Смекни!
smekni.com

Культура дореформенной России (60-90-е годы XIX в.) (стр. 2 из 3)

Центральную роль в общественной жизни в пореформенной России играла интеллигенция, формировавшаяся еще со времени выступления Радищева и декабристов, в 60-е г.г. 19 века она обрела имя (термин «интеллигенция» ввел писатель П.Д. Боборыкин) и оформилась как слой просвещенных, образованных людей, занимавших активную общественную позицию. Специфика этого слоя заключалась в его оппозиционности к деспотическому режиму, правда, формы и методы оппозиции были различны (от либеральной умеренности и консерватизма до радикальной революционности).

В России по существу никогда не было влиятельной либеральной идеологии. Единственным философом либерализма можно считать В.Н. Чичерина (1828 – 1904), бывшего скорее либеральным консерватором. Умеренный либерал К.Д. Кавелин (1818-1885) исповедовал идею мирного обновления общества посредством широкого гражданского согласия. При всей умеренности в либеральной печати, именно, благодаря ей, происходило формирование нового политического сознания, особенно земского движения. Земская интеллигенция явилась питательной средой для различных направлений общественной мысли – либеральной, культурнической, революционной.

Наиболее мощное революционное направление в форме народнической идеологии в 60-70-е годы распадалось на несколько течений. «Апостолами» русского анархизма были, по иронии судьбы, три аристократа: родовитый дворянин М.А. Бакунин (1814-1876) , князь П.А. Кропоткин (1842-1921) и граф Л.Н. Толстой (1828—1910). Бакунин и его сподвижник С.Г. Нечаев (1847-1882) считали главной задачей революционного движения беспощадное разрушение государственного и общественного строя.

Толстой ставил в центр своей философии отказ от любого насилия, включая «сопротивление злу насилием». Вступив на путь религиозной мистики (хотя сам он и не признавал мистического характера своих идей), Толстой абсолютно не принимал государство и, по существу, пришел к мистическому анархизму. Экономический строй, социальные отношения, судебные установления - все это в его представлении было лишено всякого смысла и оправдания. Толстой был страстным поклонником Руссо в критике культуры и в воспевании «естественных движений души», с беспощадностью относился он и к науке, если она не подчиняла себя этическому началу. Основную беду современности, всей культуры он видел в распаде ее на ряд независимых сфер. Отсюда своеобразный поворот к теократии и антиисторизм Толстого, его возврат к идее религиозной культуры, единственно способной дать синтез исторической стихии и вечной правды, раскрыть в земной жизни Царство Божие. Кропоткин, не отвергая революционной борьбы против угнетения, опровергал Марксову теорию классовой борьбы и доказывал, что решающей силой в развитии человеческого общества всегда были сотрудничество и взаимопомощь, а не классовая борьба. Своеобразный анархический элемент можно обнаружить во всех русских социальных течениях XIX в. и у великих русских писателей, и в самом складе русского характера.

Особой популярностью в кругах разночинной интеллигенции в 60-е годы пользовался журнал «Русское слово» благодаря сотрудничеству в нем Д.И. Писарева (1840-1868). Не призывая к революции, он выдвинул идею достижения социализма через индустриальное развитие страны («теория реализма»). Высмеивая все стороны современной русской жизни, глава русского нигилизма проповедовал освобождение личности от религиозных, бытовых и семейных пут. Герцен, встретившись с последователями Писарева в эмиграции был удручен внешней грубостью, невежеством и душевной пустотой этих, как он выразился, «Ноздревых и Собакевичей нигилизма». Цинизм в личных отношениях эгоизм и антисоциальность нигилистов заставили содрогнуться русских писателей разных направлений, от Тургенева до Лескова, от Гончарова до Достоевского. Отрицая, подобно Писареву, самостоятельное значение художественных ценностей, Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и Н.А. Добролюбов (1836-1861) на страницах «Современника» занимались не только «разрушением эстетики», но и развивали идеи революционного народничества.

В 70-е годы крупнейшими идеологами революционного направления общественной мысли и деятельности революционного движения были «русский якобинец» П.Н. Ткачев (1844-1885/86), сторонник заговорщицкого метода борьбы, и П.Л. Лавров (1823-1900), идеолог пропагандистского метода («Исторические письма»). Неудача культурной деятельности народнической интеллигенции («хождение в народ») привела к террору. После восьми покушений, 1 марта 1881г. был убит Александр II. Этот «успех» «Народной воли» дорого обошелся не только освободительному движению (казнь 5 народовольцев), но и всему народу. Власть в стране на 24 года практически перешла к главному советнику двух последних императоров К.П. Победоносцеву (1827-1907), ярому реакционеру, даже умеренные реформы Александра II считавшему "преступной ошибкой".

В условиях реакции, в 80-е годы, возник небывалый в русской общественной жизни феномен национализм, обличение которого было большой заслугой выдающегося религиозного философа В.С. Соловьева (1853—1900), и одновременно возрождался революционный идеал - в виде русского марксизма. В «замороженной» Победоносцевым, «гниющей под снегом» России (А.П. Чехов) к концу века возникли апокалипсические настроения, выраженные в пессимистическом ожидании пришествия царства антихриста (В.С. Соловьев). Некоторые связывали эти эсхатологические ожидания с предчувствием конца Российской империи, с неотвратимостью революции (К.Н. Леонтьев).

Литература

Русская литература 2-й пол. XIX в. самая философская, и социальная в Европе. В ней в художественных образах отразилась вся сила мысли великого народа, не нашедшая выражения в научных трактатах (из-за неразвитости философии и социологии). Сокровища мысли и духа заключены в художественном творчестве Достоевского и Толстого, Тургенева и Лескова, немыслимом без школы европейского гуманизма, но выросшем на русской почве. Религиозная тема «мучила» не только философскую и общественную мысль, но и великую русскую литературу, отсюда ее учительный характер.

Ф.М. Достоевский (1821-1881), гениальный художник и выдающийся философ, может быть, в наибольшей степени из писателей XIX в. осуществлял учительную миссию. Глубочайший аналитик человеческой души, он обладал и даром предвидения. В пророческой «Легенде о Великом Инквизиторе» («Братья Карамазовы») есть гениальное прозрение о тоталитарных режимах будущего. Творчество Достоевского отразило страстную напряженность русской проблематики («Записки из Мертвого дома», 1861- 62; «Униженные и оскорбленные», 1861; «Преступление и наказание», 1866; «Идиот», 1368; «Братья Карамазовы», 1879-80).

Одному из лучших романистов XIX в. И.А. Гончарову (1812-1891) присуща необычайная сила художественного обобщения, позволившая создать такой «всероссийский тип», как обломок («Обыкновенная история», 1847; «Обломов», 1869; «Обрыв», 1869).

И.О. Тургенев (1818-1883) в произведениях середины XIX в. выступил как яростный противник крепостного права («Записки охотника», 1847-52 и др.). В пореформенные десятилетия писатель показал столкновение главных социальных сил в России 60-х годов и создал противоречивые образы новых героев — разночинцев («Отцы и дети», 1862; «Дым», 1867; «Новь», 1877). Чуткость к острым проблемам современности, глубокий реализм, стройность композиции, богатство языка, наконец, целая галерея прекрасных женских образов делают творчество Тургенева весомым вкладом в русскую и мировую литературу («Ася», 1858; «Дворянское гнездо», 1859; «Накануне», 1860; «Вешние воды» и др.). Произведения Л.Н. Толстого отличались не столько широтой типов, сколько мастерским изображением подробностей жизни человека и природы, тончайшим воспроизведением "диалектики души". Тема мучительных поисков нравственного идеала в приобщении к естественной жизни народа, к природе проходит через все творчество писателя. В необычайно правдивой литературе XIX в. Толстой был едва ли не самым правдивым писателем, и та правда, которую он выражал в своих произведениях, жгла и терзала его самого («Исповедь»; «Война и мир», 1863-69; «Анна Каренина», 1873-77; «Воскресение», 1889-99).

Обличительный пафос вообще присущ русской литературе XIXв., творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889) — одно из ярких тому доказательств («Сказки», «История одного города», 1869-70; «Господа Головлевы», 1875-80). Величайшие писатели-реалисты не только отображали жизнь, но и искали пути ее преображения.

Музыка и театр

Вторая половина XIX в. - плодотворнейшая эпоха в истории русской музыки, особое место в которой занимала деятельность содружества талантливых композиторов, названного критиком В.В. Стасовым «Могучей кучкой» (60-70-е гг.). Руководителем кружка был М.А. Балакирев (1836-1910). Деятельность «Могучей кучки» («Балакиревского кружка» или «Новой русской музыкальной школы») была связана с общим направлением передовой культуры России 60-70-х годов 19 века. Развивая традиции Глинки и Даргомыжского, музыканты находили источник вдохновения в народном искусстве и вместе с тем овладевали европейской системой музыкального мышления и выражения. Принципиальными основами искусства «кучкистов» были реализм и народность.

Велик вклад композиторов «Могучей кучки» в развитие камерной и симфонической музыки (увертюры на русские темы, восточная фантазия «Исламей» М.А. Балакирева; 2-я «Богатырская» симфония А.П. Бородина (1833-1887); фортепьянные миниатюры Ц.А. Кюи (1835-1918); фортепьянные пьесы «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского (1839—1881); симфонические сюиты «Шехерезада», «Испанское каприччо» Н.А.Римского-Корсакова (1844-1908) и мн. др., национальной оперы (народные музыкальные драмы на сюжеты из отечественной истории, фольклора и русской литературы; - «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусорского; «Псковитянка» Римского-Корсакова; эпическая опера Бородина «Князь Игорь» и др.).

Крупнейшим явлением музыки XIX в. было творчество П.И. Чайковского (1840-1893). Непревзойденный симфонист, 6 его симфоний («Манфред», «Ромео и Джульетта» и др.), скрипичные и фортепьянные концерты принадлежат к мировым шедеврам; реформатор балета, сделавший музыку ведущим компонентом балетной драматургии («Лебединое озеро», 1876; «Спящая красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892) , он создал и новый тип оперы («Евгений Онегин», 1878; «Мазепа», 1833; «Пиковая дама», 1890; «Иоланта», 1891 и др.). Воплощая в музыке темы и образы русской литературы и западной классики, Чайковский был по-настоящему национальным композитором.