Смекни!
smekni.com

Эллинистическая культура (стр. 2 из 6)

Однако эллинистическую культуру можно рассматривать как цельное явление: всем ее местным вариантам свойственны некоторые общие черты, обусловленные, с одной стороны, обязательным участием в синтезе элементов греческой культуры, с другой— сходными тенденциями социально-экономического и политического развития общества на всей территории эллинистического мира. Развитие городов, товарно-денежных отношений, торговых связей в Средиземноморье и Передней Азии во многом определяло формирование материальной и духовной культуры в период эллинизма. Образование эллинистических монархий в сочетании с полисной структурой способствовало возникновению новых правовых отношений, нового социально-психологического облика человека, нового содержания его идеологии. В эллинистической культуре более выпукло, чем в классической греческой, выступают различия в содержании и характере культуры эллинизированных верхних слоев общества и городской и сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные культурные традиции.

Ко времени становления античной (эллинской) художественной деятельности успели возникнуть и сформироваться основные известные и в наше время виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, рельеф, вазопись, и др. В Древней Элладе они получили дальнейшее развитие, что обусловило своеобразие и несходство древнегреческих и древнеегипетских памятников. В искусстве греков в то же время нельзя не заметить много нового, в частности, в отношении к материалам. Одним из основных новшеств стало широкое использование мрамора взамен созвучных ощущению вечности крепких пород камня (гранит, базальт, диорит), к тому же цветных, усиливавших этим отвлеченность египетских образов от реальности. Получили у эллинов распространение и новые, помимо инталии, виды глиптики, такие, в частности, как камея; во множестве возникали и стеклянные сосуды, весьма популярным стало искусство терракоты.

Инструментами эллинским ваятелям служили шпунт, скарпель, траянка, рашпиль, бурав. Первоначальная обработка производилась шпунтом, от ударов острого конца которого на поверхности оставались грубые следы. Затем каменный блок обрабатывался более тщательно скарпелью, по которой, как и по шпунту, били молотком, так что от острого и плоского рабочего конца скарпели оставался след, напоминающий дорожку. Последующая отделка велась траянкой, оставлявшей мелкие параллельные насечки. Затем шла полировка камня рашпилем или песком. Для выделывания углублений — ушных раковин, ноздрей, складок одежды и т. д. — эллинские мастера применяли бурав.

В искусстве эллинов на первом по своему значению месте всегда стояла скульптура. Даже формы архитектуры (например, Парфенон) были пластичны. Очень слаборазвитая фресковая живопись на плоскости мало интересовала греков, ее оттеснили в годы расцвета (V в. до н. э.) рисунки на сферических поверхностях сосудов.

В конце VII-начале VI в. до н. э. в греческом искусстве происходит сдвиг. Человеку начинают уделять основное внимание, и его образ приобретает все более реальные черты. Появляется монументальная скульптура, главная тема которой - человек. Именно он стал основой восприятия в искусстве эллинов. Создание обобщенного человеческого облика, возведенного к прекрасной норме-единству его телесной и духовной красоты, - почти единственная тема искусства и главное качество греческой культуры в целом. Это обеспечило ей редчайшую художественную силу и ключевое значение для мировой культуры в будущем.

Если в искусстве Востока преобладали умозрительность, а порой не вполне ясная отвлеченность, таинственность (кстати, обнаружившиеся позднее и в искусстве средневековья), то созданный эллинами образ (архитектурный, скульптурный, философский, поэтический, мифологический, живописный) всегда предельно конкретен, он настолько явствен, что, кажется, его можно потрогать рукой.

Пластичность восприятия мира — это стержень, сущность античного, преимущественно эллинского искусства. В римском уже будут заметны предпосылки перехода к новому — средневековому, как и до античности, более умозрительному, отвлеченному осмыслению бытия и человека.

Законченность и цельность, завершенность художественного образа была характерна для искусства древних эллинов. Ощущение двойственности, неопределенности исключалось. Греческому искусству чуждо сильно развившееся в средневековье чувство радости страдания, в нем не поощрялось воплощение взаимоисключающих, но переплетающихся эмоций. Красота, в эллинском искусстве всегда должна была быть логично выражена художником и также ясно, без недомолвок, воспринята зрителем. Искусство для древнего грека не было к тому же просто украшением, в нем заключался некий более серьезный, нравственно глубокий смысл, необходимый человеку в его реальной жизни. В эстетичности создаваемых образов греки всегда хотели видеть этические, нравственные элементы. Логическая четкость художественных образов, определенность и законченность их форм, так же как пластичность, составляют одно из важнейших качеств эллинского искусства.

Еще одна, весьма важная, возможно, даже основная особенность эллинского искусства — исключительно сильная метафоричность образов. В Элладе возникает и развивается новый, сосуществующий с культовым принцип художественного отражения мира. Естественно, ее проявления эволюционируют в течение долгого времени, многие ранние произведения эллинов еще сохраняют высеченные на мраморных поверхностях пространные посвящения изображенным на них божествам. Позднее в классике эта тенденция исчезает, и невозможно уже представить на ноге Аполлона Бельведерского или Афродиты Мелосской выбитые многострочные обращения к божеству. Статуя начинает восприниматься не только как дар паломника всесильному олимпийцу, но прежде всего как художественное произведение. Этот процесс, активно развивавшийся в течение всей эллинской истории, привел, собственно, к рождению искусства.

Также важные открытия были сделаны и в отраслях науки, где прослеживается взаимовлияние накопленных ранее знаний в древневосточной и греческой науке (астрономия, математика, медицина). Наиболее ярко совместное творчество афро-азиатских и европейских народов проявилось в области религиозной идеологии эллинизма.

Анализ средств массовой информации и предпочтений читателей показывает, что на рубеже XX—XXI веков общество находится на подъёме интереса к античному наследию. По всему миру ведутся интенсивные археологические поиски, и их результаты немедленно становятся предметом общественного обсуждения. В наше время античный мир сохранил свое значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. К нему обращаются современные историки, социологи, культурологи. Несмотря на тысячелетия, отделяющие нас от древних эллинов, мы во многом живем и дышим их сознанием мира, их отношением к бытию, окрашенным и обогащенным к тому же великими идеями христианства, сложившегося в рамках поздней античной культуры.

2. Культура Малой и Средней Азии периода эллинизма

Эллинистические города рассеяны по всему Средиземноморью, но больше всего их было и сохранилось в Малой Азии или, иначе, в Анатолии, на территории современной Турции. Города, известные своими масштабными архитектурными ансамблями, лежали в долинах и на склонах гор. Когда топография позволяла, делали прямоугольную планировку агор[2] и кварталов. Она сочеталась со свободно лежащими на рельефе линиями других элементов плана. Многие и многие города, поглощенные новыми перестройками, навсегда утрачены. Но некоторые сохранились. Кое-где кварталы опустились в море, в других случаях море отступило. И вот такие города, давно покинутые жителями, оказываются сейчас особенно интересными. Это Приена и Милет, некогда стоявшие на противоположных берегах большого залива, это Эфес, Галикарнас, Пергам, Афродизия, Ксантос, можно долго перечислять имена древних городов Анатолии. Рассмотрим некоторые из них, хотя греки традиционно (и несправедливо) считают античные города Малой Азии чем-то второстепенным по отношению к памятникам Афин, Олимпии, Эпидавра.

Разнообразие и неповторимость композиций внутри города соответствуют бесконечной вариантности пространственных композиций городов. Одна из лучших - композиция Эфеса. Основу ее составляет сложная пространственная ось, ведущая от одного архитектурного узла к другому. Она начиналась мощенной плитами улицей с колоннадами по обеим сторонам. Перспективу ее замыкала открытая чаша огромного театра, лежащего на склоне холма. Улица была торговой, обстроенной лавками, и вела она к агорам, лежавшим у подножия театра. Под прямым углом к Торговой улице, от театра шла вторая, Мраморная улица, продолжавшая пространственную ось. Угол между Торговой и Мраморной улицами занимали агоры. Второй перелом оси отмечен зданием библиотеки. Сейчас ее фасад восстановлен из руин.

Последний отрезок композиционной оси свободно лежит в лощине между двумя холмами, слегка изгибаясь, уходит вверх от библиотеки и через полкилометра приводит ко второму общественно-административному центру, где сосредоточены гимнасиум, одеон (пока не установлено, был это театр или зал собраний), стадион, храмы. Улица, носящая название Куретес, особенно интересна. С обеих сторон к ней сбегали с холмов переулки, застроенные жилыми домами. Вдоль самой улицы стояли богатые дома, перемежавшиеся с небольшими святилищами, фонтанами, термами. Вдоль части улицы вблизи второго центра стоит глухая стена. Она служила фоном для установки статуй выдающихся людей Эфеса. Обычай ставить такие статуи существовал порой и в других греческих полисах.

Как крупный торговый, ремесленный и административный центр Эфес существовал долго, со 2-го тысячелетия до н. э. и до средних веков. Однако композиционное формирование его произошло в классический и эллинистический периоды развития греческой архитектуры. Римское время добавило лишь репрезентативные сооружения, стадион, гимнасии, термы[3], воздвигнутые вокруг общественного центра. Каким было население Эфеса, пока неясно. Называют цифры от 30 до 300 тыс. Что правильнее, можно будет сказать только после широкомасштабных раскопок.