Смекни!
smekni.com

Цивилизационная концепция культуры А. Тойнби (стр. 2 из 6)

2. Иранское и арабское общества. Следующее живое общество – исламское. Обращение к первоисточникам его истории вызывает обнаружение наличия универсального государства (Багдадский халифат Аббасидов), универсальной церкви (ислам) и движения племен (движение тюркских и монгольских кочевников Великой степи и др.). Обнаруживаются и признаки отеческого общества. Исламское общество зародилось на территории азиатского плоскогорья, образуя постепенно ряд самостоятельных государств, от которых происходят почти все государства современного исламского мира. Два исламских общества сыновне родственны одному более старому обществу, которое находится «за пределами видимого исторического горизонта».

3. Сирийское общество. Сирийское общество является отеческим по отношению к иранскому и арабскому. Определим месторасположение родины иранского и арабского обществ в отношении к их отеческому обществу. Основная линия иранского общества оказалась на значительном удалении от отеческого сирийского общества. С другой стороны, родина арабского общества в Сирии и Египте не только совпадает с родиной сирийского общества, но и включает ее полностью.


* Тойнби А. Дж. Постижение истории. Москва, 2002, с. 49.

4. Индское общество. Является живым обществом. Универсальное государство в этом случае – империя Гуптов (375 – 475 гг. до н.э.), вселенская церковь – это индуизм, движение племен исходило от гуннов Евразийской степи. В индуизме можно увидеть неиндские наслоения, например - поклонения божествам в иконической форме. Родиной индского общества были долины Инда и Ганга.

5. Древнекитайское общество. Его прародина – Дальний Восток. Универсальное государство – империя, созданная Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э., вселенская церковь – это махаяна, движение племен – набеги кочевников Великой степи. Родина древнекитайского общества находилась в бассейне Желтой реки и Янцзы. Бассейны обеих рек стали родиной сыновнего дальневосточного общества. Территориально дальневосточное общество отстоит от отеческого древнекитайского не столь далеко, как, например, западное от эллинского или иранское от сирийского. Здесь ближе аналогия с арабским обществом или с обществом индуистским.

6. Реликтовые общества. Иудеи и парсы – реликты сирийского общества эпохи Ахеменидской империи, нормальная жизнь которой была прервана походами Александра Великого и засильем эллинизма. Монофизиты и несториане – «продукт реакции сирийского общества на это чужеродное вторжение». Эти реликты позволяют рассмотреть ошибки, которые происходят при столкновении двух или более обществ.

7. Минойское общество. Родина минойского общества – острова Крит и Киклады. Хотя сирийское общество находилось в значительном удалении от минойского, оно унаследовало от минойцев алфавит, а также – вкус к дальним морским путешествиям. Так, обнаруживается родство сирийского общества с минойским.

8. Вавилонское общество. Находится в Западной Азии, в Иране. В истории Вавилона было одно необыкновенное событие: милитаризация Ассирии. Постоянное противоборство Ассирии с Вавилонией достигло кульминации в Столетней войне 7 в. до н.э., в которой Вавилон пал, чтобы затем воскреснуть. Однако к началу христианской эры вавилонского общества уже не существовало.

9. Андское общество. Андская культура берет свое начало в двух районах – Чиму и Наска – и именно здесь зародился творческий импульс, давший толчок созидательной работе, продолжавшейся первые пять вв. до н.э. Искусство раннего Чиму дошли до нас в красочной керамике, в гармонии и пластике изображения человеческого тела.

10. Египетское общество. Это еще один представитель обществ, проживший длинную жизнь и не имевший в своей истории ни отеческого, ни сыновнего родства. Это общество возникло в нижней долине Нила. Оно не оставило в современном мире преемников. Бессмертие этого общества запечатлено в камне, пирамиды – эти неодушевленные свидетели жизни своих создателей – возможно, будут играть свою роль Атлантов еще на протяжении сотен тысяч лет. «Может быть, они простоят дольше, чем проживет Человечество, и в мире, где не останется ни чувств, чтобы воспринять их, ни разума, чтобы их понять, они будут продолжать свидетельствовать о египетском обществе, которое их создало: ведь оно было «прежде, нежели был Авраам»*.

Таким образом, Тойнби устанавливает 19 обществ: западное, православное, иранское и арабское (исламское), индуистское, эллинское, дальневосточное, сирийское, китайское, индское, шумерское, минойское, хеттское, андское, вавилонское, мексиканское, юкатанское, майянское и египетское. «Вселенская церковь» является основным признаком, позволяющим предварительно классифицировать общества одного вида. Другой критерий для классификации обществ – степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Сочетание этих двух критериев позволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале. При обобщении результатов получается такая последовательность (православное христианское общество и дальневосточное распались надвое в соответствии с местонахождением – получилось 21 общество):

египетское + андское

китайское + минойское + шумерское + майянское

сирийское

индское + хеттское + эллинское

западное

православное христианское (в России) + дальневосточное (в Корее и Японии)

православное христианское (основное) + дальневосточное (основное)

иранское

арабское + индуистское

мексиканское

юкатанское

вавилонское


* Тойнби А. Дж. Постижение истории. Москва, 2002, с. 82.

Однако ко времени окончания своего труда Тойнби увеличивает число цивилизаций и список цивилизаций выглядит следующим образом:

1. Независимые цивилизации

А. Не относящиеся к другим:

Центральноамериканская

Андская

Не аффилированные другими:

Шумеро-аккадская

Египетская

Эгейская

Индская

Китайская

Аффилированные другими (первая группа):

Сирийская (Шумеро-аккадской, Египетской, Эгейской и Хеттской)

Эллинская (Эгейской)

Индийская (Индской)

Аффилированные другими (вторая группа):

Православная христианская (Сирийской и Эллинской)

Западная (Сирийской и Эллинской)

Исламская (Сирийской и Эллинской)

Б. Цивилизации-сателлиты:

Миссисипская

Юго-западная (Центральноамериканской)

Североандская

Эламитская

Южноандская (Андской)

Хеттская (Шумеро-аккадской)

Урартская

Иранская (сначала Шумеро-аккадской, потом Сирийской)

Корейская

Японская (Китайская)

Вьетнамская

Италийская (Эллинской)

Юго-восточноазиатская (сначала Индийской, затем – только в

Индонезии и Малайе – Исламской)

Тибетская (Индийской)

Русская (сначала Православной христианской, затем Западной)

2. Недоразвившиеся цивилизации:

Первая Сирийская (поглощена Египетской)

Несторианская христианская (поглощена Исламской)

Монофизитская христианская (поглощена Исламской)

Дальнезападная христианская (поглощена Западной)

Скандинавская (поглощена Западной)

Космос средневековых городов-государств

(поглощен современной Западной)

Большинство из перечисляемых историком цивилизаций являются в настоящее время уже мертвыми. Существующих ныне цивилизаций он насчитывает семь: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская.

Основными элементами в жизни цивилизаций являются, согласно Тойнби, политика, культура и экономика. Культурный элемент – это «душа, кровь, лимфа, сущность цивилизации». Как только цивилизация утрачивает внутреннюю силу культурного развития, она сразу же начинает впитывать элементы чужой социальной структуры, с которой у нее есть контакты. Для цивилизации, находящейся в поле воздействия чужой культуры, культурное влияние оказывается куда более благодатным и полезным, чем заимствования в экономическом или политическом плане.

Отличие цивилизаций от примитивных обществ.

Тойнби отмечает, что самые ранние из известных нам цивилизаций появились около шести тысяч лет назад, а «возраст человечества равняется … 300 тыс. лет»*. Значит, «возраст цивилизаций … равен менее чем 2%» времени существования человечества. Таким образом, в течение почти всей истории человечества цивилизаций не было, и люди жили в обществах иного вида – примитивных обществах.

Примитивные общества – это небольшие по количеству своих членов племена, занимающие ограниченную территорию и имеющие сравнительно короткий срок жизни. Таких обществ было много, они рождались, размножались и гибли подобно кроликам. Есть они и в наше время. Так, в 1915 г. западные антропологи Хобгауз, Уэлер и Гинзберг составили список приблизительно 650 таких обществ. Почти все общества, приведенные в списке, были к тому времени живы.

Жизнь же цивилизаций «более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико»**. Они распространяются путем подчинения и ассимиляции других обществ.