкову-Кончаловскому. Это он «сосватал» его режиссеру Георгию Данелия в картину «Я шагаю по Москве».

В картине Никита Михалков создал образ Коли - обаятельного, задорного паренька, полного любви к жизни, к людям, уверенного в завтрашнем дне. Как признавался впоследствии Никита Сергеевич: «Я в этом фильме играл самого себя. Даже подумал: «Как, оказывается, легко быть артистом. Говоришь свой текст - и все». Потом, когда довелось ощутить все тяготы профессии, понял, что съемки «Я шагаю…» были просто счастливым свободным полетом, который бывает, наверное, раз в жизни»[9].