Смекни!
smekni.com

История отечественного искусства (стр. 10 из 14)

Поэзия Есенина удивительным образом сочетает в себе грусть о тяжёлом для России времени, нищете и разрухе с великолепием общей картины русской природы. В отличие от большинства поэтов и писателей своего времени, он в своём творчестве старается как можно меньше внимания обращать на события, происходящие в общественной и политической жизни родины, но в то же время выражает грусть и тоску особым способом. Очень часто в произведениях поэта встречаются такие слова как "край", "Русь", "родина". Он истинный патриот своей страны, которому не безразлично то, что с ней будет.

В его стихотворениях поэта практически всё живёт, дышит, чувствует как человек. Причём все эти чувства близки и понятны самому Есенину. Но основными образами стихов Есенина всё же остаются деревья. Не случайно поэта иногда называют автором "древесного романа". Ведь именно ему свойственно наделение деревьев человеческими чертами. Наверно, ни у одного другого поэта не уделяется столько внимания клёну, иве, липе рябине и черёмухе. С каждым деревом у поэта связан определённый образ. Берёза, в частности благодаря Есенину стала символом русской природы в поэзии и символом России вообще. По мере взросления восторженность поэта постепенно сменяется грустью по уходящей молодости. Она проявляется и в его произведениях ("Отговорила роща золотая…", "Не жалею, не зову, не плачу…"). Переживания поэта также связаны с грустью о покинутом родном доме (стихотворения "Я покинул родимый дом …", "Низкий дом с голубыми ставнями…").

В начале 20-х годов в творчестве Есенина был период, когда личные проблемы заставили его немного изменить тематику своего творчества. Душевный и творческий кризис выразился в сборниках "Исповедь хулигана" и "Москва кабацкая". В них поэт предстал скандалистом, хулиганом и пьяницей. Однако при упоминании творчества Есенина всем, прежде всего, вспоминаются великолепные картины русской природы, нарисованные им в своих стихотворениях и знаменитая русская берёза, ставшая в стихотворениях С.А. Есенина символом русской души и России.

Немного меньше внимания поэт уделяет животным, но всё же изображает их особым образом, показывая их близость к человеку. Особенно хорошо это выражено в стихотворениях "Песнь о собаке", "Лисица", "Корова" и других.

Важным событием в жизни поэта стала его встреча с американской танцовщицей Айсидорой Дункан. Вскоре она стала не только его музой, но и женой. Вместе с Дункан Есенин некоторое время путешествовал по Европе и Америке: поэт побывал в Германии, Бельгии, Франции, Италии, США. Однако, как и предыдущие браки Есенина, этот оказался недолгим: после возвращения на родину поэта они расстались.

Воодушевление Есенина, с которым он встретил революцию, быстро сменилось разочарованием. Конечно, после войны во всей стране царила разруха, а до искусства никому не было дела. Есенин выступил с критикой правительства, в результате чего началось его преследование. В газетах стали появляться статьи о пьяных дебошах поэта. Есенину пришлось скрываться: он ездил на Кавказ, возвращался на родину в Константиново. В 1925 он даже лёг в психоневрологическую клинику, где его довольно трудно было отыскать. Однако вскоре о местонахождении Есенина стало известно, но профессор клиники отказался выдать поэта. Вскоре он, смешавшись с толпой посетителей, всё же сумел покинуть больницу, за которой велось наблюдение.

28 декабря 1925 года его не стало. Долгое время считалось, что поэт покончил жизнь самоубийством, однако расследование, проведённое в последние годы, показало, что это вполне могло быть убийство. О причине смерти поэта споры не прекращаются до сих пор, однако большинство склонны считать последнюю версию более реальной.

За свою достаточно короткую жизнь поэт смог оставить о себе большую память. Его считают одним из истинно русских поэтов, а его особенный неповторимый стиль известен далеко за пределами России, но всё же лучше всего он понятен и близок именно русскому человеку.

Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге. Его отец, Александр Львович, был профессором права в Варшавском университете, а мать, Александра Андреевна, писательницей и переводчицей. Детство Александр провёл в основном в доме деда, на лето выезжая в подмосковное имение матери Шахматово. Окончил Введенскую гимназию, после чего поступил на юридический факультет петербургского университета, однако, проучившись там три года, решил перейти на историко-филологический факультет. В 1903 году Александр женился на дочери знаменитого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева.

Писать стихи Александр начал ещё в детстве, но серьезно заниматься поэзией стал лишь в начале XX века. Творческий дебют поэта состоялся в 1903 году в журнале новый путь. Спустя год он знакомится с Андреем Белым, ставшим одним из наиболее близких друзей поэта. Также несколько стихотворений поэта были опубликованы в сборнике стихов студентов Императорского Санкт-Петербургского университета. Вскоре был напечатан и собственный сборник Блока "Стихи о прекрасной даме".

Важную роль в жизни и творчестве Блока сыграли события революции 1905 года. В произведениях этого периода преобладают различные стихии (вьюга, метель). Меняются и главные герои произведений. Ими по-прежнему остаются женщины, но Прекрасную Даму сменяют мистические и таинственные Незнакомка и Снежная маска. В то время поэт был уже достаточно популярен, его стихи печатали в различных журналах - "Вопросы жизни", "Весы", "Золотое руно" - и газетах "Речь", "Слово", "Час". Причём далеко не все произведения Блока поэтические, он пишет сценарии для театра, а также выступает в качестве критика. С 1907 года он даже становится главой критического одела в журнале "Золотое Руно".

Развиваются отношения поэта с другими литераторами этого времени. Он становится постоянным посетителем "Кружка молодых", в который входят деятели искусство нового времени. В то же время Блок знакомится с актрисой театра Волоховой. Именно ей были посвящены сборники "Снежная маска" и "Фаина". За ними следуют сборники "Нечаянная радость" и "Земля в снегу", а также пьесы "Незнакомка" и "Песня Судьбы". Этот период в творчестве Блока вообще довольно плодотворный: он не только пишет множество произведений и публикует критические статьи, но и выступает с докладами в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе.

Основной темой творчества Блока становится проблема взаимоотношений народа и интеллигенции, которая пытается в это время помочь ему. У Блока становится всё больше произведений, посвященных родине, при этом он соединяет этот образ с образом любимой. Однако публицистические статьи этого периода довольно холодно были восприняты критиками. Сам поэт тоже понял, что обращение к народу через прессу у него не получилось, и постепенно стал отходить всё дальше от публицистики, вернувшись к своей любимой поэзии. В 1909 году поэт посещает Италию. Итогом этой поездки стал цикл "Итальянские стихи".

После этого сам Блок ощутил, что на данном этапе творчества ему необходимо взять паузу. Как нельзя кстати оказалось наследство отца, полученное после его смерти в 1909 году. Оно позволило Блоку не думать о заработке на собственных произведениях и сосредоточится на долгосрочных проектах.

В это время поэт полностью самоустранился от публицистической деятельности и участия в общественной литературной жизни. В 1910 году он начинает работу над эпической поэмой "Возмездие". Через год выходит сборник "Ночные часы", а позже Блок создаёт пьесу "Роза и Крест". После этого Блок занимается переработкой вышедших ранее книг, результатом чего становится трехтомное собрание стихотворений. Этот сборник переиздавался несколько раз, ещё при жизни поэта. Они дополнялись произведениями, написанными в этот период - цикл "Кармен", поэма "Соловьиный сад" и некоторыми другими.

В 1916 году Блока призывают в армию, где он служит табельщиком в инженерно-строительной дружине под Пинском. После революции 1917 года Блок возвращается на родину и входит в состав комиссии, расследующей преступления царского правительства. Там он занимается редактированием стенографических отчётов. По итогам этого события Блоком была написана книга "Последние дни императорской власти".

После революции он вновь возвращается к публицистике. В газете "Знамя труда" появляется его цикл статей "Россия и интеллигенция". Вскоре появилась поэма "Двенадцать" и стихотворение "Скифы". Критика настороженно отнеслась к этим произведениям, как к несоответствующим необходимым представлениям о революции, однако отдавала должное его близости к народу.

Кроме того, в 1918 начинается новый этап в прозаическом творчестве поэта. Он выступает с докладами на заседаниях Вольной философской ассоциации, а также пишет несколько фельетонов. С 1918 года он начинает сотрудничать с Театральным отделом, а позднее с Большим Драматическим театром. Также Блок становится членом редакционной коллегии издательства "Всемирная литература", а в 1920 году - председателем Петроградского отделения Союза поэтов.

В отличие от С.А. Есенина, чаще всего использовавшего образы растений, Блок больше внимания уделял образам стихий, в особенности ветра. Часто в творчестве поэта встречаются такие явления как метель, вьюга, буран. Сам тон стихов Блока всегда стремительный, несущийся куда-то в даль. Часто встречаются описания заката, окрашенного огненными или кровавыми красками. Даже звёзды у него не стоят на месте.