Смекни!
smekni.com

Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками (стр. 5 из 7)

Массовые формы работы вовлекают читателей-детей в процесс взаимодействия, общения, и творчества. Литературные салоны, вечера-размышления, литературно-музыкальные композиции создают атмосферу праздника, раскрывая творческие способности и таланты участников мероприятий. Так, при работе с литературной классикой используется метод комментированного чтения с элементами поиска. Цели метода – развить навыки самостоятельного исследования; помочь ощутить вкус научного поиска; ввести в круг чтения детей новые, выходящие за рамки школьной программы пласты литературного наследия; научить видеть в литературном тексте мысль, требующую от читателя ответных интеллектуальных усилий; дать возможность почувствовать за строками личность автора, его судьбу, радости и страдания [5].

Самое широкое применение в практике работы детских библиотек нашли игровые формы и методы. Игра – основная форма активности ребенка. По мнению отечественных психологов и педагогов, в игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. Именно в ней происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития (Д.Б. Эльконин). Игра является источником развития и создает зону ближайшего развития (Л.С. Выготский). С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что «ребенок, играя ту или иную роль, не только фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя и входя в нее, он раскрывает, обогащает, углубляет свою собственную личность. В игре собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны личности». В процессе игры детьми осваивается, прежде всего, сюжет, что и обеспечивает трансляцию определенного элемента культуры как сюжета. Позднее, в процессе развития индивида, уже имеющаяся форма социальных отношений наполнятся содержанием [8].

Рассмотрим, как игра взаимодействует с книгой и чтением. Сначала выделим то, что оказывает положительное влияние на приобщение ребенка к книге, на формирование устойчивой потребности в общении с традиционной книгой, на воспитание талантливого читателя, способного вбирать интеллектуальный, нравственный, социальный, эстетический опыт народа, отраженный в литературных произведениях.

Во-первых, это огромные возможности игры в эстетическом воспитании, поскольку игра как самоценность и игра как средство связаны генетически с эстетической деятельностью. Творческое чтение предполагает наслаждение чтением, способность эстетического восприятия и высокий литературный вкус, основанный на художественном образовании; интерес к литературному процессу, к жизни книги и литературы.

Во-вторых, очень важен эмоциональный компонент в полноценном восприятии литературного произведения. Именно игра является эмоционально насыщенной. В игре все события как бы пропускаются через переживания. Игра развивает эстетические чувства ребенка, его способность радоваться упорядоченности, организованности, гармоничности движения, пластики, слова, звука, цвета – в собственных действиях и действиях других. К осознанию идеи произведения ребенок идет через искусство, а сопереживание неотделимо от мысленного содействия. Оно возникает у детей младшего школьного возраста чаще и легче всего тогда, когда в произведении есть внешнее действие, которое ребенок может воспроизвести мысленно или в игре.

Импровизированный детский театр, детская самодеятельность в большинстве случаев возникают под влиянием прочитанной книги и наиболее ярко проявляются в играх-беседах с персонажами книг и в играх-драматизациях. Дети, разыгрывая сценки из любимых сказок, рассказов, глубже познают мотивы поведения героев, у них развиваются творческие способности, умение общаться друг с другом, обогащается словарный запас, совершенствуется речь [4].

В библиотечной практике нашли широкое применение ролевые и познавательно-развлекательные игры, моделирующие определенные ситуации, игры-соревнования и комплексные массовые мероприятия (например, конкурсы знатоков различных жанров литературы, читательские конференции в форме деловой игры, литературные турниры, театрализованные представления). Также часто используются в библиотеке, дидактические литературные игры, - разновидность игр с правилами, созданных в целях обучения и воспитания детей средствами литературы, углубления восприятия прочитанного, приобщения к самостоятельному чтению, формированию культуры чтения. Дидактические игры тренируют память, мышление, воображение; повышают интерес к тексту произведения, дают возможность лучше запомнить их названия, авторов, имена героев.

Популярными формами и методами игровой досуговой деятельности, направленных на формирование читательского интереса и культуры чтения стали следующие:

- литературный театр (синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений);

- литературная композиция по произведениям детских поэтов и писателей;

- литературные - эстафета; гостиная; маскарад; вернисаж; подиум; карнавал;

- музей литературных героев;

- сказочные турниры;

- праздники книги и др.

Большинство библиотек стремится определить пути и способы организации обслуживания читателей нетрадиционными средствами, сочетая при этом эстетические и содержательные аспекты. Открываются литературные гостиные, литературно-музыкальные салоны, проходят бенефисы местных авторов, слайд-вечера, пресс-конференции, презентации книг.

Приобщение школьников к искусству в самых разных формах, а особенно в форме художественно-творческой деятельности, является актуальной задачей современной системы воспитания главным образом потому, что в процессе художественной деятельности:

- развивается креативность как общая универсальная способность к творчеству, необходимая для успешной реализации любой продуктивной деятельности;

- постигается сущность процесса создания художественного произведения и происходит познание его глубинных идей, адекватное восприятие;

- углубляется изучение программного материала предметов эстетического цикла; углубляется изучение программного материала предметов эстетического цикла;

- повышается уровень духовной культуры младших школьников;

- совершенствуются нравственно-эстетические качества личности, обогащенной общением с шедеврами мирового искусства;

- эффективнее и плодотворнее осуществляется процесс саморазвития, самовоспитания и самоактуализации личности детей. Эта задача реализовывается путем проведения различных циклов мероприятий, направленных на развитие у детей художественного вкуса и духовной культуры [12].

Таким образом, союз литературы и живописи, книги и музыки, слова и театрального действия в большей степени содействует возвышенному восприятию художественной культуры. Чем глубже сила эмоциональных переживаний, вызванных произведением искусства, тем эффективнее процесс превращения нравственно-эстетических понятий в личную убежденность [23].

Формы библиотечного обслуживания детей младшего школьного возраста рассмотрим на примере библиотеки №4 МУК ЦБС г. Кунгура. Вот уже несколько лет библиотека работает по программе эстетического воспитания «Войди в мир искусства». Цель программы: формировать у детей основы культуры чувствования и восприятия произведений изобразительного искусства и архитектуры; формировать творческую личность, ориентирующуюся на дальнейший более самостоятельный контакт с явлениями изобразительного искусства. Основные задачи:

1. Гармонически развивать каждого ребенка на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства (с упором на коллекцию Государственной Третьяковской галереи), при помощи аудиовизуальных средств. Развивать творческую активность, эмоциональную восприимчивость, воображение и фантазию.

2. Формировать художественный вкус.

3. Воспитывать нравственные начала через восприятие изобразительного искусства, через произведения изобразительного искусства, имеющие эстетические общечеловеческие ценности.

4. Воспитывать начала музейной культуры как части общей культуры человека, бережное и благоговейное отношение к произведениям искусства, к музейным памятникам, осознание взаимосвязи культуры внешней и внутренней.

Для того, чтобы дети усвоили содержание программы, необходимо комплексное воздействие при приоритетном использовании средств изобразительного искусства и подключение к самостоятельной детской изобразительной деятельности таких смежных видов искусств, как художественное слово, музыка, пластическое движение, драматизация (при возможности и театрализация).

Методика работы нацелена на активизацию детей, на получение от них эмоциональной отдачи. Поэтому ведущий метод – игровой. В начале занятий, в гости к ребятам проходят два кукольных персонажа: Петрушка и Кот Ученый. Кот Ученый воплощает собой мир культуры, это всезнающий энциклопедист, а Петрушка – этакий непоседливый недоросль, своеобразный носитель антикультуры. В начале курса дети просто общаются с обоими персонажами, при этом библиотекарь корректирует культуру этого общения: уважительное и даже светское обращение к Коту и строго аргументированное к Петрушке. В конце цикла дети могут уже сами взять их роли и провести своеобразный диспут. Занятия с куклами позволяют не просто закреплять материал, но и способствуют повышению культуры общения.

В процессе каждого занятия библиотекарь применяет не только вопросно-ответный метод, но и путем выстроенных вопросов подталкивает ребят к самостоятельным открытиям и ответам.

Все занятия годового курса разделены на блоки.

Блок 1. Общее знакомство с главными видами изобразительного искусства и различными типами музея как «обители муз».

1. Театрализованная встреча «Волшебная сила искусства» - общее знакомство с основными видами изобразительного искусства через «подарки фей», которые они прислали детям: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство.