Смекни!
smekni.com

Традиции и новации в искусстве художников импрессионистов (стр. 5 из 5)

Ранние работы Моне вполне традиционны, их живопись свидетельствует о связи с искусством Курбе и барбизонцев. В них ещё присутствуют человеческие фигуры, которые в дальнейшем всё более превращаются в стаффаж и постепенно исчезают из его картин. В 1870-х годах окончательно складывается импрессионистическая манера художника, отныне всецело посвятившего себя пейзажу. С этого времени он работает почти исключительно на пленэре. Именно в его творчестве окончательно утверждается тип большой картины-этюда.

Одним из первых Клод Моне начинает создавать серии картин, в которых один и тот же мотив повторяется в разное время года и суток, при разном освещении и состоянии погоды (возможно, в этом следует видеть воздействие японской гравюры на дереве, где этот принцип играл ведущую роль). Так появляются его знаменитые серии, посвященные вокзалу Сен-Лазар, полям цветущих маков, Руанскому собору, лондонским мостам и др. Не все они равноценны, но лучшие полотна этих серий поражают свежестью красок, интенсивностью цвета и артистизмом передачи эффектов освещения. (13, стр. 99)

В поздний период творчества в живописи Моне усиливаются тенденции декоративизма и плоскостности. Яркость и чистота красок превращаются в свою противоположность, появляется какая-то белёсость. Говоря о злоупотреблении поздних импрессионистов "светлым тоном, превращающим некоторые произведения в обесцвеченное полотно", Эмиль Золя писал: "И вот сегодня нет ничего, кроме пленэра... В Салоне остались только пятна: портрет только пятно, фигуры только пятна, одни только пятна". ( 9 стр. 49)

Другие художники-импрессионисты тоже были в своём большинстве пейзажистами. Их творчество часто незаслуженно оставалось в тени рядом с действительно колоритной и впечатляющей фигурой Клода Моне, хотя они не уступали ему в зоркости видения природы и в живописном мастерстве.

С 1892 по 1894 гг. Клод Моне много раз воплощал мотив "Руанский собор" в разное время суток и года. В культурологи считается, что этой серией картин и завершился весь период импрессионизма.

2.8 Берта Моризо

Берта Моризо была красивой, образованной и интеллигентной молодой женщиной, которая вошла в круг импрессионистов благодаря дружбе с Мане. Она была необычайно талантлива. Внучка Фрагонара, Берта Моризо без труда оказалась в числе тех, кому был открыт путь в Салон.

Впервые она выставила там свои работы в 1864 году, когда ей было двадцать три года. Сначала она училась у Коро, затем, познакомившись с Мане, примкнула к импрессионистам. Вопреки возражениям Мане, она приняла участие в организации их первой выставки и показала девять своих работ. Шквальный огонь критики не миновал и Берту Моризо, но она восприняла его стоически.

Мане впервые встретил Берту Моризо в Лувре, где он копировал одну из работ Рубенса. Фантен – Латур представил их друг другу. Мане просил её позировать для картины «Балкон», которую он позже выставил в Салоне. И хотя оба они испытывали сильное влечение друг к другу, Мане сумел сохранить дистанцию, и нет никаких свидетельств, что она была его возлюбленной. Их дружба продолжалась шесть лет, затем Берта вышла замуж за младшего брата Мане – Эжена. Супружеская пара поселилась на улице Вильжюст. Их дом стал местом встреч импрессионистов и стартовой площадкой для многих молодых писателей и поэтов того времени.


3. КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ ИМПРЕССИОНИЗМА

Картины и полотна великих художников эпохи импрессионизма в настоящее время оцениваются очень высоко и цены на них, на мировых аукционах доходят до нескольких сотен тысяч долларов (евро), что явно говорит о мировом признании творений художников – импрессионистов.

Сейчас, когда горячие споры о значении и роли импрессионизма ушли в прошлое, вряд ли кто решится оспаривать, что движение импрессионистов было дальнейшим шагом в развитии европейской реалистической живописи. "Импрессионизм - это в первую очередь достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности" .(5, с. 64)

Эпоха импрессионизма стала дальнейшим шагом в истории развития мировой культуры XIX – XX столетия, она одарила нас такими великими мастерами как Клод Моне («Завтрак на траве», «Сирень на солнце», «Бульвар Капуцинов», «Стога сена», «Руанский собор»), Эдгар Дега («Четырнадцатилетняя танцовщица», «Ночное кафе», «Абсент»), Эдуард Мане («Завтрак на траве», «Олимпия», «Бар в Фоли-Бержер»), Огюст Ренуар («Женщина, поправляющая шляпу», «Девушка в шляпе с красными маками», «Мадам Шарпантье со своими детьми», «Бал в саду Мулен де ла Галет», «Купальщицы», «Чета Сислей», «Завтрак гребцов», «Ложа», «Первый выезд»), Альфред Сислей («Канал в море»), Камиль Писсаро («Вспаханная земля», «Оперный проезд»), Поль Сезанн («Натюрморт с персиками и грушами»), Анри Тулуз-Лотрек и многие другие.

Следует отметить, что импрессионизм стал этапом, когда произошел коренной перелом, который положил рубеж между искусством Нового и Новейшего времени. Он завершает развитие всего после ренессансного искусства, ведущим принципом которого было отражение окружающего мира в зрительно достоверных формах самой действительности, и является началом крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественно нового его этапа - искусства ХХ века.

Импрессионисты неизмеримо расширили возможности изобразительного искусства, открыв мир солнца, света и воздуха, но также красоту туманов, беспокойную атмосферу жизни большого города, россыпь его ночных огней и ритм непрестанного движения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены традиции и новации импрессионизма, как одного из направлений французского искусства XIX века, также были изучены основные моменты истории создания этого движения, характерный стиль письма, рассмотрены наиболее известные представители художников – импрессионистов XIX века и их великие работы.

В целом можно сказать, что во французском искусстве конца XIX века произошли очень серьезные изменения. Для многих деятелей искусства реалистическое направление перестает быть эталоном, и отрицается само реалистическое видение мира. Художники устали от требований объективности и типизации. Рождается новая, субъективная, многогранная, художественная реальность. Импрессионисты дожили до того, что увидели, как их концепции, выхолощенные, приглаженные, сведённые до мелких штампов, были частично восприняты официальным искусством.

Они по-новому подошли к изображению мира. Главным для них стали трепетный свет, воздух, в который как бы погружены фигуры людей и предметы. В их картинах чувствовался ветер, влажная после дождя, нагретая солнцем земля. Они стремились разглядеть и показать удивительное богатство цвета в природе. В 1886 году состоялась последняя выставка импрессионистов. Однако, как живописный метод, импрессионизм не прекратил своё существование : аналогичные поиски велись мастерами других стран - Англии ( Дж. Уистлер), Германии (М.Либерман и Л. Коринт), России (И.Грабарь и К. Коровин). Совершив художественную революцию в сознании современников, раскрыв им новые горизонты, импрессионизм дал толчок к развитию искусства и появлению новых концепций, течений и форм. В его недрах зародились неоимпрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, приведшие в свою очередь к возникновению новых художественных эстетик и направлений.(18, стр.54)


БИБЛИОГРАФИЯ

1.Андреев Л.А. Импрессионизм: Учебное пособие Для студентов вузов / М., 1998.- 284 С.

2. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: учебное пособие. / А.А. Белик.- М., РГГУ, 1999.-241 с.

3.Гуревич П.С. Культорология: Учебное пособие / П.С. Гуревич. – М., Знание, 2004. –356 с.

4.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: учебное пособие для студентов вузов / Н.А.Дмитриева. –2001. – 656 с.

5.Джон Ревалд. История импрессионизма / Д.Ревалд. – М., «Республика», 1994. – 5-11 с.

6.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учебное пособие / Т.В.Ильина. – М., 1999. – 547 с.

7.Импрессионизм, мастера, предшественники, последователи. Энциклопедия / М., «Экзмо», 2003. – 5 с.

8.Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы / Ленинградское отделение, «Искусство», 1969. – 5-16 с.

9.Культурология: учебное пособие / Столяров Д.Ю., Кортунов В.В., отв. Ред. Столяров Д.Ю. –М., «Норма –Инфра –М, 2003. – 327 с.

10.Малюга Ю.Я. Культорология: учебное пособие / Ю.Я.Малюга, М., ИНФРА-М, 1998. –211 с.

11. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: Учебное пособие / Э.С. Маркарян. – М., 2003. – 174 с.

12.Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней / СПб, СЗКЭО «Кристалл»; М., «Оникс», 2006. – 52-54 с.

13.Попова Е.В. Введение в культурологию: учебное пособие для вузов / ред. Е.В.Попова. – М., «Знание», 2004. – 356 с.

14.Соколов Э.В. Культурология: учебник / Э.В.Соколов. – М., 2005. – 200 с.

15. Хрестоматия по культурологии: учебное пособие / составители Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А., отв. ред. Радугин А.А. – М., «Центр», 2004. – 524 с.

16. Швейцер Альберт. Культура и этика: учебное пособие / перевод с нем. Н.А.Захарченко, Г.В.Колшанского, общ.ред.проф. В.А. Карпушина. – М., «Прогресс», 1973. – 457 с.

17. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / М ,"Олма-Пресс" 2000. – 252-256 с.

18. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века: учебное пособие / Н.В. Яворская. - Москва , 1989. – 343 с.

Приложение

Годы жизни художников – импрессионистов

Художник годы жизни
Базиль Фредерик 1841-1870
Гийомен Жан Батист Арман 1841-1927
Дега Эдгар 1834-1917
Ионкинд Иохан Бартольд 1819-1891
Кайботт Гюстав 1848-1894
Кассат Мэри 1844-1926
Мане Эдуард 1832-1883
Моне Клод 1840-1926
Моризо Берта 1841-1895
Писсарро Камиль 1831-1903
Ренуар Огюст 1841-1919
Сарджент Джон Сингер 1856-1925
Сезанн Поль 1839-1906
Сислей Альфред 1839-1899
Утрилло Морис 1883-1955
Фантен-Латур Анри 1836-1904