Смекни!
smekni.com

Теоретическая модель проектирования гармоничной предметной среды средствами индустриального дизайна (стр. 7 из 18)

Необходимо отметить еще раз, что обе стороны ритуала строятся по законам природы, а не цивилизации. Мифы о происхождении ремесел говорят о том, что человек, создавая вещь, как бы повторял те операции, которые в Начале выполнял Творец как движущая природная сила. Поэтому для реконструкция достоинств ритуала в проектировании современного предметного мира необходимо сравнить ритуал с существующими методами проектирования. В современной методологии проектирования нет адекватных способов целостного учета человека, который должен присутствовать на всех этапах процесса проектирования.

Современные дизайнеры и представители других проектных профессий относятся к ритуалу, скорее, с недоверием. Но, в отличие от применяемых методов проектирования, ритуал опробован временем. Конечно, они дают гораздо больше возможностей для решения разнообразных задач, возникающих с невиданной доселе скоростью. В ритуале отсутствует гибкость и мобильность, необходимые в этих условиях. Зато он дает экологические гарантии в самом широком смысле слова: он не разрушает человека и даже позволяет развивать его. Принято считать уровень развития традиционных культур низким или отсталым, автор опровергает это расхожее утверждение с помощью примера. Речь пойдет о посещении российским ученым и путешественником Виталием Сундаковым двух племен. Во время нахождения в первом племени у Виталия было с собой много вещей, не производимых самими аборигенами. Из всех предметов наибольшим интересом и даже уважением пользовались часы, которые туземцы принимали за живое существо: раз часы тикают – значит, в них есть сердце, раз секундная стрелка движется – значит, это живое существо. Однажды, когда путешественник вернулся с охоты, он увидел, что племя готовится к какому-то ритуалу. Два воина взяли его под руки и повели к шаману, который сказал: «Твой друг умер, ты должен попрощаться с ним», имея в виду часы. Когда Виталий подошел к часам, подвешенным на лиане, и просто завел их, это произвело огромное впечатление на местных жителей, воспринявших вполне повседневное событие как чудо, чудо воскрешения. Сколько он не рассказывал о том, что это механизм, аборигены не могли этого понять, потому что в их мировоззрении отсутствовали инструменты для понимания процессов, кажущихся современному представителю цивилизации элементарными.

Тот же путешественник в другом племени наблюдал за тем, как шаман вызывал в пустыне смерч высотой более двух километров, управлял им и, в конце концов, потушил. Сундаков просил шамана объяснить, как он это делает, но так и не понял, поскольку в нашей культуре отсутствуют механизмы для восприятия такого рода информации.

Отсюда можно сделать вывод об отсутствии какой-либо иерархии культур с точки зрения их места в истории и возможности говорить только о разнице в направлении их развития, прежде всего, по отношению к природе. Остается только выяснить, каким образом ритуал может быть использован в проектировании и насколько это возможно и необходимо? В чем принципиальное отличие современной проектной культуры от традиционной?

Ритуал как механизм создания вещей опробован тысячелетиями, в то время как существующие методы проектирования находятся в начальной стадии развития. Источником отличия современной культуры от традиционной является «изменение» окружающего мира, требующее новых подходов и условий гармонизации. Ритуал – не только процесс, но и продукт – изменяются с течением времени, но это изменение незначительно, и человек успевает адаптироваться к нему, тогда как скорость изменения и степень разрозненности предметного мира на момент возникновения дизайна превысили критическую.

Одна из самых распространенных точек зрения на причину возникновения такой сферы деятельности, как дизайн, связывает его появление с кризисом перепроизводства в начале ХХ века. С появлением профессии ряд стоящих перед обществом проблем, прежде всего экономических, был снят. Созданные дизайнерами условия существования человека отвечали удобству, комфорту, престижу потребления товаров, боровшихся за спрос покупателя. Отсюда качество дизайна – это степень соответствия условий, в которых находится человек, с его потребностями.

Развитие культуры, науки, социальной организации, духовной сферы, на которое человеку приходится отвечать по-разному, в свою очередь, трансформирует его потребности. Выйдя из пещеры, до сегодняшнего дня физиологически мы изменились незначительно, но значительно изменилось влияние на нас. Иными словами, модели восприятия остались те же, но появилась другая кодировка: не от природной среды, а от искусственной. Так как искусственная среда, в отличие от природной, не так гармонична, возникают противоречия. Другие профессии и сферы деятельности также адаптируют для человека природу, создавая материал второй природы.

Техническое приращение, раскрытие возможностей природы для человека происходит с разной интенсивностью. Движение вещей в современной действительности различить очень сложно, пользуясь словами А.Ф. Еремеева, можно сказать, что оно «напоминает фасад жилого дома, состоящего из множества секций разной этажности – одно-, трех-, десяти, восемнадцати – …Ясно, что в таком виде дом не достроен, некоторые работы в нем завершены, другие продолжаются или приостановились. Иными словами мы имеем дело не с законченным сооружением, а скорее с общим технологическим процессом, контуры которого тоже определяются необходимостью целого, а без него не различимы». Дисгармония возникает от того, что приспособление везде происходит по-разному, пагубно воздействуя на человека, ставя перед ним ряд проблем разного масштаба, – духовных, витальных, психологических. Следовательно, степень присутствия необходимости в дизайне возникает при активном развитии, и зависит от новых идей различных сфер деятельности человека для приведения второй природы в соответствие с человеком и питаясь ими. Таким образом, степень присутствия дизайна пропорциональна скорости развития общества, а его необходимость – степени разницы между восприятием человека действительности и действительностью.

В отличие от времен, когда господствует ритуал, в более поздней культуре существует много факторов, влияющих на изменение условий ситуации: культурные, социальные, экономические, технологические, изменение мышления самого человека, появление новых потребностей и исчезновение старых. Дизайн быстро реагирует на эти изменения, рождая новые формы или изменяя существующие, в некотором смысле дизайн питается происходящими вокруг изменениями. Во многом они являются источником для появления дизайна, к которым необходимо адаптироваться и с помощью которых адаптация становится возможной. Здесь уместно привести пример того, как чутко дизайн реагирует на изменение ситуации.

Одной из самых переменчивых сфер является мода, создающая предметное окружение человека в соответствии с изменениями образа мысли общества. Например, первая мировая война потребовала от женской одежды большей функциональности и простоты. На смену корсетам, царившим и после предложения знаменитого французского кутюрье Поля Пуаре заменить их новыми формами, пришли лифчики. Корсеты связаны не столько с традицией надевания их с посторонней помощью, но с определенной моралью, правилами поведения и манерой держаться. Когда меняется образ мыслей и системы ценностей, дизайн предлагает новые формы, и они оказываются востребованными. Что касается эстетики, то она также следует за изменяемым образом мысли человека, философии общества. С появлением мобильных телефонов отпала необходимость в записной книжке, зато появилась потребность в сменяемых панельках, а в деловых портфелях – карманчик для сотового телефона. Примером растущего внимания дизайна к изменениям в духовной сфере является и участие в разработке брэндов, предполагающей включение ценностной информации в число факторов, влияющих на форму, цвет и ассортимент товаров. Кроме того, дизайн не только учитывает движение, но и максимально точно соотносит их с изменениями, происходящими в человеке. В качестве примера можно привести таблицы, активно разрабатываемые теоретиками и практиками дизайна в 1980-х гг. Дробя человека и оперируя разноуровневыми понятиями, не подходящими под научные структуры какого-либо определенного направления, они в то же время интуитивно фиксировали возросший динамизм жизни и не всегда осознанное стремление сохранить целостное представление о человеке.

С появлением виртуальных пространств внимание проектировщиков переключилось на разработку структур, систем, которые выходят за рамки обычного понимания предметов дизайна. Дизайн улавливает изменение ценностей, вкусов, ориентаций. Он видит все, что движется, он этому учится, и он этим живет и он нужен людям, становясь адаптором между людьми и различными формами культуры, меняющимися в значительно более быстром темпе. Примеры одновременно обозначают линию противопоставления дизайна ритуалу, в котором отсутствуют механизмы учета высокой скорости происходящих в окружающем мире изменений.

Обратная сторона ритуала – отсутствие гибкости и мобильности, его консерватизм, связанные с формализацией действий. В современных условиях ритуал не позволяет учитывать высокую скорость изменения окружающего мира. Напротив, дизайн можно считать инструментом, способным учитывать изменения окружающего предметного мира и человека. Область деятельности современного дизайна – среда, оторванная от природы. Сама профессия появилась как следствие сильного и разноускоренного отрыва общества от природы. Однако, как бы не изменялась среда, связь с природой остается всегда и ее воплощает сам человек.