Смекни!
smekni.com

Театр как социальный институт (стр. 4 из 5)

«Общение зрителя и театра в современных условиях определяется такой духовно-практической деятельностью, в которой реализуется целый комплекс духовных потребностей человека, и прежде всего потребность в искусстве. Эта потребность требует философски-социологического истолкования и раскрытия, в ходе которых театр может быть понят как специфический вид искусства, и, вместе с тем, как особый социальный институт, выступающий средством удовлетворения разнообразных человеческих запросов и устремлений. В силу того, что в общении зрителя с театром реализуется целый набор потребностей современного человека, удовлетворяются разнообразные запросы и устремления личности, личностный характер общения театра со зрителем во многом определяется художественной потребностью общества в целом; эта потребность тесно связана с социальными функциями искусства. Театр моделирует общество и, приглашая зрителя к сопереживанию, формирует в его сознании определённые идеи, интересы, потребности, художественные критерии, вкус, жизненные ориентации. В театре следует видеть своего рода образную модель жизнедеятельности, которая обогащает личностный опыт человека, расширяя его границы, формируя определённые ценностно-нормативные ориентации. Важное свойство театра состоит в том, что, отвечая на потребность эстетического постижения мира, он воссоздаёт окружающую человека реальную действительность как объективно существующие, расположенные в пространстве картины жизни, поэтому характер самого воздействия, производимого театральным спектаклем, предполагает и даже способствует распространению этих представлений на окружающие человека явления и отношение к ним».

Многообразие театров сегодня может удовлетворить потребности практически любой интеллектуальной и социальной прослойки общества. Такой театральный жанр, как мюзикл соединил в себе «высокую» и «низкую» культуру, отразил оттенки общественных настроений разных социальных слоёв, объединил многие элементы современной театральности и при этом актуализировал классику, сделав её популярной в широкой зрительской среде. Это только один из процессов привлечения неподготовленного зрителя к театральному искусству. Немаловажную роль в этом играют и средства массовой информации.

В последние годы интерес к театру стал повышаться, соответственно повышается и значимость театра как социально-культурного института. Но осуществление присущих ему функций, их реализация существенным образом координируется каждым отдельно взятым театром, его идейно-художественной направленностью и его возможностями. Как уже говорилось, есть театры ориентированные на элитарного зрителя, есть с ориентацией на массового. Мне кажется, что в идеале театр должен стараться выполнять обе задачи: поднимать аудиторию на следующую ступень художественного развития и приобщать новую аудиторию к театру.

Подготовленные зрители во многом определяют общее оценочное отношение массовой аудитории к конкретной постановке и театру в целом. Если же их число уменьшается, то, соответственно, уменьшается и общественный интерес к театру. Это сказывается на процессе и масштабах воспроизводства аудитории театра, и, соответственно, уменьшается общий объём потенциальной аудитории. Противостоять этому процессу может только общее повышение художественного уровня спектаклей.

«Именно в дальнейшем развитии театрального искусства, в обогащении и овладении новыми средствами художественной выразительности, в творческом поиске и эксперименте нам видится генеральное направление совершенствования системы взаимоотношений театров со своей аудиторией».

Театр, несмотря на все финансовые трудности, должен помнить о своей ответственности перед зрителем. Будущее, безусловно, за экономически стабильными театральными организациями, другим просто будет не выжить в современных условиях рыночной экономики, но удержаться на плаву, сохранив при этом «лицо» театра, должен помочь профессиональный менеджер, администратор, но не откровенный курс театра или какого-то проекта на массовый «ширпотреб», на всеядность (вплоть до эротики и откровенного эпатажа). Конечно, обо всём выше сказанном можно говорить только в контексте государственной поддержки, отсутствие которой сулит театральному делу в России печальные перспективы.

Конкуренция, многообразие антрепризных проектов, активное продюсирование (приглашение со стороны актёров, режиссёров, художников) в репертуарных театрах позволяют надеяться, что зрительский спрос будет стимулироваться высокой художественной, эстетической и идейной характеристикой постановок.

Но художественность и общедоступность – вещи трудно совместимые. Поэтому, когда речь идёт о привлечении в театр (в театр высокохудожественной и эстетической направленности) публики, нельзя забывать о поддержке самой способности наших людей придти в театр и приобрести билет.

Театр должен не только изучать, формировать, привлекать публику, он должен постоянно осознавать силу внушения, присущую ему, как никакому другому виду искусства, и соответственно этому заботиться об интеллектуальном и нравственном развитии своей аудитории, ведь от того, какой она будет завтра, зависит будущее самого театра.

«Зритель – не только социологическое условие и экономическая основа существования театра, он одновременно, как это отмечали все великие реформаторы театра, есть равноправный сотворец спектакля. Именно в пространстве «силовых линий» зрительской аудитории, в зависимости от её художественного потенциала получает театр тот заряд жизненной энергии, который даёт ему импульс и направление развития своего искусства. Это значение зрителя особенно явственно осознаётся в переломные для театра годы».

Сегодня для театра настало «время перемен», настало так же время обратиться к зрителю. Отказавшись идти по пути наименьшего сопротивления, важно понять необходимость ставить своей целью не сиюминутный коммерческий успех, а формирование постоянной аудитории, устойчивого контингента подготовленных зрителей.

«Необходимость для театра постоянной аудитории понимали ещё авторы «Постановления и правил внутреннего управления императорскою театральною дирекциею», утверждённых в мае 1825 года. Они указывали, что для стабилизации доходов театра нужно «приучить публику к постоянному посещению зрелищ», добиться чтобы театр стал для неё необходимостью»».

Конечно, не только ради повышения доходов, в сегодняшних условиях они зависят и от многих других факторов, скорее заботой о будущем театра, вызвана необходимость формирования постоянной публики. Она, обладая опытом общения с театром, развитым художественным вкусом, является ускорителем развития театральной культуры всей аудитории, формирует общественное мнение о театре и его спектаклях среди новых и потенциальных зрителей.


3. Формы творческого существования

3.1 Репертуарный театр

На парламентских слушаниях на тему «О законодательном обеспечении театральной деятельности в Российской Федерации», состоявшихся 14 октября 1997 года, А.А. Калягин, председатель Союза театральных деятелей Российской Федерации, художественный руководитель Московского театра «Et cetera», начал свою речь «Закон о театре и исполнительских искусствах – веление времени» монологом Шекспира, обращённого к английской королеве из пьесы Бернарда Шоу «Сладкая леди сонетов». Актуальность монолога в контексте обсуждаемой темы была бессомненна: «Ваше Величество, я обращаюсь к Вам с покорной просьбой: прикажите выделить из государственных доходов средства на создание театра, где я мог бы ставить те мои пьесы, которые не берёт ни один театральный делец, хорошо зная, что ему гораздо выгоднее ставить скверные вещи, чем хорошие. Церковь отказалась от театрального искусства, перестала поощрять его и таким образом оно, это искусство, угодило в руки нищих актёров, алчных дельцов, которые заботятся не о славе Вашего королевства, а лишь о своём кармане. И теперь Вашему Величеству следует восстановить былое достоинство театра и его высокое назначение».

По прошествии восьми с половиной лет «покорная просьба» звучит всё так же актуально и Союз театральных деятелей не устаёт напоминать законодателям о том, что следует «восстановить былое достоинство театра и его высокое назначение», обеспечив театр государственной поддержкой, иначе существование одного из величайших завоеваний российского театра XX века – режиссёрский репертуарный театр может оказаться под угрозой.

«В России всегда были талантливые артисты-гастролёры, были частные антрепризы, наконец, императорские театры с отдельными именами – Щепкина, Коротыгина, Мочалова, Савиной и др., – которых мы помним до сих пор. Но та высота, которой достиг русский театр связана с созданием художественного общедоступного театра, «общедоступность» которого поддерживали Морозов, Мамонтов и сам Станиславский, растративший всё своё состояние. Именно эта поддержка дала возможность добиваться «правды чувств в предлагаемых обстоятельствах», по срокам значительно превышающим сегодняшние, до недавнего времени обязательные нормативы выпуска спектаклей. Его знаменитые «не верю» были материально обеспечены. В результате были выработаны принцип и метод работы драматического актёра – была создана система Станиславского. Только со времени создания художественного театра и его школы в России стали работать повсеместно репертуарные театры с планомерно готовящимся репертуаром и постоянной труппой, пополняющейся из профессиональных школ».

Если школы дают понимание профессии, то воспитание артиста совершенствуется в театре, именно в стационарном, где сохранены традиции. А опираясь на традиции и обогащая их, можно воспитать яркую индивидуальность. Репертуарный театр обеспечивает России мировое первенство. И российская театральная школа – сильнейшая в мире, в ней глубже, чем где либо изучается основной предмет – элементы системы, вспомогательные предметы – пластика, танцы, пение, техника речи. Сохранение профессиональных школ и репертуарных театров, где таланты будут иметь возможность развиваться – это сохранение культурных ценностей России.