Смекни!
smekni.com

Функции культуры (стр. 4 из 7)

Для того, чтобы обеспечить большую надежность и гарантированность процессов социализации и инкультурации, используются их целенаправленные формы, и прежде всего воспитание. Воспитание - это целенаправленная передача норм и правил достойного (приемлемого) поведения от старшего поколения к младшему. В ходе воспитания происходит специальный отбор задач и идей, в духе которых следует формировать личность, а также средств и методов, которые обеспечивают наибольший эффект этого процесса. Процесс воспитания позволяет личности опереться на опыт прошлых поколений. Воспитание осуществляется в ходе деятельности различных социальных институтов: семьи, учебных заведений, религиозных организаций, средств массовой информации, культурно-просветительских организаций.

В процессе формирования личности принято выделять несколько этапов. Основанием для такого выделения являются: 1)развитие у человека тех или иных качеств; 2)характер его взаимоотношений с внешней средой. Американский исследователь Л. Колберг выделяет три уровня духовного (морального) развития личности:

1.Доморальный уровень, когда индивид руководствуется своими эгоистическими побуждениями.

2.Уровень конвенциальной морали, когда человек ориентируется на заданные извне нормы и требования.

3.Уровень автономной морали, когда у человека формируются устойчивые моральные принципы и убеждения, и он в состоянии делать самостоятельный выбор.

Таким образом, общая направленность процесса инкультурации состоит в переходе от внешних к внутренним, сознательным регуляторам поведения человека (к саморегуляции).

Психологи Ж. Пиаже, Л. С. Выготский обращают внимание на то, что изменения духовного мира личности происходят синхронно с соответствующими биологическими изменениями. Существует устойчивая закономерная связь между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, его возрастом и интеллектом - с другой. Эти идеи были подтверждены в ходе исследований, проведенных в США, Англии, Канаде, Мексике. Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что число детей, стоящих на доморальном уровне, с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболее типична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил (уровень конвенциальной морали). В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который, как правило, сильно отстает от развития абстрактного мышления. Происходит постепенный переход от духовного мира детства, опекаемого и управляемого взрослыми, к духовному облику самостоятельной личности, когда уже внутренние регуляторы начинают играть главную роль в поведении человека. У него формируются убеждения, собственное видение проблем. И он начинает критично и избирательно оценивать влияния социальной среды. Одни из них человек воспринимает, другие отбрасывает как неприемлемые. Он начинает все оценивать сквозь призму своего личного опыта, знаний, представлений. Итак, становление личности в детские, юношеские, молодые годы - это сложный процесс, в котором взаимодействуют биологические, возрастные и социальные факторы.

Фундамент, духовная основа личности формируется в юные годы. Этим объясняется особая роль семьи и школы в формировании личности. Однако, не следует думать, что процессы социализации и инкультурации распространяются только на ранний период жизни человека. Они не ограничиваются какими-то возрастными рамками и продолжаются в течение всей жизни человека. Чем это объясняется?

1.В процессе жизни меняются социальные роли, которые выполняет личность. Появляются новые должности, статусы, функции, новые социальные связи и отношения. Например, поступление в вуз, начало самостоятельной трудовой деятельности, вступление в брак, рождение ребенка - все это новые социальные роли человека, которые требуют от него новых знаний, умений, выполнения новых функций.

2. Изменения, в том числе и кардинальные, может претерпевать и само общество. И это требует от человека серьезной внутренней работы, предполагает корректировку, а иногда и обновление установок, жизненных ориентиров. Пример тому - сложные процессы, которые происходят в нашем обществе с начала 90-х годов XX века. Распад Советского Союза, смена экономического и политического строя, переход к рыночным отношениям - все это заставило людей, особенно среднего и старшего поколений, адаптироваться к новым социальным условиям, многое менять в своем укладе и образе жизни. Однако, и общество должно помогать личности приобретать те знания, навыки, ориентации, которые необходимы ей для жизни в новой социальной среде, чтобы она чувствовала себя не изгоем и маргиналом, а полноценным членом общества. Таким образом, процесс приобретения и развития человеком социальных и культурных качеств не знает возрастных границ, продолжается в течение всей его жизни.

Среда формирует личность, а личность с определенного момента изменяет и преобразует среду. Таким образом, существует взаимодействие между личностью и обществом. Причем, действует следующая закономерность: чем более развита личность, тем заметнее ее влияние на общество, коллектив, в который она включена. По степени индивидуального вклада личности в развитие общества судят о ее масштабности. В этом случае говорят о личностях рядовых, талантливых, выдающихся, гениальных. На эту проблему можно посмотреть сквозь призму понятий "культура личности" и "культура общества".Культура личности не только результат воздействия культуры общества, но и источник ее развития. Именно на уровне индивидуальной культуры осуществляется рождение новых идей, взглядов, подходов, ценностных представлений и норм. И лишь получив определенное закрепление (материализацию в той или иной форме) и распространение в обществе, это новое становится достоянием культуры общества. В этом постоянном противоречии, основанном на несовпадении культуры личности и общества, и заложен источник движения и развития культуры.

3. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

КУЛЬТУРЫ

Культура возникает вместе с обществом, она является социальным феноменом. Культура и общество не могут существовать друг без друга. Это небиологические формы совместной жизнедеятельности людей. Несмотря на их тесную связь, между ними существуют и различия. Если применять деятельностный подход, то общество следует рассматривать как коллективный субъект деятельности, а культура будет выступать как способы, средства и результаты деятельности (т. е. как технико-технологическая и предметно-продуктивная сторона деятельности).

Если понимать общество как продукт взаимодействия людей, то культуру можно рассматривать как качественную сторону этого взаимодействия, взаимоотношений между людьми. Общество всегда представляет собой результат социальных отношений, и в этом смысле оно неизменно. А культурное начало в нем (т. е. качество этих отношений), напротив, динамично, изменчиво. Особенности социальной системы определяются ее культурной основой: сложившимися в обществе ценностями, нормами, обычаями, традициями, религиозными верованиями, уровнем образованности, менталитетом. Таким образом, культура - это качественная сторона общественных отношений, достигнутый уровень развития общества.

Культура выполняет важные социальные функции. Во все времена существовал интерес к культуре как к социальному явлению, стремление понять ее место и роль в жизни общества. Назовем главные функции культуры.

1. Адаптационная функция заключается в том, что культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Термин "адаптация" означает приспособление. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной. Он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду. Человек как биологический вид остается одинаковым в очень широком диапазоне условий, а культура (формы хозяйства, обычаи, социальные институты) различается в зависимости от того, чего требует природа в каждом конкретном регионе. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным, приспособительным эффектом. Другой стороной адаптационной функции культуры является то, что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя.

2. Познавательная функция культуры состоит в том, что культура обеспечивает получение новых знаний о мире. Эту функцию выполняют разные виды духовной культуры: мифология, религия, философия, наука, искусство. Об особенностях мифологического и религиозного миропонимания говорилось выше, когда речь шла о дописьменной и письменной культурах. В данной теме рассмотрим познавательную роль науки и искусства. Следует обратить внимание на то, что научное и художественное познание имеют свою специфику. Они не дублируют, а взаимодополняют, взаимообогащают друг друга. Наука изучает в явлениях и процессах общее и необходимое. Она стремится за явлениями обнаружить сущность, за совокупностью фактов - закономерности развития. Если обыденное знание сводится к констатации и описанию фактов, то научное знание стремится к объяснению явлений и процессов и предсказанию их дальнейшего развития. Основные задачи научного познания - объяснить и предсказать. По форме научное знание сконцентрировано в общих понятиях, категориях, принципах, законах, теориях, которые принимают формализованный характер (это абстрактные формулы математики, химические знаки, схемы, графики, диаграммы). Художественное познание в отличие от научного является образным и наглядным. Можно сказать, что наука - это мышление в понятиях, а искусство - это мышление в образах. Что мы познаем с помощью искусства? - Благодаря искусству мы знакомимся с различными историческими эпохами, можем "перенестись" в прошлое, "заглянуть" в будущее. Не случайно искусство называют своеобразной машиной времени. Ни с чем не сравнимо значение искусства в познании человека, его духовного мира, психологии. Еще до того, как проблема бессознательного стала предметом научного анализа, она была художественно постигнута, например, в творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.