Смекни!
smekni.com

Творчество Франсиско Гойи как отражение драматизма эпохи (стр. 2 из 2)

Гойя тяжело переживал разочарование, постигшее общество в послевоенный период. Несмотря на преклонный возраст и болезни, у него все еще сохранился громадный запас творческой энергии, требовавшей выхода. Сюжет картины больше не интересовал художника. Его неизмеримо больше волнует сам процесс живописи. Он пренебрегает законами композиции, отказывается от необходимости добиваться "похожести", не старается делать свои картины понятными каждому. Сейчас его больше всего занимает техническая сторона, его работы - серия экспериментов с красками и способом нанесения их на холст, скорее с импрессионистским, чем с реалистическим цветом, с радикально упрощенной композицией и изображением людей.

Когда здоровье Гойи достаточно окрепло, он сосредоточил все силы на последней грандиозной работе - "Черных картинах". Это громадные настенные росписи, выполненные маслом, сравнимы по размеру с фресками в Сан Антонио де ла Флорида, но предназначались они только для одного Гойи и были написаны прямо на оштукатуренных стенах двух самых больших комнат "Дома Глухого". В них можно увидеть повторение основных тем, прошедших через всю жизнь Гойи и его искусство.

Прежде всего, следует отметить, что это все замечательные оригинальные по концепции произведения. Все художники, конечно, ощущают неразрывную связь со своими картинами, но до Гойи никто не пытался жить в своих картинах. Здесь он не просто воссоздает на холсте или бумаге образы, добытые из глубин подсознания, он пытается материализовать нематериальный мир разума, чтобы созданные им образы обрели форму. Вместо тела, являющегося оболочкой разума, Гойя попытался изобразить разум в телесной оболочке. Этот эксперимент Гойи по праву можно назвать близким искусству сюрреализма, в котором большое место отводится самоанализу, ставящему перед собой те же цели, что и современный психоанализ, то есть освободиться от тайных, потенциально саморазрушительных помыслов, скрывающихся в темных глубинах разума.

Немногие приезжали в "Дом Глухого", красивое загородное поместье, расположенное неподалеку от Мадрида, которое Гойя купил в возрасте 72 лет. Престарелый художник, уже отрезанный от мира своей глухотой, жил там в полном уединении. После того как в течение стольких лет он вращался в высших кругах мадридского общества, его единственными компаньонами в этом доме были грубоватая экономка и ее дочка, отцом которой, вероятно, был Гойя.

Если редким гостям показывали дом, они, конечно, на всю жизнь запоминали картины, которые Гойя нарисовал прямо на стенах. И они, возможно, находились бы там по сей день, если бы не восхищенный коллекционер, который купил их, снял и перенус на полотна в 1874 году. Подобно "Капричос", фрески из "Дома Глухого" открывают нам жуткие, сверхъестественные наблюдения Гойи над людскими пороками. более того, он выразил в них омраченные состояния своей души: панику, ужас, страх, истерию, - абсолютно реальные ингредиенты человеческого опыта.

В работе "Бычьи пастушки" изображается такая сцена: на фоне мирного сельского пейзажа двое мужчин дубасят друг друга. это фреска из комнаты на втором этаже из "Дома глухого". Драчуны, один из которых весь в крови, по колено увязли в трясине, но ни один из них не может убежать, они обречены на бесконечное, жестокое избиение друг друга. Возможно, их ужасное, безнадежное положение символизировало братоубийственную гражданскую войну, свидетелем которой был Гойя.

Наиболее любопытная и наименее понятная из "Черных картин" называется "Фантастическое видение". Две гигантские фигуры пролетают над группой всадников, в то время как солдаты целятся в них из винтовок. Гойя, не раз использовавший в своих картонах для гобеленов народные сказки, возможно, вспомнил легенду о трех мужчинах, которые пролетели на облаке над Галисией, в северо-восточной Испании, спустились на землю, перекусили и полетели дальше.

Гойя всегда испытывал восхищение перед женской красотой; это ясно видно по двум картинам, которые первоначально располагались на противоположных концах комнаты на первом этаже в его загородном доме. Миловидная мадридская женщина на фреске "Леокадия", возможно, экономка Гойи. Говорили, что она шумная и крикливая женщина, но поскольку Гойя был глухим, он придал ей иной облик: спокойная женщина стоит, облокотясь о железную ограду. "Юдифь, отрубающая голову Олоферну" представляет замечательный контраст с предыдущей фигурой. Картина основана на библейской легенде. Согласно ей, иудейская вдова Юдифь добровольно вызвалась спасти свой народ и убить ассирийского полководца Олоферна, который грозил уничтожить всех, от мала до велика. На картине Юдифь с помощью слуги собирается покончить с Олоферном, который в пьяном беспамятстве лежит у ее ног.

На самой сильной и страшной из «Черных картин» изображен мифологический бог Сатурн, раздирающий на части одного из своих сыновей. Сатурн, римский эквивалент древнегреческого Кроноса, был отцом многих богов. Однако, напуганный предсказанием, что его свергнет с престола собственный сын, он пожирал всех своих детей. Уцелел только Юпитер, которого спрятала мать. Жестокий каннибализм Сатурна послужил сюжетом для нескольких картин старых мастеров, в том числе Рубенса (Гойя мог видеть эту картину в королевском собрании). Ни один из более ранних художников не может сравниться с Гойей по жестокости и страстности изображения. Сатурн и гуляки в «Паломничестве к святому Исидору» производят столь странное и ужасное впечатление, что кажутся последним проблеском разума, находящегося на границе безумия.


Заключение

Возможно, "Черные картины" представляют собой невиданный акт творческой смелости, который совершил этот старый, больной, духовно и физически одинокий человек. В конце жизни он нашел в себе мужество бросить вызов всем злым силам, так долго преследовавшим его, с гневом, но не теряя при этом чувство юмора, вызвал он их на честный бой и одержал победу.

В этих картинах отразилось все, что знал Гойя, что действительно волновало его: отношения любви-ненависти к женщине, иррациональное начало, суеверия, вера, его любовь к отдельному человеку и ненависть к толпе, его отвращение к старости, его не умирающая вера в разум и мужество одиночки, который видит в нем единственную точку опоры в безумном мире. Подводя итог своей жизни, он в последний раз подвел итог своим попыткам разгадать судьбу Испании, страны разъединяемой противоречиями и конфликтами, где силы света и тьмы неустанно вели борьбу за души и тела ее народа, и где ни одна из сторон до сих пор не одержала окончательной победы.


Литература

1. Вентури Л. Художники нового времени. - М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1956.

2. Искусство 19 века. Книга 1. Франция, Испания. - Спб.: Изд-во "Дмитрий Буланин", 2003.

3. История искусств стран Западной Европы от Возрождений до начала 20 века.

4. Колпинский Ю. Д. Франсиско Гойя. - М.: Искусство, 1965.

5. Ортега-и-Гассет. Веласкес. Гойя. - М.: Республика, 1997.

6. Самин Д. К. 100 великих художников. - М.: Вече, 2006.

7. Шикель Ричард. Мир Гойи. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998.

8. Шнайдер М. Франсиско Гойя. - М.: Искусство, 1988.