Смекни!
smekni.com

Эстетические учения и искусство эпохи Средневековья (стр. 2 из 2)

5. карнавальный смех преобразует мир на его собственной естественной основе. Он развязывает естественную стихию жизни для творения ее новых форм;

Карнавальный натурализм – целый пласт средневековой художественной культуры. Он несет радостную концепцию мира, отличающуюся от концепции и сакрального символизма, и рыцарского романтизма.


Вопрос № 2. Искусство эпохи Возрождения

2.1 Особенности Возрождения

Возрождение – целая эпоха в развитии искусства, последовавшая за Средними веками и характеризующаяся зарождением и утверждением идей гуманизма. Начало Возрождения относят к XIV в., а вся эпоха продолжалась в течении XIV – XVI вв. Историки разделили эпоху Возрождения на ранний, средний, высокий и поздний периоды. Италия – родина Возрождения.

Возрождение сформировала новые понятия о природе мироздания и о роли человека в нем. Великие художники творили эпоху Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо, Макиавелли и Санаццаро, Леонардо да Винчи, Микеланджело – в Италии; сэр Томас Мор, сэр Томас Вайаат, Э. Спенсер, сэр Сидней, Шекспир – в Англии.

Возрождение как художественная эпоха включает в себя два художественных направления: ренессансный гуманизм и барокко. Эти направления принадлежат одной эпохе и имеют много общего: чувственность, гедонизм, натуралистическая конкретность, наивная простота.

2.2 Ренессансный период очарования свободой

2.2.1 Ренессансный гуманизм

Ренессансный гуманизм – художественное направление эпохи Возрождения, разрабатывавшее гуманистическую художественную концепцию. Ренессансный гуманизм открыл индивидуального человека и утвердил его мощь и красоту. Его герой – титаническая личность, свободная в своих действиях. Ренессансный гуманизм – это свобода личности от средневекового аскетизма. Изображение обнаженной натуры, прелести человеческого тела были зримым и сильным аргументом в борьбе с аскетизмом.

2.2.2 Маньеризм

Маньеризм – от ит. вычурность или манера. Термин вошел в широкий обиход в XX в., но применялся еще Вазари в XVI в. к итальянской живописи и архитектуре периода 1520 – 1600 гг.

Маньеризм – художественное направление эпохи Возрождения, возникшее в результате отталкивания от ренессансного гуманизма.

Маньеризм зародился во Флоренции в 20 – х гг. XVI в.

Маньеризм – художественный стиль, характеризуется орнаментальностью языка, оригинальным синтаксисом и усложненной речью, экстравагантными персонажами. Аффектация, потеря чувства меры, неустойчивая динамическая композиция – устойчивые черты авторского стиля в маньеризме.

Маньеризм начинается на рубеже XVI и XVII вв. в комедийно – бытовом романе, во фламандской и голландской жанровой живописи. Маньеризм в Италии – это скульпторы Б. Челлини, Джамболонья; живописцы Я. Понтормо, А. Бронзино. В рамках маньеризма сложились и произведения итальянского художника XVI в. Пармиджанино, придававшего элегантность изображаемым человеческим фигурам и усиливавшего эмоциональное воздействие на зрителя путем изящной деформации этих фигур за счет удлинения рук, ног, шеи. В архитектуре в русле маньеризма работали Ж. Вазари, Б. Амманати.

Маньеризм начался в Италии, которая была центром художественной культуры эпохи Возрождения. От этого эпицентра расходились волны художественных воздействий, и в разных странах Европы на собственной национальной основе возникал маньеризм «под другими псевдонимами» со своими национальными особенностями. Таковы гонгоризм (Испания, Португалия, Латинская Америка), прециозная литература (Франция), эвфуизм (Англия).

Эвфуизм – художественное направление английской литературы, родственное и типологически сходное с итальянским маньеризмом. Литературе эвфуизма свойственны – изысканность слога, перенасыщенность риторическими фигурами, риторика.

Гонгоризм – одно из национальных течений маньеризма, развивавшееся главным образом в испаноязычных и португалоязычных литературах. Гангоризм утверждает, «чистую форму», усложненный синтаксис, преувеличенную и изощренную метафоричность.

Прециозная литература – французская национальная форма маньеризма как художественного направления эпохи Возрождения. Утонченность, аристократичность, изысканность, светскость, куртуазность – качества прециозной литературы.

2.3 Период разочарований (кризис Возрождения)

2.3.1 Барокко

Сам термин «барокко» происходит от португальского, испанского, итальянского – жемчужина естественно – неправильной формы, странный, причудливый. Этот термин введен был критиком Теофилем Готье одновременно с понятиями «арабески», «гротеск». По мнению других ученых термин введен в конце XIX в. швейцарскими теоретиками Я. Буркхардтом и Г. Вель – флином, видевшими в барокко внеисторический стиль завершающих этапов различных культур, противостоящий вневременному Ренессансу, Ренессанс и барокко рассматривались как чередующиеся стилистические принципы.

В середине XVIII в. термин «барокко» служил критике вычурного и экстравагантного стиля архитектуры XVII в. Позже он утратил негативный оттенок и стал применяться к скульптуре, живописи, музыке, литературе.

Барокко – художественное направление эпохи Возрождения, отражающее кризисную для этой эпохи концепцию мира и личности, утверждавшую экзальтированного, гуманного скептика – гедониста, живущего в неустойчивом, неуютном, несправедливом мире. Герои барокко – это или экзальтированные мученики, изверившиеся в смысле и ценности жизни, или полные скепсиса утонченные ценители ее прелестей. Художественная концепция барокко гуманистически ориентирована, однако социально пессимистична и полна скепсиса, сомнений в возможностях человека, ощущения тщетности бытия и обреченности добра на поражение в борьбе со злом.

Барокко – термин, охватывающий целый исторический период развития художественной культуры, порожденный кризисом эпохи Возрождения и ренессансного гуманизма; художественное направление, существовавшее в период между Возрождением и классицизмом (XVI – XVII вв., а в некоторых странах до XVIII в.).

2.3.2 «Плеяда»

«Плеяда» - французская поэтическая школа, развивавшая художественное направление, которое утверждало человека национальной культуры, живущего в государстве и ориентированного на национальные и государственные ценности. «Плеяда» - предбарокко, составная часть эпохи Возрождения, группа французских стихотворцев, обновлявшая классические поэтические жанры. «Плеяда» внесла большой вклад в развитие поэзии Франции и в разработку эстетики Возрождения.

«Плеяда» - группа из семи поэтов Ж. Дора, П. Ронсар, Ж. Дю Белле, Ж.А. де Баиф. Э. Жодель, Р. Бело, П. де Тайар.

«Плеяда» своим творчеством образовала целое художественное направление со своей устойчивой художественной концепцией: жизнерадостный человек национальной культуры, живущий в государстве и ориентированный на национальные и государственные ценности.

Основатель «Плеяды» французский гуманист Ж. Дю Белле, автор трактата «Защита поэзии» (1549), где он выдвигает эстетические нормы и подчеркивает значение древних классических образцов.

Плеядовцы тяготеют к возвышенному и выступают против измельчания жанров, против превращения их в нечто невыразительное, содержательное, мелкотравчатое.

2.3.3 Рококо

Рококо - художественное явление, возникшее, как и соответствующий ему термин, в XVIII в. Термин относился к архитектуре, прикладному и декоративному искусствам, с известной осторожностью его применяли к некоторым литературным произведениям XVIII в. Рококо – художественное направление, близкое по времени и по некоторым художественным особенностям барокко и утверждающее художественную концепцию беззаботной жизни изысканной личности среди изящных вещей.

Термин «рококо» использовали также для обозначения декоративной обработки камня. «Рококо» как литературный термин осмотрительно используют для обозначения легкого, яркого, изящного и приукрашенного элегантными поворотами и вспышками остроумия, образно или словесно изощренного.


Список использованной литературы

1. Ю.Б. Бореев «Эстетика», «Феникс», Ростов – на – Дону 2004 год.

2. А.А. Радугин «Эстетика», Москва 2001 год.

3. А.В. Михайлов «Кризис эстетики», Москва 1991 год.