Смекни!
smekni.com

Храмы Кубани (стр. 5 из 6)

На горе, которая носит монастырское название Фавор, находиться святой источник в честь великомученика и Целителя Пантелеимона. Трудами монахов на средства благочестивых людей здесь уже возведена купель для омовения паломников, планируется сооружение подколодезной часовни.

"Свеча за мир!" - так величественно называли обитель наши предки. И сегодня во вновь возрождающейся обители день и ночь возносятся к Богу молитвы о мире и процветании нашей земли.

4. История храма св. великомученика Георгия (г. Краснодар)

891 год. Страшная буря разыгралась на море рядом с юго-западным побережьем Крыма, бывшего в ту пору малонаселённой греческой колонией. Шторм был настолько силён, что неминуемая гибель грозила мореплавателям, судно которых находилось уже в семидесяти саженях (как писал позже безымянный монастырский летописец) от острых прибрежных скал.

"И возопили тогда греки об избавлении от страстей ко Святому Великомученику и Победоносцу Георгию, и он, услышав сердечный их вопль, мгновенно явился на большом камне, и буря в тот же час утихла."

Спасённые от видимой гибели греки в благодарность Чудотворцу основали близ того места, где погибали и были чудесным образом спасены, монастырь во имя Святаго Георгия, переживший под охраной Великомученика в течение долгих веков многие исторические события Крымского полуострова и Великой Русской Империи.

Монастырь перенёс землетрясения, набеги кочевников, монголо-татарское иго, многих политических и исторических деятелей, русско-турецкие войны, осаду в кампанию 1854 г., Великую Отечественную войну.

В пяти верстах от монастыря было расположено селение Балаклава, поэтому монастырь впоследствии стал именоваться Таврическим Балаклавским Первоклассным монастырём во имя Святаго Великомученика и Победоносца Георгия.

Во время Крымской кампании 1854 г., в день храмового праздника Георгиевский монастырь был взят союзными войсками и в продолжение 11 месяцев содержался в плену. Однако при этом французы строго охраняли монастырь от вторжения турок и осквернения святыни, и, когда Омер-паша со своей свитою хотел войти в храм для обозрения, они не впустили их до тех пор, пока он и его офицеры не сняли оружия и головные уборы.

Благодаря своему расположению в живописном месте монастырь охотно посещался путешественниками, которые считали своею непременною обязанностью полюбоваться на море и великолепные прибрежные скалы. Здесь бывали Государи всея Руси — в 1818-1825 гг. Александр I Благословенный, а в 1835 г. — Николай I с супругою Александрой Федоровной.

При праздновании тысячелетия существования обители на том камне, где явился св. Георгий, был водружен крест с надписью о времени чудесного явления, а для восхождения на камень высечены ступеньки.

В Георгиевском монастыре три храма с тремя приделами. Из них древнейший по постройке — пещерный, относящийся к IV веку и возобновлённый в прежнем стиле. Второй храм — Кресто-воздвиженский и, наконец, третий — Георгиевский, расположенный у подножия древней пещерной церкви и сооруженный в 1814 г.

В 1891 году монастырь отметил своё тысячелетие, ознаменованное честью посещения его Императорским Высочеством Государем Николаем Александровичем.

Из Киевской и Московской Руси в течение этой тысячи лет выросло большое и могучее Православное государство — Российская Империя, южные границы которого достигли Северного Кавказа.

В 1793 году переселенцами из Малороссии, казаками был основан город Екатеринодар. Вскоре на северной окраине города между улицами Котляревской (ныне Седина), Пластуновской (Янковского), Ярмарочной (Головатого) и Северной путешествующими и паломничающими во Святую землю монахами были устроены скит и молельня, как подворье или, выражаясь современным языком - филиал Балаклавского монастыря.

Южная часть монастырского подворья периода начала строительства Храма.

К середине девятнадцатого века в подворье были построены молитвенный дом, временная часовня, два кирпичных дома для братии (сохранившиеся и поныне они находятся во дворе нынешнего техникума с восточной и южной сторон), настоятельский дом и несколько хозяйственных построек.

Подворье занимало целый квартал, именовавшийся по городскому градостроительному плану конца девятнадцатого века как №315. На территории подворья послушниками был разбит большой фруктовый сад, устроены огороды и велось образцовое монастырское хозяйство.

К концу девятнадцатого века руководство Георгиевского Балаклавского монастыря Таврической епархии в лице игумена Никандра обратилось в Городскую думу Екатеринодара с просьбой о помощи в строительстве на территории подворья каменной церкви во имя Святыя и Живоначальныя Троицы с часовней во имя Святаго Великомученика Георгия Победоносца.

Надо сказать, что к тому времени благословение руководства Таврической епархии на постройку этой церкви уже имелось, однако монастырь не был достаточно богат, а большое расстояние от Балаклавы до Екатеринодара вносило многие трудности в дело строительства.

Закладка Храма, по сообщению воскресного выпуска "Кубанских Ведомостей" от 4 июня 1895 года, была намечена на следующее воскресение, 11 июня, но из-за непогоды была отложена и произошла ещё через одну неделю, в воскресение 18 июня после всенощного бдения с вечера субботы и Литургии, начавшейся в 9 часов утра.

На закладке присутствовали представители городских властей, Городской Думы и настоятель Георгиевского Балаклавского монастыря Таврической епархии игумен Никандр, который в торжественном слове, сказанном по этому поводу, упомянул также, что на подворье будет устроена школа грамотности для детей бедных родителей, необходимость в которой давно назрела.

Подворье в ту пору находилось на окраине города и население, жившее поблизости и за чертой города, на хуторах, получало возможность обучать детей грамоте и помолиться в храме без необходимости добираться в центральную часть города.

Начало строительства храма

Постройка храма началась. История не сохранила имени архитектора и автора проекта храма. Достоверно известно лишь то, что строительство велось не без участия знаменитого архитектора Мальгерба — создателя кафедрального Собора во имя Святой Великомученицы Екатерины в центре Екатеринодара.

За 10 лет до этого события, в 1885 году, Кавказская епархия была разделена на Ставропольскую, Владикавказскую и Сухумскую. Екатеринодар вошёл в Ставропольскую епархию.

Епископом Ставропольским стал Преосвященный Владимир (Петров) (1886-1889 гг.). Владыка Владимир оставил значительный след своего пребывания во главе Ставропольской и Екатеринодарской епархии. Он предпринимал экспедиции по изучению христианских памятников на Кавказе, заложил правильную основу миссионерского дела, основав Владимирское Братство, позже преобразованное в Андреево-Владимирское, ставшее авторитетнейшим миссионерским обществом.

Его преемником, заступившим на Ставропольско-Екатеринодарскую кафедру, стал Преосвященный Евгений (Шерешилов) (1889-1893), заботами которого были организованы первые воскресные народные чтения и открыты читальни с христианской литературой.

Самое продолжительное служение на Кавказской кафедре выпало на долю Преосвященнейшего Агафадора (Преображенского) (1893-1919 гг.). На своём посту он пробыл 26 лет. Период его правления был ознаменован бурным расцветом церковного строительства на Кубани и Ставрополье. Большинство сохранившихся до наших дней храмов, как и наш Свято-Георгиевский, были построены именно в это время.

11 марта 1900 года "Кубанские Ведомости" писали: "...епархиальное начальство Таврической Губернии получило надлежащее разрешение передать по взаимному соглашению в ведение Ставропольского епархиального начальства, принадлежащее Балаклавскому Георгиевскому монастырю Таврической епархии в г. Екатеринодаре, подворье. По этому поводу со стороны обеих епархий была образована комиссия для производства оценки имущества подворья и выработки условий, на которых это имущество может быть принято в ведение Ставропольского епархиального начальства.

Из составленной этой комиссией оценочной описи и акта видно, что члены комиссии Таврической епархии оценили всё имущество подворья в 37 480 рублей, а члены комиссии от Ставропольской епархии — в 25 627 рублей. Такую заниженную оценку члены Ставропольской комиссии объясняют тем, что Балаклавское подворье расположено в самом конце Екатеринодара, а потому земля, находящаяся под подворьем, должна цениться ниже, чем в центре города; что здание церкви подворья начато постройкою в 1895 году и до настоящего времени стоит ничем не покрытое, отчего в середине постройки образовалась вода, доходящая даже во время лета у паперти до 1 аршина. Таврическая же епархия руководствовалась оценкой городского архитектора.

Ставропольское епархиальное начальство, перед окончательным решением вопроса о приобретении названного Балаклавского подворья в свою собственность, вошло в сношение, как выше объяснено, с Кубанским областным начальством о приобретении зданий подворья на войсковые средства для войсковых надобностей.

К тому моменту, известный ныне, Троицкий храм ещё не был построен (освящен в 1913 г.) и войсковое казачье начальство имело определённые виды на будущий Свято-Георгиевский храм.

Каким образом разрешился вопрос о передаче подворья в ведение Ставропольской епархии неизвестно, но с 1900 года постройка храма продолжалась уже с помощью как городских, так и войсковых властей Екатеринодара, а также на пожертвования прихожан и местных городских меценатов. В ту пору подобные пожертвования считались нормальным богоугодным делом и честью для любого преуспевающего промышленника и коммерсанта.