Смекни!
smekni.com

Теоретические взгляды и художественная практика Айвазовского (стр. 8 из 12)

В 1866 году художник представляет в Совете Академии художеств работ трех учеников, среди которых он особо отмечает картины лучшего из них — А. И. Фесслера. Кроме Фесслера, у него учились Л. Ф. Лагорио, Э. Магдесьян; влияние его творчества испытывали К. Ф. Богаевский, М. П. Латри.

В феодосийской мастерской Айвазовского сложилась своеобразная школа маринистической живописи. Специально для нее художник построил здание, а позднее основал в нем картинную галерею, хранящую самое большое собрание полотен самого автора. Из нее вышел ряд крупных художников — Лагорио, Фесслер, Куинджи, Богаевский, Волошин, Латри, Маг-десиан, Ганзен, Арцеулов. Кроме того, искусство Айвазовского вдохновляло многих выдающихся русских художников на раннем этапе их развития. Не избегли его влияния Суриков, Саврасов, Шишкин, Врубель, Боголюбов. Художники Терлемезян, Суреньян, Махокян, Башинджагян пользовались советами Айвазовского.

После зачисления в 1865 году Айвазовского на службу в Академию художеств, он периодически общался с учениками Академии. В одной из речей перед учащимися Академии художеств в феврале 18887 года Айвазовский даст краткий итог своей педагогической деятельности. «Господа, мне весьма отрадно слышать, что я заслужил от вас благодарность.

Живя далеко от Петербурга, я не могу быть (так) полезен для вас, как мои товарищи по искусству, а этой скромной материальной помощью, которую я вам представил, я обязан снисходительному отношению публики к моим произведениям. Мне тем более утешительно, что вы оправдали меня перед Академией, которая всегда щедро меня награждала и защищала, как например, 50 лет назад при одном случае, ручаясь за меня в будущем. Еще раз весьма благодарю вас сердечно, господа.»[20]

Глава 3 Философия творчества Айвазовского

3.1 Притягательная сила моря

Излюбленной темой его творчества, со времени возвращения в Феодосию, стала тема моря. Своеобразие творчества Айвазовского – в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морских стихий, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей.

http://nearyou.ru/aivazovsk/r50val.html1850 год. Айвазовский пишет свою самую известную картину - "Девятый вал" (приложение 1). Дикие громады волн готовы раздавить затерянную в океане крошечную группу потерпевших кораблекрушение. Мы не знаем, сколько дней провели они в открытом море - люди измучены до предела. Весь ужас борьбы со стихией вложен в этот холст.
Но вот-вот буря утихнет, и люди, облепившие, как муравьи, обломок мачты, будут спасены. Пусть неистовствует океан, пусть еще грозно вздымаются гигантские волны. Воля, мужество, вера человека окажутся сильнее стихии.

Образ бушующей морской стихии волновал воображение многих русских поэтов. Ярко отражено это в стихах Баратынского. Готовность к борьбе и вера в конечную победу звучат в его стихах:

Так ныне, океан, я жажду бурь твоих -

Волнуйся, восставай на каменные грани,

Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,

Как зов давно желанной брани,

Как мощного врага мне чем-то лестный гнев…

Таким море вошло и в сформировавшееся сознание молодого Айвазовского. Художник сумел воплотить в маринистической живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени, и придать глубокий смысл и значимость своему искусству.

Зрелым мастерством отмечена картина «Море» (1864). Великолепно это изображение бушующего моря с искрящейся пеной на гребнях волн, фосфоресцирующего неба с бешено мчащимися тучами, в разрывах которых проглядывает луна, едва уловимого всполоха от костра в расщелинах скал. Лунный свет словно пронизывает напоенный влагой воздух. Блестит и переливается серебром вода на прибрежных камнях. И будто вырастают из темной, почти черной глубины моря таинственные силуэты скал. В этом произведении художник сумел создать романтически приподнятый и предельно проникновенный образ моря (приложение 2).

Одно из наиболее эмоциональных и в то же время «немногословных» полотен в собрании галереи — картина «Буря на Северном море» (1865). В сюжетном, и композиционном отношении она близка к знаменитой картине «Девятый вал», однако отличается от нее сдержанным цветовым решением. Величественна красота разбушевавшегося моря, кажется плотной до черноты густая синева ночного неба. Художник стремится передать грозную силу и мощь стихии, с которой продолжают мужественно бороться потерпевшие катастрофу мореплаватели. Благодаря умело найденному композиционному решению зримо ощущаются высота ночного неба, беспредельность едва освещаемого луной штормового моря.

В конце жизни Айвазовский был поглощен идеей создания синтетического образа морской стихии. В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море: "Обвал скалы" (1883), "Волна" (1889), "Буря на Азовском море" (1895), "От штиля к урагану" (1895) и другие. Одновременно с этими огромными картинами Айвазовский написал ряд произведений, близких к ним по замыслу, но выделяющихся новой красочной гаммой, предельно скупой по цвету, почти что монохромной. Композиционно и сюжетно эти картины очень просты. На них изображен бурный прибой в зимний ветреный день. О песчаный берег только что разбилась волна. Бурлящие массы воды, покрытые пеной, стремительно сбегают в море, унося с собой клочья тины, песок и гальку. Навстречу им поднимается очередная волна, которая является центром композиции картины. Чтобы усилить впечатление нарастающего движения, Айвазовский берет очень низкий горизонт, которого почти касается гребень большой надвигающейся волны. Вдали от берега на рейде изображены корабли с убранными парусами, стоящие на якорях. Над морем нависло тяжелое свинцовое небо в грозовых тучах. Общность содержания картин этого цикла очевидна. Все они в сущности являются вариантами одного и того же сюжета, отличающимися только в деталях. Этот значительных цикл картин объединен не только общностью сюжета, но и цветовым строем, характерным сочетанием свинцово–серого неба с оливково–охристым цветом воды, чуть тронутой у горизонта зеленовато–голубыми лессировками.

Такая простая и вместе с тем очень выразительная красочная гамма, отсутствие каких–либо ярких внешних эффектов, ясная композиция создают глубоко правдивое изображение морского прибоя в бурный зимний день. В конце жизни Айвазовский написал довольно много картин в серой красочной гамме. Некоторые были небольшого размера; они написаны в течение одного–двух часов и отмечены очарованием вдохновенных импровизаций большого художника.

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину "Радуга" (приложение 3). В сюжете этой картины - буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, - нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина "Радуга" была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

"Радуга" при всей ее необычайности, конечно, имеет аналогии в творчестве Айвазовского. Он написал много "жемчужных" восходов солнца и туманных утренних зорь, но в этой картине ярче и полнее, чем в прежних, с большим живописным совершенством передано трудноуловимое состояние природы.

Радугу не раз писали художники прошлых эпох и наши современники. Обычно, чтобы оттенить яркость спектральных цветов, ее изображали на темном фоне грозовой свинцовой тучи. Иначе показал радугу Айвазовский. Не оттеняя ее цветовой чистоты близлежащими тонами, он воссоздал ее теми же красками, какими написана вся картина, благодаря чему она приобрела прозрачность, мягкость и ту правдивую свежесть и чистоту цвета, которая нас радует в природе; повысился цветовой строй картины и приобрел мягкий сверкающий радужный колорит, ставящий ее в ряд с наиболее совершенными произведениями Айвазовского.

Художнику удалось найти и воплотить в "Радуге" новые черты в живописном искусстве. Очень любопытно, что он заказал для нее массивную черную раму, а не золотую, как делал обычно. Этим он стремился усилить живописный эффект картины, подчеркнуть легкость и радужную ясность ее колорита.

По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: "Буря… г. Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер - без соперников… В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре…"

За два года до смерти Айвазовский создал одно из самых совершенных своих творений — картину «Среди волн». На огромном полотне вверху изображена лишь узкая полоска грозового неба с низко мчащимися тучами, все остальное пространство заполнили волны бурного моря. Луч солнца, пробившись сквозь облака, как бы тонет в морской пучине. Волны пенятся, сталкиваются в бешеном водовороте, достигая на переднем плане почти натуральных размеров. Композиционным стержнем произведения служит центральная вздыбившаяся волна с белоснежной пеной на гребне, насквозь пронизанная солнечным светом (приложение 4).

Здесь художник нашел совершенно новое воплощение для темы. Композиция ее очень проста. Огромный холст разделен на две неравные части. Вверху — узкая полоска темного грозового неба, по которому мчатся косматые черные тучи. Вся остальная часть картины занята волнами бушующего моря. Они наступают от горизонта и, приближаясь к переднему краю, разрастаются до огромных размеров. Всю картину по диагонали пересекает едва уловимый луч солнца.