Смекни!
smekni.com

Эстетика как наука: предмет эстетики, факторы, влияющие на его становление (стр. 2 из 3)

В рамках эстетической деятельности главной установкой является деятельность по законам красоты. Разработанными и самостоятельными формами эстетической деятельности являются, искусство и дизайн.

Дизайн - сознательное художественное формообразование предметной среды. В дизайне присутствует единство художественности и утилитарности. Дизайн близок архитектуре, которая, также совмещает художественные и. чисто утилитарные цели. Художественное конструирование стремится к цели единства прекрасной формы и утилитарного содержания.

Специфика искусства.

Искусство также является традиционной, естественно, более старшей, чем дизайн, формой эстетической деятельности. Раздел, посвященный искусству, включает в себя особенности процесса художественного творчества, проблемы содержания и формы искусства, морфологию (классификацию) искусства, проблемы эстетического восприятия. К проблемам художественного творчества относится изучение художественных направлений в искусстве стиля, индивидуальной манеры творчества..

Эстетическая культура современного общества. В этом разделе особое внимание уделяется анализу таких понятий, как элитарное искусство, массовое искусство, контрискусство.

Синтетичность искусства, многоплановость и одновременно целостность его воздействия на человека предопределяют функциональность художественной культуры. Чаще всего выде­ляются следующие функции эстетической культуры:

-познавательная, выражающая специфику эстетической культуры как познания жизни через систему художественных образов;

-воспитательная, заключающаяся в воздействии эстетической культуры на людей, в ее возможностях формировать духовный мир человека;

-коммуникативная, которая означает, что эстетическая культура является средством духовного общения людей и служит каналом передачи не только знаний, но и чувств;

-семиотическая т.е. художественные ценности представляются как система знаков);

-гедонистическая (способность эстетической культуры возбуждать чувства, эмоции, доставлять эстетическое удовольствие и наслаждение);

-зрелищная (эстетическая культура как развлечение, зрелище, игра).

Зрелищная функция сближает эстетическую культуру с дру­гой сферой культуры — сферой развлечения (с проблемой сво­бодного времени, культурного отдыха). Значение развлечений возрастает в условиях интенсификации общественной жизни, повышения нервных нагрузок, расширения СМИ.

Эстетическая культура способствует развитию и совершен­ствованию всей духовной сферы общества. Воздействие эстетической культуры на духовную жизнь многопланово (отно­шение людей к труду, природе, человеческие отношения, поступки и действия).

Основные эстетические ценности.

Своеобразие эстетических ценностей определяется специфическим характером эстетического отношения человека к действительности непосредственным чувственно-духовным бескорыстным восприятием, ориентированным на познание и оценку содержательной формы, структуры, меры организованности и упорядоченности реальных объектов.

Соответственно, эстетической ценностью могут обладать:

- предметы и явления природы, доступные чувственному созерцанию;

-сам человек (его облик, действия, поступки, поведение);

-вещи, создаваемые людьми;

-продукты духовной деятельности (научной, публицистической и т.п.), поскольку их структура оказывается чувственно воспринимаемой и оцениваемой;

-произведения искусства во всём многообразии его видов.

Наличие определенной эстетической ценности у всех этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему общественно-исторических отношений они включены. Поэтому, несмотря на то, что носителем эстетической ценности может быть природный объект, её содержание всегда является социально-историческим и воплощает в себе диалектическую связь национального и интернационального, исторически устойчивого и изменчивого, группового и индивидуального.

Многообразны не только носители эстетической ценности, но и её виды. Основным видом эстетических ценностей яв­ляется прекрасное.


Вопрос 2. Прекрасное как традиционный предмет эстетики.

Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматривают другие эстетические феномены. Прекрасное всегда исторически-конкретно. Разные исторические периоды знают разные идеалы красоты. Прекрасное всегда национально окрашено. У разных народов, пусть и живущих в одну эпоху, представления, о прекрасном различны, а то и противоположны. Многие ученые связывают это с закреплением в сознании того или иного народа как «прекрасных» определенных полезных признаков.

Чернышевский в своей эстетической диссертации говорит о противоположности представлений о красоте у разных сословий, в частности дворянского и крестьянского.

Наряду с «прекрасным» эстетическое сознание включает и другие категории: возвышенное, трагическое, комическое и др. При рассмотрении этих категорий прекрасное выступает мерой. Возвышенное - это то, что эту меру превышает. Трагическое -то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое -то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается не страданием или гибелью, а смехом.

Некоторые отечественные эстетики (М. С. Каган, Л. Столович) выделяют наряду с положительными эстетическими ценностями их антиподы -безобразное, низменное. Они делают это на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных, Так, в сфере гносеологии и логики сталкиваются понятия «истинность» и «ложность», в сфере этики понятия добра и зла. Поэтому и научное исследование в области эстетики, считают указанные ученые, должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.

Другие ученые утверждают, что такие понятия, как безобразное и низменное, не могут считаться эстетическими категориями. Качества, выражаемые этими категориями, не могут иметь положительного значения для человека, т. е. эти категории не могут являться положительными ценностями.

Подробнее эти категории рассмотрим на семинаре.


Вопрос 3. Многообразие форм эстетической деятельности.

Сфера эстетического освоения мира гораздо шире искусства. Она охватывает и труд, и быт, и культуру (например область
садово-парковой кулътуры).

Сады и паркипродукт культурной деятельности, стремящейся к гармонии, к породнению с облагороженной природой. Не являясь в строгом смысле слова собственно искусством, садово-парковая кулътура развивается вместе с ним и под его влиянием, что сказалось в развитии стилей садов и парков вслед за развитием художественных направлений в искусстве. Существуют сады и парки ренессансные, барокко и рококо, сады классицизма и романтизма. В пределах каждого стиля есть свои национальные особенности, а внутри национального стиляпочерк отдельных садоводов. Например, парк французского классицизма в Версале, сады голландского барокко в Московском Кремле ( они огораживались стенами, украшались беседками), сады с уклоном в рококо есть и в Царском Селе .

Эстетическая деятельность включает в себя:

1.практическую (садово-парковая культура, дизайн и т. д.),

2.художественно-практическую (карнавал, свадебный или погребальный обряд, этикетное поведение и т. п.),

3.художественно-творческую (создание произведений искусства),

4.художественно-рецептивную (восприятие произведения)

5.рецептивно-эстетическую (восприятие красоты реального пейзажа )

6.духовно-культурную (выработка идеалов личного вкуса, вынесение вкусовых суждений, оценок и т. п.),

7.теоретическую (выработка эстстических концепций и взглядов). Эстетические взгляды; представления, вкусы, идеалы, будучи результатом внутренней, духовной деятельности человека, обогащающей его личность, находят свой выход вовне - во всех формах эстетической деятельности и ее продуктах.

Эстетические впечатления-память об эстетических представлениях, их оценка и закрепление в сознании существенного.

Эстетические вкусы- система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на обобщенной творческой переработке исторически обусловленных эстетических впечатлений.

Эстетический идеал - представление о высшей гармонии и со­вершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека по преобразованию мира и созиданию культуры. Идеал не совпадает с действительностью и является обобщением лучшего в ней, домысливанием желаемого, но еще не существующего, Народ, создающий идеал, создает и гениев, .приближающихся к этому идеалу и приближающих к нему реальность.

Эстетические концепции - теоретически осмысленный в свете определенного мировоззрения и приведенный в научную систему исторический опыт эстетической деятельности людей.

Эстетические взгляды- система эстетических концепций, господствующая в данном обществе или в одном из его подразделений и определяющая дальнейшую практику эстетической и художественной деятельности людей.

Совокупность художественной деятельности, ее продуктов (творчество, произведения искусства)., учреждений, руководящих этим процессом (министерства, комитеты, управления, отделы и т. д.), а также обслуживающих его, готовящих кадры художественной интеллигенции (художественные вузы, училища, школы, студии и т. д.) и обеспечивающих социальное функционирование искусства, (музеи, библиотеки, кинотеатры, театры, концертные залы и т. д.), составляет художественную культуру общества.

Последняя, в свою очередь, в единстве со всеми формами эстетической деятельности, а также с учреждениями, обеспечивающими ее, образует пласт эстетической культуры общества.